Лирические песни первой половины 50-х годов первая

Борис Пономарев 3
Лирические песни первой половины 50-х годов (первая часть)

Перед тем как начать данный рассказ, постараюсь обрисовать обстановку в нашей стране на переломе 40-х — 50-х годов. Конец 40-х годов был очень бурным, в нем было много прискорбных и праздничных событий. Таким прискорбным было печально известное «ленинградское дело», в результате которого были репрессированы партийные и государственные руководители Ленинградской области, а также те деятели, которые были выдвинуты на руководящие посты в стране из послевоенного Ленинграда. Такого же рода событием была и борьба с «безродным космополитизмом» — массовая политическая кампания, направленная против скептических и прозападных тенденций в СССР среди советской интеллигенции, которые рассматривались как антипатриотические. К числу торжественных событий того периода времени можно отнести пышное празднование 800-летия Москвы, в честь чего город был награжден орденом Ленина. Таким же торжественным образом 21 декабря 1949 года страна помпезно отпраздновала 70-летний юбилей И.В.Сталина. Был создан громадный музей подарков И.В.Сталину. В Третьяковской галерее открылась выставка «Сталин в изобразительном искусстве». 

Крупного масштаба прецеденты продолжились и в первой половине 50-х годов. Самым значительным событием стала смерть Председателя Совета Министров СССР, Секретаря ЦК КПСС Иосифа Виссарионовича Сталина. Он скончался 5 марта 1953 года в результате кровоизлияния в мозг. 6 — 9 марта держава прощалась со своим вождем. По всей стране был объявлен траур. Похороны состоялись 9 марта, а вскоре после похорон было объявлено о самой крупной за время существования советского государства амнистии заключенных. На свободу были выпущены сотни тысяч арестантов.

Но, несмотря на все гигантские политические катаклизмы, имевшие тогда место в Советском Союзе, почти ни у кого из наших сограждан не возникало никакого желания покинуть ее и переехать, как теперь говорят, на ПМЖ (постоянное место жительства) в какую-либо иную страну мира, настолько было в то время сильно чувство патриотизма у людей, переживших со всей страной события Великой Отечественной войны, закончившейся триумфальной Победой. Это прослеживалось еще во второй половине 40-х годов в песне «Летят перелетные птицы», написанной композитором Матвеем Исааковичем Блантером на стихотворный текст поэта Михаила Васильевича Исаковского и спетой известным певцом Владимиром Александровичем Бунчиковым:
«Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна».

Эта же мысль была выражена в «Морской песенке», написанной талантливым композитором Никитой Владимировичем Богословским на стихотворный текст поэтов Владимира Абрамовича Дыховичного и Мориса Романовича Слободского, исполненной чрезвычайно популярным певцом и киноактером Марком Наумовичем Бернесом:
«На кораблях ходил, бывало, в плаванья,
В любых морях бродил и штормовал,
В любом порту, в любой заморской гавани бывал,
Повсюду я…
Повсюду, ясно, очень тосковал,
Повсюду я по дому тосковал.
Бананы ел, пил кофе на Мартинике,
Курил в Стамбуле злые табаки,
В Каире я жевал, братишки, финики — с тоски
Они по мне…
Они по мненью моему горьки,
Они вдали от Родины горьки.
Нет, не по мне краса в чужом окошечке,
В чужих краях бродил по много дней,
Но не оставил там души ни крошечки, ей-ей:
Она для нас…
Она для Насти, Настеньки моей,
Она для милой Настеньки моей.
Когда ж кончал я плаванья далекие,
То целовал гранит на пристанях —
В родном Крыму и во Владивостоке я, в слезах,
Эх, накурил…
Эх, на Курильских дальних островах,
На самых дальних наших островах».

Как это ни удивительно, но все описанные мной крупные события практически не оказывали какого либо влияния на лирические песни того периода времени. Мало того, они переживали тогда свой невиданный расцвет. Изменения в этой песенной среде начали происходить только во второй половине 50-х годов, но о них я попробую поведать, если мне это удастся сделать, в отдельном повествовании, посвященном лирическим песням второй половины 50-х годов. 

На мой взгляд, лучшим исполнителем лирических песен в первой половине 50-х годов был обладатель голоса удивительной чистоты и красоты, дивного тенора, певец Михаил Васильевич Михайлов, к великому моему сожалению, почти забытый. Да и песни он пел,как говорится, первостатейные, хотя очень часто написанные не самыми популярными композиторами. Вкус у него был отменный (кстати, он и одет был всегда великолепно!). Вот, например, одна из лучших исполненных им песен — «Зимний вечер», написанная композитором Борисом Михайловичем Терентьевым на стихотворный текст поэта Михаила Васильевича Исаковского:
«За окошком в белом поле
Сумрак, ветер-снеговей…
Ты сидишь, наверно, в школе,
В светлой комнатке своей…
Зимний вечер коротая,
Наклонилась над столом,
То ли пишешь, то ль читаешь,
То ли думаешь о чем…
Кончен день и в классах пусто,
В старом доме тишина,
и тебе немножко грустно,
Что сегодня ты одна».

