О памятнике Александру Блоку в Санкт-Петербурге

Ник Литвинов
   Поводом для написания данного текста послужил открывшийся 6 января 2023 года в Санкт-Петербурге третий по счету памятник Александру Блоку. Памятник установлен в небольшом скверике, больше похожем на разделительный газон, на пересечении Английского проспекта и улицы Декабристов (бывшей Офицерской). От него совсем недалеко до дома № 57 по улице Декабристов, где с 1913 год жил и умер поэт. Александр Блок ушел из жизни совсем больным, разочаровавшимся в революции человеком. Его надежды на поворот к лучшей, счастливой жизни не оправдались. От этого дома 10 августа 1921 года друзья и почитатели Александра Блока на руках пронесли открытый гроб с телом поэта в полном молчании и без оркестра до Смоленского кладбища. Их путь составил шесть километров. А было Блоку всего 40 лет.

    Новый памятник поэту представляет собой непомерно вытянутую, пугающе-падающую конусообразную, расширяющуюся кверху фигуру человека с непропорционально маленькой головой, имеющей “элементы портретного сходства” с Александром Блоком. Скульптура установлена на низкий подиум под очень острым углом. На лицевой части подножия с трудом читается надпись: «Александру Блоку». Автором этого памятника является заслуженный художник РФ Евгений Ротанов.
     Проблемы памятника начались с определения места его установки. Вначале предполагалось установить его в противоположном конце этого скверика, недалеко от подъезда дома, в котором жил Блок. Сам дом своей торцовой частью выходит на набережную реки Пряжки, а за ней сразу начинается промзона, “Адмиралтейские верфи”. Вот эта малолюдность и не парадность места оказались определяющими при решении вопроса о месте установки памятника. Кроме того, если поставить памятник у подъезда дома, то его придется обратить лицом на запад, на промзону, к тому же возникнет ощущение, что поэт уходит от людей, повернувшись к центру города спиной. Окончательное решение было таким: установить памятник лицом в сторону центра города на пересечении улицы Декабристов и Английского проспекта, на чем, кстати, и настаивал автор памятника. Таким образом, получалось, что Александр Блок все же идет в народ, а не бежит от толпы.

     Новый памятник Александру Блоку вызвал бурю эмоций у горожан и поделил их на две разные по численности группы. К первой, меньшей по численности, можно отнести людей, имеющих какое-то отношение к сообществу скульпторов или к кабинетам, в которых решаются вопросы установки памятников. Представители этой группы высказались сдержанно, профессионально и убедительно.
-  Его (автора памятника) видение образа Александра Блока не подлежит оспариванию, художник в праве его иметь и воплощать в доступной ему форме.

  Представители другой группы, не ставя под сомнение профессионализм скульптора Ротанова, эмоционально и не менее убедительно доказывали несостоятельность памятника, ущербность его на фоне шедевров Растрелли, Опекушина и др. Их точку зрения высказал в своем интервью писатель Александр Пелевин, которого трудно заподозрить в неспособности оценивать произведения искусства.
-  Это п*ц. Полный. Тотальный. Блок был красивым мужиком, уникальным поэтом, удивительной личностью. Что это за памятник Человеку-Сопле в духе монумента Сахарову у СПбГУ? Где у вас вкус, где руки, где вообще глаза? Зачем это? Понимаю, это такая ранняя постсоветская школа памятников в духе «маленький человек против режима», но Блок не был маленьким человеком против режима, - заключил в интервью 78.ru литератор.

     Сам автор памятника Александру Блоку так ответил всем и сразу:
-   Как хочу, так и делаю. Находка такая моя. Блок - человек, который идет в народ, погружен в себя. Его окружающие дома не интересуют. Головой он не крутит. Потому что я так задумал.

     Все. Точка. Вопрос закрыт. Остается, хотя бы для самого себя, найти объяснение тому, что движет художниками и скульпторами в их творчестве, как принимается то или иное решение при создании произведения искусства. У меня свое мнение по этому далеко не простому вопросу: Всевышний заложил в наши гены любопытство и вечную неудовлетворенность. Вот они-то и являются причиной вечного стремления к поиску, к познанию неизведанного и неудовлетворенности достигнутым результатом. Физик Лев Андреевич Арцимович написал шуточное определение, согласно которому “наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства”. Мне кажется, что это шуточное определение справедливо как для науки, так и для искусства.

     Закончить разговор на эту тему хочется следующим: памятники бывают большими и маленькими (как “Чижик-Пыжик” и “Медный всадник”), бывают из мрамора, из гранита, а есть и виртуальные. Вот Пушкин без ложной скромности заявил:
                Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
                К нему не зарастет народная тропа,
                Вознесся выше он главою непокорной
                Александрийского столпа.

    Удачный памятник, как произведение искусства, если повезет, может обессмертить имя своего автора, а может.... и наоборот. При взгляде на новое творение заслуженного художника РФ Евгения Ротанова в голову закрадывается крамольная мысль, что скульптор, сам того не желая, создал памятник, который нанесет серьезный ущерб его репутации.