Владимир пишет: В январе читал книгу одного китайца об истории Чань. Он приводил некоторые данные, странные на первый взгляд, да и уже сама мотивация их собирать кажется странной. Но тем не менее, он говорит, что за классический период Чань (наверно 500-1200 годы) в процессе участвовало 2000-3000 человек, из которых 300-400 достигли определённой промежуточной стадии (не помню, какие слова он употреблял), и лишь горстку можно было сравнить с Буддой. Я не знаю, имел ли он вообще что-нибудь в виду, но может быть "лишь 300-400 были там, где нужна вторая логика, и горстка - там, где нужна третья".
Скажу так:
В процессе участвовали, наверняка, больше — ведь 2000 человек за 700 лет — это 3 человека в 100 лет участников. Участвовали, конечно, десятки тысяч — и монахи, и "миряне".
Достигли ли 300-400 какой-то стадии? Хуай-нен отменил "институт патриаршества" в чань, потому что никакого уровня не достиг никто, к моменту его смерти.
Такого же уровня, как у Будды, достигли только Хуай-нен и через 200 лет после него — Линь-цзы. Тогда родилось выражение "Дзен патриархов". И утверждение, что "патриарший дзен" покруче будет, чем "дзен Будды"...
Человек 30-40, наверно, были высокого уровня, — не могли не быть.
Автор "Мумонкана" Умэнь Хуэйкай (1183-1260, жил в Китае, деятель чань-буддизма, в японском дзен-буддизме известен как Мумон Экай) к концу жизни понял все, видимо, достаточно хорошо, ибо пишет — "Дзенские предостережения Мумона":
Следовать циркулю и равняться по линейке — все равно что связывать себя веревкой.
Делать лишь то, что нравится, означает быть еретиком и потакать дьяволу.
Объединять и успокаивать ум означает становиться пассивным, это ложный дзен.
Субъективность и забывание объективного мира подобны падению в глубокую яму.
Знать все наперед и никогда не позволять другим обманывать себя означает ходить в кандалах и носить колодку.
Думать о добре и зле — значит быть в Рае-и-Аде.
Искать Будду, стремиться познать Истину вне себя — все равно что быть заключенным между двумя железными чакравалами.
Тот, кто в мыслях считает, что просветлен, всего лишь играет с призраками.
Практиковать прекращение мыслей означает становиться дьяволом.
Движение вперед — всего лишь умственная иллюзия.
Возврат к старым традициям отрицает чань.
Не продвигаться вперед — все равно что быть мертвецом, который продолжает дышать.
Теперь скажи мне, что ты собираешься делать?
Ты должен приложить все усилия, чтобы достичь просветления в этой жизни и прекратить перевоплощаться в трех мирах целую вечность.
_ _ _
Но последнее предложение выдает в нем не слишком великого деятеля... да и люди не меняются... — поэтому я и пишу "к концу жизни" и "видимо"... Хотя наставление о предостережениях дано верно. Но, во-первых, это частная мысль, во-вторых, плод коллективного за 700 лет уразумения, в-третьих и его итог жизни. Поэтому каков его уровень?.. Ну, в 10-100 раз ниже, чем у Хуай-нена. Понимал ли он так, чтобы сказать о нем, что он "чего-то достиг"?.. Хотя и молодец и все такое. Впрочем, в меру.
Александр Клейн
12-23 февраля 2023 г.
Уверенность и монолитность по Линь-цзы
http://proza.ru/2022/10/22/8
Доверие к миру и Линь-цзы
http://proza.ru/2023/02/12/1537