Михаил Васильевич Михайлов, Заслуженный артист РСФСР, солист Всесоюзного радио, был в 30-е — 50-е годы очень популярным исполнителем. Когда началась Великая Отечественная война, его оставили единственным штатным солистом Всесоюзного радио, и только в 1942 году к нему присоединились такие знаменитые впоследствии певцы как Владимир Александрович Нечаев и Владимир Александрович Бунчиков. Его очень ценили и руководители нашей страны, он шесть раз участвовал в концертах, проводимых в Кремле. На одном из таких мероприятий к М.В.Михайлову подошел маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и, восхищенный талантом певца, обнял его и расцеловал. Вот еще одна из спетых им песен, «Пой, моя хорошая», написанная композитором Константином Яковлевичем Листовым на стихотворный текст поэта Александра Алексеевича Жарова (автора гимна советской пионерии «Взвейтесь кострами, синие ночи»), неизменно вызывавшая восторг слушателей:
«Пой, моя хорошая, в поле жито скошено,
Возле дома вечером тишь да благодать.
На земле прохлада, на душе отрада
И слова заветные хочется сказать.
Пой, моя хорошая, мы с тобою дожили
До поры загаданной рано по весне.
И зимой и летом помнил я об этом,
Об осеннем свадебном, о счастливом дне.
Все наряды справлены, все столы уставлены
Полными стаканами, доброю едой.
С неба тихо светит, тоже в гости метит,
Спутник нашей радости — месяц молодой».

Ему очень нравилась служба на Всесоюзном радио, но жизнь заставила согласиться на приглашение директора «Гастрольбюро» (позднее переименованного в «Госконцерт СССР»), где заработки были намного выше, и перейти на работу в эту организацию. М.В.Михайлов работал, в общей сложности, 35 лет, и ушел со сцены в 55-летнем возрасте. Умер он в возрасте 99 лет (1907- 2006).

Должен сказать, что таких талантливых людей как М.В.Михайлов в стране в указанный период времени было немало. Ярким подтверждением моих слов может служить фильм-спектакль «Свадьба с приданым», экранизированный в 1953 году на киностудии «Мосфильм» после громадного успеха одноименной постановки по пьесе Николая Михайловича Дьяконова Московского театра сатиры (152 показа с неизменным аншлагом). Эта прекрасная кинолента, ставшая в том же году лидером кинопроката (ее посмотрели более 45 миллионов зрителей), наглядно доказала наличие громадного таланта и высокого профессионализма у многих участников ее создания. 

Хочу обратить особое внимание на автора музыки этой кинокартины Бориса Андреевича Мокроусова, одного из пяти великих советских композиторов-песенников (И.О.Дунаевский, М.И.Блантер, В.П.Соловьев-Седой, Б.А.Мокроусов, Н.В.Богословский), на не менее великого поэта-песенника Алексея Ивановича Фатьянова, стихи которого стали основой для возникновения трех песен в указанном фильме-спектакле, а также на замечательного актера и певца Виталия Дмитриевича Доронина, блестяще сыгравшего роль колхозного бригадира Николая Терентьевича Курочкина.

Мне хочется рассказать об этих исключительных людях несколько подробнее. Начну с Бориса Андреевича Мокроусова. Он родился 22 февраля 1909 года в поселке Канавино близ Нижнего Новгорода. С детства отличался большой любовью к музыке: самостоятельно научился играть на балалайке, гармони и мандолине. Вследствие этого, родители определили его в музыкальную школу в соседнем Сормове, где он сочинил свои первые мелодии. В 16 лет Б.А.Мокроусов поступил учиться в музыкальный техникум в Нижнем Новгороде, где педагоги сразу поняли, что у него большой талант. Через некоторое время он уже смог зарабатывать деньги, работая тапером в клубе, сопровождая показ немых кинофильмов игрой на фортепиано. Это была его первая встреча с кинематографом.

В техникуме он проучился всего год, после чего поступил на рабфак Московской консерватории, а позднее стал студентом этой alma mater в классе знаменитого композитора Николая Яковлевича Мясковского, одного из крупнейших симфонистов нашей страны. Борис Андреевич получил очень хорошее образование, и из стен консерватории вышел полноценным композитором.

Впервые фамилия Мокроусов прозвучала по Всесоюзному радио в 1938 году, когда популярная певица Ирма Петровна Яунзем исполнила его песню (на стихотворный текст поэта В.Соловьева) «Милый мой живет в Казани». С самого начала Великой Отечественной войны Б.А.Мокроусов был призван на военную службу и начал писать песни на тему борьбы с врагом. В конце 1941 года он написал «Песню защитников Москвы» для документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой». награжденного позднее премией «Оскар» в США. Затем он написал в содружестве с поэтом Александром Алексеевичем Жаровым песню-балладу «Заветный камень», которую И.О.Дунаевский называл лучшей песней о войне, а Л.О.Утесов говорил про нее, что это — «царь-песня». В послевоенное время, до выхода на экраны фильма-спектакля «Свадьба с приданым», Б.А.Мокроусов написал целый ряд замечательных песен, до сих пор любимых нашим народом: «Песенка фронтового шофера», «Одинокая гармонь» «Хороши весной в саду цветочки», «Сормовская лирическая», «По мосткам тесовым». 

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев