Шамбала II Непал-Катманду

Евгений Кашкаров
В Катманду сразу поражают два факта: обилие Храмов и громада города, обступишая Храмы со все сторон. Храмы и город ещё находят общий язык, но город уже вошёл на территорию Храмов...

Особенно много Храмов в старом Катманду – на левом берегу реки Багмати. По административным соображениям он назван Патаном. Сейчас это южное подбрюшье города, а новый Катманду расстраивается севернее. Храмы, ступы и небольшие святилища встречаются в старом Катманду на каждом шагу. Нельзя пройти больше сотни метров, чтобы не увидеть один из древних ансамблей.

Храмы дышат древностью. Печать Времени читается здесь и в камне, и в дереве, доживающем свой век на отдельных колоннах, дверях, стенах... Читается в архитектуре. На входе Храмы охраняют два льва или два слона, а двери, колонны и стены заполняют незнакомые мне боги и другие изображения. Знакомы только Ганеша, Кришна и богиня Кали...

Когда я начал приглядываться, я увидел печать Времени и в стенах городских домов. Большинство из них выложено из добротного старого кирпича и либо надстроено новыми этажами, либо полностью сохраняет прежний стиль.

Над всем Катманду висит густой смог. Город дымит мотоциклами, запрудившими сотни узких улиц и десятки широких автострад. Нескончаемым потоком мотоциклы мчатся по городу и с утра до вечера наполняют его своими выхлопами и шумом. Только к вечеру, словно давая городу отдышаться, их поток тает и отроги Гималаев неясным призраком  проступают на горизонте над дымовой завесой.

Мотоцикл для нищего Непала – единственный доступный транспорт. В сравнении с автомобилем, он – спасение и для людей, и для города. Если бы не их несметное количество и выхлопы, спасение было бы идеальным. На узких улицах, где два автомобиля не могут разъехаться, мотоцикл легко решает проблему. Поэтому на нём ездят все – и молодое поколение, и старое. Все “закованы” в броню шлемов и масок, используемых уже не от ковида, а от смога... Улыбку неизменно вызывают туфельки на каблучках, стоящие на педалях мотоциклов… И – малыши, сидящие за рулём впереди мам и пап…

Водители непальцы – первоклассные. Я не видел ни  одной аварии. Без страха переходил улицу даже в двойном потоке, потому что водители ориентировались в нём лучше меня. Они обтекали прохожих – как река обтекает остров.

С первого дня я с интересом бродил по улицам и разглядывал живую древность. В отличие от России, где каменное и деревянное прошлое Старой Веры давно уничтожено и перелицовано, в Непале можно не только видеть, но и слышать Время...

А вот о России. Даже официальная статистика выдаёт о ней страшные цифры. Страшные, потому что ещё столетие назад Россия, как и Непал, тоже была переполнена Храмами. В 1914 году здесь насчитывалось 54174 Храма, 25593 часовень и 1025 монастырей. К 1987 году из всех строений выжило меньше 10%... Как тут не стереть нашу память? Особенно, если к уничтоженным тысячам Храмов добавить миллионы жизней… Это и есть тотальное уничтожение. И людей, и культуры.

В Непале, как и в Индии, всюду сохраняется древняя символика: свастика, звезда Велеса (не знаю как её называют в Непале и Индии), Солнце и другие солярные знаки. Парное расположение скульптур, барельефов и знаков орнамента сразу наталкивает на мысль о противоположных началах Жизни – мужском и женском, или Ян и Инь.

Свастика всюду левосторонняя – как вращение Земли. Не думаю, что она отрицает жизнь, хотя противоположна ходу Солнца. Скорее – отражает равновесие в движении планет и звёзд и напоминает о гармонии в Жизни людей и Вселенной.

Не случайно свастику после Второй мировой войны официально запретили использовать индейцам Северной Америки. Об этом мне ещё в 90-х рассказал в письме представитель компании PENDLETON, более столетия выпускавшей для индейцев одеяла и накидки с их традиционной символикой. Когда я хотел в Штатах купить себе на память одно из таких изделий, я нашёл их иллюстрации со свастикой в интернете, но не нашёл в продаже. Потому и обратился в компанию…

До Непала и Индии рука мирового кагала, спонсировавшего Гитлера, не дотянулась. Свастику здесь до сих можно видеть не только в Храмах и других святилищах, но и на одежде, машинах, воротах домов… Про Россию не говорю. Её судьба сейчас мало отличается от судьбы индейцев, тем более что и живём мы в одной резервации, называемой цифровой концлагерь.

Звезда Велеса часто встречается со свастикой внутри. Свастика явно подчёркивает космический смысл двух перекрещенных треугольников, означающих Духовную связь Земли и Неба. В исследовании по Соловкам (http://proza.ru/2022/04/01/974) я уже говорил, что звезда Велеса украдена у ариев мировым кагалом и переименована в звезду Давида. Чтобы плагиат не был очевиден, звезду Велеса стёрли на последних русских памятниках. Когда я приезжал во Владимир в 2010 году, она ещё украшала старые городские ворота. Сейчас её нет.

Звезда Велеса, по сути, – это скрытое число 6. В Непале и Индии оно проглядывает всюду, но прежде всего в изображениях 6-тируких божеств. В руках они держат оружие, расшифровка которого очевидна: половиной его божества развязывают войну, а другой – воюют за мир. По этому поводу в России сохранился парадоксальный застольный тост: воевать за мир…

По поводу чисел ещё Пифагор объяснял:

Для неготового ума
Число любое есть стена.
Для умудренного, поверь,
Число любое — это дверь…
(Пифагор: Числа)

Через числа к нам идут мистические послания космической энергии. Поэтому они и скрыты в памятниках древности: Храмах, пирамидах, планировке и архитектуре городов, орнаменте, символах...

Символы Солнца всюду радуют глаз. Их сразу встречаешь и в Храмах и на входных дверях в дом. Если на улицах завеса выхлопного дыма не даёт Солнцу пробиться на землю, то под ней оно на первых же дверях улыбается вам в обнимку с Луной. Два этих изображения парно противоположны на обеих створках двери. Двери сделаны именно из двух створок, что опять даёт зеркальное дополнение друг друга. И глядя на родное Светило, невольно улыбаешься вместе с ним, потому что не улыбнуться Солнцу нельзя.

В лучах Солнца запечатан календарь и его связь со Вселенной: 12 месяцев, 12 планет Солнечной Системы и 360 дней. Последние 5 дней в солнечном календаре отсутствуют, что видимо напоминает о более медленном вращении Земли в прошлом или имеет другой смысл… То же самое мы видим в градусах Зодиака.

На противоположной створке двери Солнце лежит подбородком на Луне. Лежит как на лодочке, плывущей по Небу. Такая же символика украшает всюду верхнюю часть  буддийских ступ. Такая же – сохранилась в осколках Старой Веры Руси – на крестах, такая же – на мусульманских минаретах. Луна там тоже лежит лодочкой в основании, олицетворяя женское начало и его вечный союз с мужским – Солнцем.

Изображения на дверях Солнца и Луны окружены цветами. Они напоминают, что оба Светила – источник Жизни. Убери одно из них – и пульс Вселенной перестанет биться. Об этом говорил и Николай Уранов (1997), разъясняя астрологический смысл Луны и её влияние на продолжение Рода человеческого.

На отдельных изображениях мелкие цветы вокруг Солнца заключены в рамку из двух параллельных линий. Они перекрещиваются вокруг каждого цветка и образуют ромб. В линиях – опять двоичный код развития Жизни, а в ромбе – число 4. Это же число в четырёх крупных цветках внутри общей рамки. По-видимому, они отражают Пространство – четыре стороны Света, и четыре Стихии, поддерживающие Жизнь: Огонь, Воду, Землю и Воздух.

Что означает язычок из 2-5 параллельных линий, спускающийся на лоб Солнца откуда-то сверху – для меня загадка. Но язычок присутствует на всех изображениях, как нечто таинственное. периодически приходящее в Солнечную Систему из дальнего Космоса… Возможно это другие  планеты, заглядывающие к нам с другого края Вселенной и оказывающие на Землю наибольшее влияние. Их траектория в символике язычка из параллельных линий не закончена… Но язычок может символизировать и высшую чакру человека, связанную с Солнцем и стоящую над третьим глазом… Такое предположение высказал один из моих друзей и оно не лишено смысла.

