Солнце светит для всех - 4 глава

Елена Светлова 2
Игорь уже привык жить один из-за постоянных разъездов отца и болезни матери, делал всё как ему удобно, обходился без контроля и заботы, разве что получал порцию ласки от бабушки, но иногда ему очень хотелось, чтобы кто-то взял на него часть проблем, одному становилось очень трудно. Сейчас нужно было успеть сделать кучу дел, чтобы не надорваться (а силы были уже на исходе), Игорь решил даже отказаться от выгодного заказа по разработке программного обеспечения. Это время он решил потратить на визит в университет, чтобы навести справки об аспирантуре, куда ему настоятельно советовали поступить папа и бабушка. Игорь не видел себя в науке в данный момент, но не знал, что его ожидает спустя годы, поэтому запасной вариант – трудиться в научной сфере, тоже рассматривал.
Игорь припарковался у здания университета часов в пять, он заранее узнал, что его примут в это время на кафедре. Молодой человек без труда нашёл нужный кабинет, хотя не был там более полутора лет назад – с момента окончания ВУЗ-а. Его приняли с распростёртыми объятиями – молодые умные головы всегда нарасхват, но Игорь общался с представителями кафедры сдержанно, говоря, что решил пока только узнать тему диссертации. Его отправили на соседнюю кафедру за какими-то справочниками. Игорь недолго блуждал по университетским коридорам, распахнув дверь нужного кабинета, он на миг зажмурился – как будто яркая солнечная вспышка ударила ему в лицо, за компьютером сидела Анастасия, которую он видел лишь раз, но часто вспоминал. Подняв золотистую головку, девушка тоже сразу узнала Игоря, взглянув в его синие глаза, она тихо сказала:
- Здравствуй..те.
- Анастасия? Очень рад. Вы тут работаете?
- Да, то есть подрабатываю на кафедре. Я училась на экономическом, немного работаю по специальности в фирме, - к Насте вернулось её обычное самообладание и уверенность в себе.
- А я тут редко бываю, вернее, вообще, не бываю после окончания учёбы. А теперь задумался об аспирантуре, вот, нужно литературу собрать. Не поможете?
- Конечно, тем более это моя прямая обязанность, - улыбнулась Анастасия. Она часто думала об Игоре, очень хотела его увидеть, даже молилась об этом. Не иначе как Господь устроил эту встречу.

- Вот, спасибо, так быстро всё подобрала. Ничего, что я на «ты»? – поинтересовался Игорь.
- Да всё нормально, мы же, наверное, почти ровесники?
- Мне в январе двадцать четыре исполнилось, - сообщил Игорь.
- Мне тоже недавно столько же исполнилось, - обрадовалась Настя, что ещё одна деталь их сблизила.
- Слушай, ты во сколько заканчиваешь работу? – Игорю очень хотелось продолжить общение с этой необыкновенной девушкой.
- Да, уже всё в принципе.
- Я сейчас быстро возвращусь на кафедру, а потом зайду за тобой. Я на машине, так что доставлю прямо до дома, - воодушевлённо говорил молодой человек.
- Хорошо, - сказала Анастасия и тут же подумала, а нужно ли, чтобы Игорь знал, где она живёт.

Вскоре они уже вышли их здания университета. Анастасия улыбнулась, Игорь недоумённо посмотрел на неё.
- Радуюсь весне, надо успеть замечать каждый счастливый момент, - поймав его взгляд, пояснила девушка.
Для Игоря такие рассуждения были в диковинку, он мало встречал людей, которые способны так радоваться, особенно среди молодёжи. Весна, и вправду, баловала погодой: хмурые тучи почти полностью рассеялись, выглядывало пока ещё только зарождавшееся солнце, которое пыталось всех напитать своей живительной энергией. Лёгкий ветерок теребил верхушки деревьев, которые ещё стояли голыми, но уже готовились дать жизнь новым зелёным росткам.
Всю эту красоту старалась увидеть Анастасия, о чём поведала своему спутнику по дороге к машине. Игорь привык жить на высоких скоростях, что, правда, не относилось к езде на автомобиле – он понимал всю опасность гонок на дорогах и жалел своих родных да и себя.
Когда машина тронулась, Игорь поинтересовался:
- Ты училась здесь? Потому и работать сюда пришла?
- Нет, в другом городе училась, - покачала головой Настя.
Игорь видел, что при всей своей внешней дружелюбности Настя не хочет всё рассказывать о себе, он понимал, что они видятся только второй раз, может, ещё слишком рано.
- Я здесь учился, закончил в позапрошлом году, работать уже давно начал, - доложил молодой человек.
- А сейчас решил в аспирантуру поступить?
- Папа да бабушка посоветовали, да я и сам задумался и решил попробовать, - признался Игорь.
- А мама твоя? – внимательно посмотрела на него Настя.
- Мама болеет, - тихо пробормотал Игорь, не отрывая глаз от ситуации на проезжей части.
Анастасия видела, что Игорь не хочет откровенничать, и решила приоткрыть завесу тайны в своей жизни:
- Я с мамой и сестрой сюда переехала около полугода назад из К***
Игорь не стал задавать вопросы про отца, а поинтересовался:
- Не тяжело на двух работах трудиться? Ты вроде про фирму ещё упомянула?
- Меня знакомая пригласила, это хорошее место, самое то для практики экономиста.
- Ты хочешь сделать карьеру? – спросил девушку Игорь.
Настя немного растерялась, но старалась не показать виду и быстро ответила:
- Как получится. Конечно, я хочу и семью создать.
Игорь искоса взглянул на Настю, она немного повернула к нему голову и вдруг вскрикнула:
- Вот мой поворот.
Игорь как мог ловко сориентировался, хотя водительского опыта у него было ещё маловато. Когда заехали во двор, Анастасия увидела, что её мама с сумками, полными продуктов, шла к подъезду. Она указала на неё рукой:
- Вот мама идёт.
Игорь уже готов был выскочить из машины, чтобы помочь, но девушка его удержала:
- Не надо.
- Но почему? – недоумевал молодой человек, он всегда привык помогать по мере своих сил.
Во время их короткого диалога Настина мама уже скрылась в подъезде, а Игорь продолжал удивляться поведению Анастасии. Может быть, она не хочет знакомить его пока со своими родными? Они видятся всего-то второй раз.
- Знаешь, после нашего сегодняшнего общения я чувствую, что знаю тебя как будто давно, - признался Игорь.
- У меня тоже похожие ощущения, - кивнула Настя, она улыбалась.
- Может быть, обменяемся телефонами, чтобы продолжить общение, - предложил Игорь.
- Давай я свой номер в твой телефон занесу, - быстро сказала Настя и схватила лежащий рядом телефон Игоря.
Он удивлённо посмотрел на собеседницу, не зная радоваться или печалиться такой прыти от неё.
- Теперь я сделаю с твоего телефона дозвон себе, и твой номер будет у меня, - прокомментировала свои действия Анастасия.
- Теперь будем созваниваться, - улыбнулся Игорь. – Может, сходим куда-то. Ты вечерами занята?
- Нет, в принципе, но занятия по церковному пению у меня пару раз в неделю есть. Хотя там возможны изменения, Великий пост сейчас идёт, важные богослужения могут быть, - объяснила девушка.
- Да, может, в храме и увидимся, мне тоже надо туда заехать, заказать молебен для бабушки, - рассказывал Игорь.
Они тепло распрощались, от этой встречи у обоих остались самые приятные впечатления.

Раньше Софью Дмитриевну не тяготило одиночество, но сейчас оно её просто изматывало. «Наверное, возраст», - рассуждала женщина, но отец Михаил ей вчера объяснил, что это искушения поста. Конечно, она и это понимала, не первый год в храме, просто так необычно было появление выходного в середине недели. Нужно было куда-то деть время. Пришла дельная мысль, вернее вспомнилась старая. Жаль не с кем поделиться ею, раньше они с Варей доверяли свои секреты друг другу, ведь всё-таки она её крестница. А теперь Варвара живёт своей, обособленной, жизнью.
