Тётка Дунька

Пётр Буракевич
      
   Сестру  мамы  тётю  Дусю  мы,  племянники,  почему-то  частенько  называли  грубовато  -  тётка  Дунька. Так  называли  не  потому,  что  была  злая  или  грубая,  напротив,   тётушка - добрейшей  души  человек. Это  отношение  к  ней  нам,  племянникам,  по  всей  видимости,  передали наши  мамы, её  сёстры  из-за  бесшабашности  тётки.  Родилась  она  в  1909  году  и  была  самой  старшей  из  четверых  детей  в  семье  моего  деда  и  бабушки. Внешне  очень  походила  на  своих двух  младших  сестёр  Марию  и  Александру,  такая  же  широкостная,  широколицая  людиковская  карелка. В  пожилом  возрасте  лицом  была  похожа  на  известного  актёра  Михаила  Яншина. Тётушка  очень  общительный  человек,  знала  все  новости  в  посёлке  и  способствовала  их  распространению. Её  бесшабашность  заключалась  в  "лёгкости",  с  которой  она относилась  к  жизни,  в  том  риске,  на  который  не  каждый способен. Была  замужем  четыре  раза,  из  них  только  дважды  официально. Первый  раз  тётушка  вышла  замуж  в  середине  тридцатых  за  чеченца  Байзанова,  уехала  в  Чечню,  родила  сына  Колю,  но  не  прижилась  на  северном  Кавказе и  вернулась  в  Карелию  к  родителям. Скоро  опять  появился  очередной  кандидат  в  мужья  и   она,  оставив  малолетнего  сына  с  родителями,  уехала  устраивать  свою  жизнь. Вновь  вышла  замуж,  появились  дети:  дочь  и  сын. Старшего  сына  Колю,  жившего  у  бабушки  и  дедушки  во  время  войны,  власти  забрали  в  детский  дом  -  такая  практика  в  то  время  была  распространена. И  с   тех  пор  в  этой  круговерти  событий  войны  родственники  утратили  на  всегда  связь  с  Колей. Слышал,  что  после  войны  тётушка  искала  старшего  сына,  но  так  и  не  нашла  его.

       Тётя  Дуся  также  отличалась  экстравагантностью  поступков. Как-то  пошли  с  ней  на  Важе-болото  собирать  клюкву  и  уже  ближе  к  полудню  на  болото  неожиданно  вышел  медведь. До  зверя  было  не  так    близко,  но  всё  равно  стало  как-то  не  по себе  -  не  известно,  что  у  него  на  уме. Тётушка,  вдруг,  повернувшись  к  медведю  спиной,  оголила  свою  филейную часть  по  ниже  спины  и  похлопывая  по  ней  руками,  приговаривала:

- Вот  тебе, вот,  уходи  от  сюда,  хозяин,  уходи!

Этот  её  поступок  произвёл  шокирующее  действие  не  только  на  медведя,  который  тут  же  убежал,  но  и  на  меня. Потом  она  объяснила,  что  именно  так  надо  отпугивать  зверя.

       Тётушка  любила  говорить:

- Не  надо  стесняться  естественных  потребностей,  не  надо  держать  в  себе  кишечные  газы  -  это  вредит  здоровью.

Может  она  и  права, но  комическая  ситуация,  которую  она  создала  как-то,  не  даёт  повода к  серьёзности  её  слов  об  отправлении  естественных  потребностей. А  дело  было  так. Приехали  в  райцентр  в  гости  к  её  сыну,  моему  двоюродному  брату  Михаилу. Идём  в  низ  по  улице  по  ступенькам  деревянного  тротуара  и  тут  тётя  Дуня  решила  выпустить  свои  кишечные  газы  -  ранним  утром  народа  нет. И  вот  эти  свои  газы  тётушка  выпускает  порционно  -  на  каждой  ступеньке  только  одну  порцию. Я  насчитал  больше  60  пуков.
 
        Тётя  Дуся  была  "профессиональной"  плакальщицей. Только  я  не  знал  об  этом  и  как-то  на  похоронах  я  слышал, как  тётушка  плачет  по  усопшему,  плачет  очень  проникновенно,  чувственно,  что  меня  сильно поразило. Но ещё  больше  меня  поразило  то,  что  она  моментально  "выходила"  из  этой  роли. Потом  мне  пояснили,  что  её  всегда  зовут  плакать  на  церемонию  прощания  с  покойным.

        Она  прожила  почти  восемьдесят  лет  своей  разудалой,  несдержанной,  эмоциональной  и  такой  противоречивой  жизни. Ко  мне  относилась  хорошо, уважительно,  как  мне  казалось -  лучше,  чем  к  другим  племянникам. Может  по  тому,  что  чувствовала  взаимность. Часто  приезжала  погостить  ко  мне. А  вот  с  дочерью  отношения  у  неё  были  натянутые.

      Вот  такой  мне  запомнилась  моя  тётушка  -  "тётка  Дунька".