Парность изображений повторяется на дверях и в другой символике. Створки двери обычно разделены рисунком на три “этажа” с подтекстом числа 6, как в звезде Велеса: наверху Солнце, внизу Рыбы, а посредине боги, львы, птицы, цветы. Из богов я видел на противоположных сторонах Ганешу и Кришну. Птицы и цветы представлют, вероятно, собирательный образ Жизни, а Львы – охрану земного благополучия. Это можно видеть по их скульптурам у входа в Храмы. Рыбы несут отдельный смысл. Они присутствуют почти на всех дверях, и всегда – внизу. Мне кажется, Рыбы напоминают о Потопе, после которого возродилась Жизнь. Об этом, “этажом” выше, говорят на дверях цветы, птицы и боги, а на самом верху – Луна и Солнце.

Разделение дверных рисунков на четыре “этажа” встретилось мне в старом Катманду лишь дважды. Здесь уже скрывался подтекст чисел 4 и 8, означающих Пространство (4 стороны света и число Венеры – число Гармонии мира) и Время (8 – число Сатурна – Бога Времени). Ни Солнца, ни Луны на таких дверях не было. Были цветы, Рыбы, другие символы, смысл которых до конца не понятен. Один из них – орнамент из переплетающихся линий, как в кельтских узорах. По 6 концам орнамента угадываются два перекрещенных треугольника звезды Велеса  – Духовная связь Земли и Неба.

Другие символы напоминают моллюска, слоёный торт, какой-то сосуд... И – ещё что-то, совсем непонятное… Ответа пока нет, но его надо искать. Поиск в истории идёт сейчас по всем направлениям. Она страшно оболгана, но мы начинаем видеть её страницы. Творец не даёт нам чувствовать себя безвозвратно обкраденным поколением и напоминает о тайнах предков. Если мы получили столько их писем в виде древних памятников, мы обязаны прочесть их даже по тем 10%, что ещё уцелели…

Одна только дверная символика содержит массу ответов. Ведь двери в Непале не просто картинка. Они символизируют вход в Новый мир и его утерянную историю. Всего лишь несколько символов концентрируют в себе многое из того, что мы выискиваем в Ведах и Библии, Книге Мёртвых и Пополь-Вух, Коране и Рамаяне… Несмотря на то, что многие страницы книг вырваны и переписаны, образы в символах и числах живут нетленными. Они повторены во всех памятниках ушедших времён. Наши предки словно предвидели, что 90% их посланий будет уничтожено… Богиня Кали постаралась на совесть. Тем более, что в помощниках у неё была, по меньшей мере, половина из нас...

***
В связи с этим хочу сказать о Будде, потому что сегодня он такой же  символ Непала, как Гималаи. Ступы Будды в этой крошечной стране имеют такой же перевес среди памятников, как и 8 из 14 самых высоких вершин Земли. Они стоят по всей стране, но – ни одна из них не дышит древностью. Её нет даже в месте рождения Будды – в Ламитле…

Самая крупная из всех ступ Будды в Непале находится на севере Катманду. Она – новодел. И город уже не просто сдавил её со всех сторон – он торгует внутри неё. Торгует и снаружи, поскольку вся ступа облеплена торговыми лавками. Здесь – красиво. Здесь – толпы людей и толпы торговцев. Но Духа нет. И именно это настораживает...

Ступы Непала напоминают перелицованные и подкрашенные Храмы Старой Руси, в которых Христос-Солнце и древние Ведические Боги заменены иудейскими оборотнями. Их поселили на Соловках, на стенах Дмитровского Собора во Владимире... на 10% других, чудом сохранившихся, Храмов… Но самое страшное – их поселили в умах и душах людей. Вернуть их к старым корням, выкорчеванным в шести последних столетиях огнём и железом (Морозов, 1927), будет новым чудом. Но это чудо идёт. Хотя оно живо ещё в меньшем числе людей, чем число сохранившихся Храмов, мы помним, что Бог поругаем не бывает. Самый тёмный час ночи всегда приходит перед рассветом.


В заставке - Старый Катманду (Патан), комплекс Храма Кришны (фото автора).

Продолжение следует...