 Софья Дмитриевна давно не ездила куда-то просто без цели – всё время какие-то дела. Но сейчас как раз цель у неё была, правда, она не знала, к чему это приведёт в конечном итоге. Пока она просто позволила себе отпустить ситуацию и наслаждаться весенними пейзажами за окном автобуса. Раньше она не обращала такого пристального внимания на картины природы, но после прихода в церковь всё изменилась: женщина стала смотреть на всё с Божественной точки зрения. Такую красоту, без сомнения, мог сотворить только Бог: деревья стояли как бы в прозрачной пыли (это иней, который здесь, почти за городом, ещё по утрам давал о себе знать), но уже вовсю готовились к приходу весны, которая преобразит их, раскрасит яркими красками на радость людям. Софья Дмитриевна сама себе удивлялась, что стала такой сентиментальной на пятом десятке лет.
За восторженными мыслями она едва не проехала нужную остановку, но спохватилась и быстро вышла из автобуса. Здесь она раньше никогда не была, но без проблем нашла тропинку и вскоре оказалась перед воротами детского дома. Волнение охватило женщину, но почему-то она была уверена, что всё устроится как надо.
Софья Дмитриевна осторожно толкнула калитку, она отворилась, на пути к зданию никого не было. Женщина прикинула, что сейчас, наверное, дети обедают. Она зашла внутрь и натолкнулась на охранника, который разумно поинтересовался, к кому она пришла.
- Мне надо увидеть Савву Новикова, - Софья Дмитриевна специально выяснила все данные о мальчике у директора воскресной школы, хотя и не объяснила, зачем ей это надо.
- Они обедают, и, вообще, к детям можно попасть только по предварительному разрешению, - сурово изрёк охранник.
- Понятно. Тогда мне хотя бы с директором поговорить, я немного общалась с Татьяной Павловной, - вспомнила Софья Дмитриевна, что разговаривала с ней, когда договаривались, что Савва будет посещать воскресную школу их Никольского храма.
Вопрос решился на удивление быстро – у директора было свободное время, которое она могла уделить кому угодно. Когда Софья Дмитриевна оказалась у неё в кабинете, то сначала растерялась, что спрашивать, но быстро сориентировалась:
- Скажите, пожалуйста, как к Вам в детский дом попал Савелий Новиков?
 Директор хмуро посмотрела на посетительницу:
- Вообще-то это закрытая информация, но я как раз изучаю данные этого мальчика, его нужно отправить на лечение.
Софья Дмитриевна встревоженно вскрикнула:
- Что-то серьёзное?
- Нет, просто задержка в развитии, проблемы с речью, всё в этом роде. Требуется помощь невролога, психолога, логопеда, других врачей, - невозмутимо говорила директор детского дома.
- Но у нас в храме среди прихожан тоже есть такие специалисты, - дрожащим голосом сказала Софья Дмитриевна. Ей было важно, чтобы Савва продолжал ездить к ним в воскресную школу. Был у неё на глазах.
- Его визитов к вам никто не отменяет, но медицинскую помощь он будет получать здесь, - твёрдо заявила директор учреждения. – Простите, но у меня много дел.
Софья Дмитриевна растерянно поднялась, но вспомнила о главной цели своего визита:
- Простите, но можно узнать, как попал к вам Савелий?
 Татьяна Павловна пристально взглянула на посетительницу и открыла лежащую перед ней папку:
- Мальчик находится тут уже пять лет, до этого он был в доме малютки.
- У него нет родственников? – решила выяснить всё возможное Софья Дмитриевна.
Директор в упор смотрела на собеседницу и мучительно размышляла:
- Вообще-то, мы не сообщаем это посетителям, но наш детский дом заинтересован, чтобы все дети обрели семью, и Савелий не исключение.
- Да, я полностью поддерживаю Ваше стремление, - слишком высокопарно заявила Софья Дмитриевна, чтобы не выдать своего истинного интереса.
Директор покачала головой:
- Известно только, что мальчика бросила мать сразу после рождения, она была молода. Это всё.
Лицо Софьи Дмитриевны приобрело разочарованное выражение, но она быстро пришла в себя: хорошо, что хоть это узнала, а дальше будет видно. Она быстро поднялась:
- Я Вам очень благодарна за информацию. Спасибо.
- Пожалуйста, хотя я и не очень понимаю зачем Вам это. Вы же лишь педагог для Савелия.
- Возможно, не только, - туманно проговорила Софья Дмитриевна и поспешила к выходу.
На улице она задумчиво брела к воротам, потому не сразу услышала, как к ней обращаются:
- Здравствуйте. Вы Савву приезжали навестить?
