Фильм Праведник 2023г. Сергея Урсуляка. Убегая от

Михаил Берсенев
   Еще великий советский, а затем и украинский кардиохирург, известный во всем мире по много численным операциями на сердце, академик Николай Амосов как-то заметил. В книге своей, по-моему.

  Что в каждом человеке внутри живёт всё-таки животное. Зверь. И умение с ним совладать, это и есть умение быть человеком.

  В фильме режиссёра Сергея Урсуляка «Праведник» как раз идёт речь об этой животной сущности одной группы людей. Которые, как звери, преследуют свою добычу. «Добычей» в данном случае является весь еврейский народ. А преследователями – гитлеровцы. Последние, одержимые какой-то маниакальной ненавистью, идут по следу большой группы в сотни евреев в Белоруссии 1942 года.

 Цель у хищников одна – уничтожить всех евреев, что попадутся на пути.

  Фильм «Праведник» основан на реальных событиях. Русский мужик, Николай Киселёв, счетовод в мирное время, с началом войны против Гитлера меняет счёты на автомат. До этого Николай Киселёв (актёр Александр Яценко) жил в деревне. И не знал ни про каких евреев. Жил себе, и жил.  Ничем не примечательная внешность.

   И тут, как это водится, как снег на голову, самая страшная война в истории человечества.

  Сейчас в срезе политической и экономической, боевой ситуации в России фильм оказался во многом своевременным. Я потихоньку чувствую, как в обществе нагнетается гнетущая атмосфера. Сейчас. Так и фильм «Праведник» 2023 года тоже имеет подобную тенденцию.

  Автор сценария Геннадий Островский постепенно окунает зрителя в ледяную воду подчас нечеловеческого ужаса.

  Надо сразу сказать, что фильм этот не для детей. Уж больно он натуралистичен и местами очень жесток. Он создает постепенно такое несколько давящее, как перетянутый шарф, гнетущее ощущение. Подчас от некоторые сцен мурашки бегут по спине, извиваясь змеей вдоль позвонков.

   Невольно ловишь себе на мысли: как же не повезло тем людям, что показаны на экране. Родиться, жить, умирать, быть в бегах в такое вот время? Но «времена не выбирают. В них живут, и - умирают».

   Коротко, фабула фильма. Николай Киселев, командир партизанского соединения, получает приказ вывести больше группу советских евреев на безопасную территорию. А это более 1000 км по тылам гитлеровцев. Самоубийственное задание.

Он огорошен и сам, но как военный человек теперь (уже не счетовод, подчиняется) и начинает действовать.  Большой группе евреев, что предстоит вывести, он говорит верные и короткие слова: «У нас долгий путь впереди. А назад дороги нет».

    Еще больший крест в том, что отношение к евреям не очень- то и хорошее у обеих воюющих сторон. Ну, с фрицами всё понятно, там лютая ненависть. Но наши же партизанские деятели пишут в донесении, что прибившиеся к ним «целые отряды» мирных до войны советских евреев – есть балласт, который мешает партизанам быть более мобильными.

  Более того, немцы, словно гончие, идут за евреями по пятам. По лесам и болотам. На нюх буквально. А значит, и за партизанами. «Ничего не производящая масса» - так сухим языком донесения отзываются о прибившихся евреях сами партизанские чины.

  Мало кто верит, что эти евреи - вояки. Там и скрипач.  И пекарь. Мирные люди.  А оказалось на самом деле, что это не так. Есть среди них воины.

   Прекрасная, как я считаю, актёрская работа в «Праведнике» принадлежит многим актерам. Но сильнее всех, по-моему, показал своего персонажа вовсе не отечественный актер. И - не израильский. А мне кажется, что актёр Дитмар Кениг (Эрнст Шмокер в фильме) просто великолепно изобразил гротескного садиста. Да, это отрицательный персонаж.

   Это настоящее воплощение Доктора Зло. Только не смешное. Но даже у него есть какие-то свои маленькие человеческие причуды.

  Шмокер играет на самых низменных струнах души человека, не гнушается никакими методами. При этом напевает мелодии страны, которую он уничтожает и поливает автоматными очередями. Жжёт огнеметами.

  Эрнст Шмокер в фильме не вызывает никакой симпатии, только глухую ненависть. Его цель - сделать Белоруссию, да и весь мир, миром без евреев. Это ужасно, но ведь на экране - актёрская игра, и получается, она сделана просто мастерски.

  В общем, фильм «Праведник» отличает качественная работа директора по кастингу. Актёры перемешаны, да, «звезды» с малоизвестными. Но все это гармонично подобрано по типажам, даже по лицам.

   Мне очень понравились разнообразие характеров и именно лиц в фильме Сергея Урсуляка «Праведник».

  Из отечественных «звезд» в фильм я бы особо выделил работу Евгения Ткачука (Ферзь). Обычно, я его помню по сериалам и фильмам этаким рафинированным приблатнённым кентом. В «Праведнике» он тоже в своем амплуа, но другой!  Разбитной здесь! Более вникательный он, не поверхностный, и в чём-то неуклюжий.

  Вот уже я не думал, что персонаж, играемый Ткачуком, может так горячо и искренне влюбиться. Да еще в девушку не своего племени.

Любовная линия внесла человечность в довольно жесткокосердечную ткань фильма. 

  Спасать людей не своего племени. Но для советских людей это же было нормальным! У меня даже вопрос по ходу фильма возник: а может, и хорошо было, что тогда, в 1942-м, не было людей молдавских. Ни евреев. Ни Русских. Ни киргизов. Узбеков. А были просто. Свойские люди. Просто советские.

  Которые жили в одном дворе с десятками национальностей, и об этом и не думали. Просто советские.

 Такой вот советский обычный счетовод Николай Киселёв берет на себя практически безнадёжную миссию по спасению большой группы советских евреев.

  А ведь евреи, как и многие другие национальности, имели право не любить Советы. За преследование их веры, и обычаев. За подавление частной инициативы. Расстрел служителей культа.

Фильм «Праведник» 2023 года показывает трагедию целого большого народа. И на фоне этой трагедии (где приходится делать страшный выбор каждой еврейской семье) простой счетовод – партизан совершает удивительный поступок. Наверняка, в реальной жизни не обошлось без удачи, ну и ладно. Важен результат.

 Фильм «Праведник» Сергея Урсуляка - очень сентиментальный проект, который дарит эмоции. Какие? Разные, пусть и невеселые. Но дарит вещь и надежду.

 Кинокартина «Праведник» перекидывает временные «мосты» от прошлого к настоящему. Все войны когда-то заканчиваются. И ради широких глаз девочки, потомка тех, кто пережил страшный геноцид Второй мировой, стоит ждать мира.

***

Михаил Берсенев, 22.02.23, Мурманск