Хатшепсут - женщина-фараон

Евгений Анатольевич Ефрешин
Величайший в мире Карнакский храмовый комплекс возводился на протяжении многих веков фараонами разных династий. Среди них есть и знаменитая женщина-фараон Хатшепсут, из XIII династии Нового Царства, при которой в Карнаке было воздвигнуто «Красное святилище» для церемониальной ладьи верховного бога Амона-Ра. Возводя храмы во имя богов и покоряя окружающие страны, как силы хаоса, фараоны тем самым утверждали на земле царство Маат (истина, справедливость, вселенская гармония), изгоняли Исефет (зло разрушение, грех и несправедливость). Гигантские гранитные обелиски, поставленные при Хатшепсут и достигающие 30 метров, были самыми высокими в Древнем Египте. До нас дошёл один из этих двух обелисков, высеченных из цельной глыбы гранита.

А на другом, западном берегу Нила строились гробницы, пирамиды и заупокойные храмы в честь закончивших свой земной путь и обожествлённых фараонов. В Дейр-эль-Бахри при жизни женщины-фараона Хатшепсут началось строительство её поминального храма. Он возводился недалеко от храма Ментухотепа I ( 2060 – 2010 гг до н.э.), фараона XI династии Среднего царства, родоначальника фиванских царей, при котором завершилось воссоединение Египта после смут и войн.
В храме Дейр-эль-Бахри (современное арабское название) большой ряд рельефов представляет рождение Хатшепсут. Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, третьего фараона XVIII династии и царицы Яхмес. Жена Тутмоса I Яхмес изображена в любовном общении с верховным богом Амоном, который провозглашает: «Хатшепсут должно быть имя моей дочери (долженствующей родиться)…Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной». ( Эта легенда предвосхищает сошествие Святого Духа и непорочное зачатие, не правда ли?)

Хатшепсут имела титулы: «Супруга бога Амона» и «Великая жена царя». «Супруга бога Амона» - это самый высокий ранг жрицы в культе главного египетского бога Амона-Ра, имевший кроме религиозного и важнейшее государственно-политическое значение. Само имя Хатшепсут, что значит «Находящаяся впереди благородных дам», осталось неизменным при восшествии на престол, но к нему ещё прибавилось тронное имя Маат-Ка-Ра (Справедливый дух Ра). Наследование в Древнем Египте происходило по женской линии, но фараоном должен быть мужчина. Так муж Хатшепсут Тутмос II стал фараоном, женившись на ней, не имея при этом собственной царской крови. Ранее отец Хатшепсут стал фараоном Тутмосом I, женившись на Яхмес. А Хатшепсут короновалась по велению высшего жречества и согласию большинства сановников, вопреки вековым традициям, став при этом фараоном и оттеснив от властвования своего пасынка, сына своего мужа Тутмоса II и наложницы Исиды. Хатшепсут не пожелала быть только регентом при малолетнем Тутмосе III и стала единственной полновластной правительницей.

Хатшепсут стала не первой женщиной фараоном в Древнем Египте, до неё на престоле Та-Кемет были две женщины, но они приходили к власти в переломные периоды, царствовали краткое время и не оставили после себя исторической памяти. Царица Хатшепсут – это первая реальная женщина, оставившая свой незабываемый след не только в египетской, но и во всемирной истории. Она вопреки многовековой традиции мужского престолонаследия не только короновалась как фараон, но и более 20 лет (21 – 22) успешно управляла самым могущественным государством того времени.

Но вернёмся немного назад, ко времени до коронации. После смерти своего отца Тутмоса I Хатшепсут стала женой Тутмоса II, своего сводного брата от второй жены Тутмоса I Мутнофрет. Для Древнего Египта близкородственные браки были распространённым явлением, а фараоны женились и на родных сёстрах и даже на дочерях. По мнению большинства историков Хатшепсут к моменту заключения брака было около 15 лет. Правил её муж Тутмос II недолго, по одним данным 14 лет, по другим всего 3 года. (Умер он по результатам современной компьютерной томографии его останков от болезни сердца.)

Вообще говоря, египетская хронология – это понятие весьма расплывчатое, зыбкое и неточное, многие исследователи в своих датировках значительно расходятся. Наиболее принятые годы рождения и смерти Хатшепсут 1495 г. до н.э. и 1458 год соответственно, правление 1479 – 1458 гг. до н.э., но опять же даты эти относительны и рядом египтологов оспариваются. По этим данным получается, что Хатшепсут прожила только 37 лет, что не стыкуется с годами её замужества и правления и вызывает обоснованные нарекания в точности. Известный египтолог Э.Ф. Венте указывает 1503 – 1483 до н.э., как годы её правления, а дата рождения при этом умалчивается.

Первые изображения Хатшепсут представляли её в женском обличии, но по принятию титула фараона она стала изображаться в головном уборе хат с уреем, накладной бородой и в мужских одеждах. Происходила трансформация в мужской образ, но в храмовых надписях царица продолжала именоваться прекраснейшей из женщин, известно также, что она не приняла важного фараонского титула – «Могучий бык». Да и к чему он был ей, матери двух прелестных дочек, Нефруры и Меритры?!
Легитимность Хатшепсут на престоле фараонов была обеспечена поддержкой большинства главных сановников и высшего жречества бога Амона-Ра. Бог Амон в египетском пантеоне был верховным богом и демиургом вселенной. Представление Хатшепсут-Хенеметамон (Первая из благородных дам, объединённая с Амоном) в образе и женщины, и мужчины придавала ей сакральную двойственность, возвышало божественную сущность.

Отец Хатшепсут Тутмос I был известен своими многочисленными завоевательными походами в Нубию и Азию, а правление Хатшепсут было одним из самых мирных в истории Древнего Египта. В её царствование египетское государство не расширялось, но укреплялось, процветало и возвышалось. Раздавались бесплатно земли для возделывания, быстро развивалось сельское хозяйство: росло производство овощей и зерна (ячменя, пшеницы, полбы), разводился крупный и мелкий скот, домашняя птица. При Хашепсут были восстановлены все разрушенные азиатскими завоевателями гиксосами храмы и памятники, строились многочисленные новые. Развивались ремёсла, архитектура, искусство, медицина, наука.

Женщина-фараон возглавляла несколько военных кампаний, имевших локальный характер, но главной была организованная ей экспедиция в далёкий, таинственный Пунт (современный Судан на границе с Эфиопией или Сомали). Несколько сотен матросов на 5 кораблях после полного опасностей мореплавания достигли древнейшей, загадочной страны, с которой Египет торговал со времён Среднего царства, но потом отношения были прерваны. Там они приобрели ладан и мирру, золото (вспомним тут и дары волхвов младенцу Иисусу!), слоновую кость, чёрное дерево, шкуры пантер, жирафов и других экзотических животных. Взяли с собой мирровые деревья в корзинах, ручных обезьян, а также чёрнокожих рабов. Триумфальным было возвращение военно-торговой экспедиции в Египет. Ладан и мирра послужили для благодарственных воскурений Амону, Осирису и другим богам, перед поминальным храмом Хатшепсут разбили сад из мирровых деревьев и других чужеземных растений.

Храм в Дейр-эль-Бахри назвали Джесер Джесеру – «Священнейший из Священных». (Тут же вспоминается более поздняя аналогия – «Святая святых».) Храм был вершиной зодчества не только Древнего Египта, но и всего мира. Вершиной на тысячу лет предварившей классическое великолепие греческого Парфенона. Он вырубался в скалах и состоял из трёх огромных террас, поднимавшихся одна над другой. На каждой террасе был открытый двор, помещения с колоннами – портики и уходившие в скалу святилища. Террасы Джесер Джесеру соединялись наклонными дорогами – пандусами.

В храме находилось более двухсот статуй, царица Хатшепсут представлялась в трёх образах: фараон, Осирис, сфинкс. Вход в святилище самой царицы на верхнем ярусе храма охраняли огромные статуи Хатшепсут, которые были видны с кораблей проплывающих по Итеру(Нилу).
Джесер Джесеру в течении 9 лет возводил великий зодчий и государственный деятель Сенмут. Он родился в селении Гермонтис к югу от Фив в скромной семье провинциального писца, но благодаря своим исключительным способностям достиг самых вершин в иерархии Древнего Египта. Сенмут был не только выдающимся архитектором, он занимал высшие государственные должности и носил многие почётные титулы. А после коронации Хатшепсут он был назначен «чати» Египта (соответствует современному премьер-министру).
До нас дошла запись Сенмута: «…Я был полезен царю, верен богам и беспорочен перед народом…» В документах той эпохи он упоминается как «Слуга супруги бога» (Хатшепсут) и «Слуга царской дочери» (Нефрура). Известны несколько его статуй с царевной Нефрурой, одна из них сейчас находится в Британском музее.

Взаимоотношения Хатшепсут и Сенмута скрыты мраком тысячелетий, но всё указывает на то, что великий визир и архитектор был избранным фаворитом, возлюбленным и тайным мужем женщины-фараона. Любовные страсти и тайны Древнего Египта!
Сенмуту было разрешено возвести себе гробницу рядом с храмом Хатшепсут, на третьей главной священной террасе поминального храма он изображён вместе с женщиной-фараоном, что для простого смертного нецарских кровей дело немыслимое. А безымянные строители оставили дерзкие граффити, в которых они не сомневались в сексуально-эротических отношениях Сенмута и Хатшепсут. Очень вольные картинки дошли до нас!
У Сенмута, по-видимому, неспроста не было ни жены, ни детей, что для мужчины того времени не только было не принято, но и считалось бесчестьем. Впрочем, о детях…Точно неизвестно, кто был отцом второй дочери Хатшепсут Меритры, и есть большие основания думать об отцовстве Сенмута.

Умер Сенмут за два года до кончины Хатшепсут, обстоятельства его смерти (возможно насильственной) неизвестны. А вот о смерти самой женщины-фараона известно больше, хотя и здесь загадок много. Умерла Хатшепсут в возрасте даже по древнеегипетским понятиям далеко не преклонном, по разным мнениям от 37 до 50 лет. Выдвигались мнения о причастности к смерти Хатшепсут её племянника, пасынка и зятя Тутмоса III. Но проведённый в 2007 году анализ её мумии установил, что причиной смерти было онкологическое заболевание с метастазами. В состав косметических мазей, которые она применяла, входили канцерогенные вещества креозот и бензопирен. То есть, по незнанию, царица продолжительное время наносила непоправимый вред своему здоровью, приведший к смерти.

После кончины мачехи фараон Тутмос III стремился уничтожить память о ней, разрушались её алтари и скульптуры, стирались письменные упоминания о ней. Но вопреки всему время сохранило имя Хатшепсут, её изображения и скульптуры есть в самых известных музеях мира, а поминальный храм в Дейр-эль-Бахри восстанавливается во всей своей красе.

На обелиске в Карнаке есть высказывание Хатшепсут: «Сердце моё трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы?»
Прошло три с половиной тысячи лет, мы смотрим с огромным интересом, поклоном и благодарностью.

Храм Хатшепсут. Фото автора.