Это оказалась его воспитатель, которая привозила мальчика в храм. Софья Дмитриевна задумалась лишь на мгновение:
- Да, но к детям не пустили. Я к директору заглянула.
- Мы на такси едем в больницу, если хотите, то подвезём Вас, тут автобусы редко ходят.
 Софья Дмитриевна удивлённо взглянула на собеседницу, а та быстро открыла дверцу стоящего у ворот детского дома такси: на заднем сидении сидела девочка лет двенадцати.
- Хорошо, я, пожалуй, соглашусь, - Софья Дмитриевна села в машину рядом с девочкой.
Когда автомобиль тронулся, воспитатель, обернувшись к Софье Дмитриевне, поинтересовалась:
- А Вы не могли бы вместе с Саввой и Татьяну учить?
Софья Дмитриевна замешкалась, она уже с минуту искоса рассматривала девочку, та была немного заторможена и молчала.
- Почему бы и нет? Я не думала, что у вас в детском доме есть ребята и подросткового возраста, - проговорила Софья Дмитриевна.
Девочка повернула к ней голову, женщина едва не вскрикнула: неужели такое может быть?! Слишком много на сегодня неожиданных открытий. И всё в одном месте. Этот детский дом просто сосредоточие тайн из её прошлого.
Софья Дмитриевна порадовалась словоохотливости воспитателя:
- Тане двенадцать лет, до этого она была в другом учреждении, последние три года живёт здесь. Она молчалива, но довольно талантлива: рисует и музыкой занимается. Ещё у неё есть детская Библия, кто-то ей давно подарил, вот она и начала задавать вопросы про Бога. Она не очень здорова.
Девочка рассматривала попутчицу, но лишь кивала на слова воспитательницы, а Софья Дмитриевна всё больше убеждалась, что должна узнать больше о Татьяне. Она сказала:
- Хорошо, давайте в это воскресенье. Вы привезёте Таню и Савву. Мы попробуем позаниматься. Возможно, поручу Таню своей племяннице, может быть, они быстрее найдут общий язык, всё-таки разница в возрасте у них меньше.
Софью Дмитриевну пугала молчаливость Татьяны, она пока не была готова с ней близко общаться, нужно было сначала всё хорошенько обдумать и по возможности собрать информацию о девочке.

Отец Михаил больше всего любил Великий пост из-за длинных и особенных служб, потому что можно было почти не заниматься делами, связанными с хозяйственной деятельностью, в частности, не общаться с представителями государственных органов. Но в этом году этого не получилось: он ожидал решения в отношении своей поездки на Афон, и вот ему отказали. Священник возвратился в храм в расстроенных чувствах, ему на глаза сразу же попался Павел. Отец Михаил поймал себя на мысли, что мало что знает об этом человеке.
- Что, батюшка, не получилось с Афоном? – пристально посмотрел на него Павел.
- Откуда Вам это известно, Павел?
- Да так, разбираюсь в людях, - задумчиво усмехнулся мужчина.
- Да, Вы у нас прозорливец, - засмеялся священник.
- Наблюдательность и жизненный опыт. Я недостоин, чтобы Господь мне открывал свою волю в отношении других людей. Если даже про себя понять не могу.
- Да, с Афоном не получилось, но всё, что ни делается, к лучшему. Значит, мне здесь, у себя на приходе, сейчас надо быть, - проговорил отец Михаил.
- Вы же на Афон хотели, в том числе поехать и за новой иконой, место для неё даже подготовили? – поинтересовался Павел.
- И для этого тоже, - опустил голову священник.
- Но Вы не расстраиваетесь: скоро у нас своя чудесная икона появится. Я всё время наблюдаю за этим ликом, - сказал Павел.
Отец Михаил встрепенулся: он почти забыл об этой иконе, они подошли к ней: всё больше проступали черты образа. Но какого? Пока было неясно.
- Может быть, отдать её реставраторам? – предложил батюшка.
- Не стоит. Всё идёт как надо, - со знанием дела заявил Паша, и у отца Михаила потеплело на душе от такой его уверенности, которую он не всегда чувствовал у себя.
- Хорошо. А мой совет, Павел, насчёт понимания жизни будет таким же: не надо торопить события, у Бога всё под контролем. А нам необходимо терпение.
- Вот, и я также думаю, - тихо произнёс собеседник.
- Я пойду, скоро вечерняя служба будет.

Отец Михаил на удивление легко провёл вечернюю службу, хотя во второй половине Великого поста чувствовал усталость, да и искушения нередко одолевали. Во время службы в храме появился молодой человек, который показался священнику знакомым, но узнать его он смог только, когда оказался рядом с ним после окончания богослужения. Молодой человек ставил свечку перед иконой Николая Чудотворца и молился, такое умиротворение выражало его лицо, какое не видел отец Михаил даже у прихожан, много лет ведущих церковную жизнь.
- Здравствуйте, - поздоровался батюшка.
- Добрый вечер, - улыбнулся Игорь (а это был именно он), в отличие от отца Михаила, он сразу вспомнил его.
- Решили посетить наш храм? Забыл Ваше имя. Простите.
- Игорь. Я тут можно сказать по делу: бабушка просила заказать молебен Николаю Чудотворцу.
- Что-то у неё случилось? – поинтересовался священник.
- Так, текущие болезни. В храм из-за них ходить не может часто.
- Ещё можно заказать Канон о болящих, мы его как раз в пост в нашем храме читаем. А наши священники могут приехать к Вашей бабушке, причастить её и пособоровать.
- Бабушка не в этом районе живёт. У себя она ходит в храм иногда, возможно, об этом можно договориться с теми священниками, - объяснил Игорь.
- Хорошо. Компьютеры, установленные Вами, хорошо работают, - улыбнулся отец Михаил. Он и сам не знал, чем привлёк его этот молодой человек, может быть, он не хотел упустить его из поля зрения, потому что в Никольской церкви мужчин было немного, а женщин и девушек, в том числе и одиноких, намного больше. А хотелось бы выровнять число прихожан.

За разговором они вышли к подсобным помещениям храма, отец Михаил хотел предложить Игорю попить чаю, но на пути им попалась Варя. Она не скрывала радостной улыбки при виде Игоря, он тоже узнал её и слегка улыбнулся в ответ. Священник заметил это и внезапно заявил:
- Игорь, у Вас не будет немного времени съездить в цветочный магазин? Нужно купить землю, дренаж, саженцы и прочее для выращивания на нашем участке.
Варвара удивлённо взглянула на батюшку, но потом глаза её просияли:
- Тут такая красота у нас бывает возле храма.
Игорь не понял, к кому были обращены её слова, он только задумался над просьбой отца Михаила, как тот добавил:
- Вы не волнуйтесь. Пусть Варя с Вами поедет, она отлично разбирается во всём, что связано с растениями. Простите, что я Вас утруждаю.
- Всё в порядке. Мне не сложно. А магазин этот ещё работает? Уже семь часов, - взглянул на время Игорь.
- Да, он вроде чуть не до девяти часов работает. Сейчас весна, садоводы спешат туда, - усмехнулся священник.
Игорь и Варя, которая тоже была удивлена таким поворотом событий, вышли из храма. На улице стоял чудесный весенний вечер, воздух пах чем-то особенным, давая надежду на исполнение самых необычных желаний.
Игорь растерянно шёл к машине, не ожидал он, что его визит в храм, принесёт такие последствия. Он искоса посмотрел на Варвару: на ней было тёмное утеплённое пальто и берет такого же цвета, такое сочетание вполне годилось для наступающего вечера. Игорь отметил, что чёрный цвет идёт Варе, вообще, мало каким девушкам подходят тёмные тона, но тут совсем другое дело.
- Оказывается, тут планируются грандиозные посадки, - с усмешкой произнёс Игорь.
- Да нет, ничего особенного. Просто хочется, чтобы люди, приходящие в храм, видели и внешнюю красоту, к которой привык их глаз. А о внутренней красоте постараются рассказать им священники, - тихо проговорила Варвара.
- А я вот, наоборот, увидел тут сначала внутреннюю красоту, - еле слышно сказал молодой человек, бросив взгляд на свою спутницу.
Варя невольно покраснела, но она не могла догадаться об истинном смысле слов Игоря. Они подошли к машине и забрались внутрь. Варя села на переднее сидение, чтобы указывать Игорю дорогу к садовому магазину.