Воспоминание - О друге Андрее Томском

Эдуард Ратников
 
На кадре из видеозаписи тот самый момент, когда мы втроём сидим за столом в маленькой кухне в мастерской АНДРЕЯ. Ещё немного и ЛЕНА скажет решающие слова, а я соглашусь, и мы поедем в сторону её дома в ИЗМАЙЛОВО, чтобы  ЛЕНА могла начать осуществлять то, что ещё не произнесено ЕЮ.
Прочитав текст вы всё поймёте и про АНДРЕЯ и про нас двоих.

2023 год.

Друг АНДРЕЙ.
Конечно, такая фраза требует уточнений, так как друзей у всех хотя и по разному, но бывает, что АНДРЕЕВ вполне несколько. Вот и получается, речь о друге АНДРЕЕ именно ТОМСКОМ. Фамилия у Андрея также вполне громкая, но у меня друг Андрей с такой фамилией ТОМСКИЙ один.

Обычно бывают первыми друзьями – друзья детства, потом школьные, институтские, потом армейские, по работе, по отдыху, и даже по транспорту. Но есть особая категория друзей - это друзья ДРУЗЕЙ.
Вот АНДРЕЙ из этой категории.
Лично в моей жизни самая большая часть друзей - это ШКОЛЬНЫЕ.
Школа у нас была специфическая, во времена ХРУЩЁВСКОЙ оттепели. Ну это что-то вроде ГОРБАЧЁВСКОЙ перестройки, но гораздо более ШОКИРУЮЩЕЕ страну и её население, так как страна в то время переходила от всеобщего животного СТРАХА к возможности мыслить ВСЛУХ.
Вот в это замечательное время мы и учились в школе №236, впоследствии ставшей №50, может поэтому и друзей школьных у нас много. А так как школа была с художественным уклоном, многие после окончания поступили в АРХИТЕКТУРНЫЙ институт, сокращённо МАРХИ. Я же сам поступил в МАДИ (автодорожный), а вот большинство школьных друзей стали АРХИТЕКТОРАМИ.
Вот мы и приблизились к АНДРЕЮ ТОМСКОМУ.
Он был друг моих друзей архитекторов, а следовательно, и мой ДРУГ в дальнейшем.
Когда мы в первый раз познакомились, сказать трудно, так как друзей от друзей архитекторов достаточно много, и кто из них когда пересёкся со мной первым или вторым, теперь уже и не вспомнить, но одно точно - это было ДАВНО.
Удивительно другое.
Лично АНДРЕЙ, при всём этом обилии моих друзей архитекторов, стал родоначальником моего ЗНАКОМСТВА с моей горячо любимой женой ЛЕНОЧКОЙ, хотя дома я её называю ЛЕНЬЮ (несусветной), но это чисто любя, на самом деле я сам гораздо большая лень, чем она.

Вы скажете: подумаешь, заслуга - ПОЗНАКОМИЛ. А вот в том-то и дело, что ЗАСЛУГА. Получилось так, что практически большинство моих архитектурных друзей были знакомы с ЛЕНОЙ по их общей работе и не один год, а вот познакомил меня с ней именно АНДРЕЙ, да ещё при этом долго меня уговаривал пойти и познакомиться, вот и судите сами, кто из них настоящий друг.
Конечно, он рисковал, он же не знал, что мы будем жить душа в душу так долго и счастливо, а вот взял на себя ответственность и не ошибся.

История этого знакомства можно сказать произошла на трудовом поприще того времени, а это было уже время ГОРБАЧЁВСКО - ЕЛЬЦИНСКОЙ перестройки 1997 года. Андрей непосредственно участвовал в одной экспериментальной работе по проектированию и установке светодинамического потолка на ГОС. даче мэрии МОСКВЫ во времена ЛУЖКОВА.
Когда монтажные работы были почти закончены, решили запечатлеть на память сам процесс и результат, и я по просьбе АНДРЕЯ поехал с ним снять всё это на видеокамеру. В то уже далёкое для многих время, не только смартфонов, но и мобильных телефонов ещё не было, а у меня по случаю уже была видеокамера, вот мы договорились и поехали. Заказали пропуска на въезд моих старых Жигулей, а про камеру, конечно, ничего не говорили. На самом объекте у нас так же проблем не возникло, так как монтажников потолка интересовала зарплата, а с этим в то время было тяжело, хотя и всегда не просто.
Кстати, сам объект с потолком располагался рядом с внушительным забором метров пять, а то и более, но это ладно, можно пережить, но там поверху забора была колючая проволока, и это обстоятельство меня с АНДРЕЕМ очень сильно удивило, чисто психологически напоминало ЗОНУ. Посудите сами, вы на этой, допустим, относительно большой территории ДАЧИ, и вот прогуливаясь в любую из сторон, вы всё равно упираетесь в забор с колючей проволокой, да и выйти свободно с территории вы не можете, вас должны выпустить на проходной. Вот это обстоятельство добровольного заключения нас сильно поразило и оставило странное воспоминание такого нашего присутствия внутри этой территории.
И вот после этого несколько гнетущего посещения уже по дороге домой АНДРЕЙ вдруг говорит мне: – Слушай, а чем ты далее занят сегодня?
Я так невнятно: – Вроде особо ничем не занят. - Так давай заедем ко мне в мастерскую.
Мол, к нему обещала забежать его СТАРАЯ знакомая по работе в МОСПРОЕКТЕ. Не смотря на мою относительную незанятость меня очень смутило его  определение - СТАРАЯ знакомая.

Я в то время был уже семь лет разведённым человеком, и новое знакомство вполне могло быть интересным, но вот его упор на СТАРУЮ знакомую, а это значит нашу ровесницу, а может и старше, как-то меня смущало, и я стал отнекиваться и ссылаться, что, мол, на сегодня хватит, лучше поеду домой. Но он продолжил уговоры и стал соблазнять меня едой, которую он собирался приготовить для встречи с этой СТАРОЙ знакомой.
Так как мне действительно спешить было некуда, я подумал и решил, что предложение дельное, поесть после поездки не мешает.
Мы подъехали к многим известной девятиэтажке, где была его однокомнатная квартира, приспособленная под мастерскую. Так как продуктов у него не было, мы пошли через дорогу в ГАСТРОНОМ, где все продавцы, особенно девушки, его знали, и с удовольствием снабдили нас нехитрым набором съедобного на сейчас, а тогда вполне дефицитным в виде селёдки, ножек БУША, хлеба и ещё чем-то вполне ценным на то время.
Придя в мастерскую, он ловко стал расправляться с селёдкой, причём по всем правилам кулинарного приготовления, а это далеко не просто, тут же сразу отварил картошку в мундире и начал жарить кур под гнётом.
Ну, думаю, подруга явно не простая, наверное, старше чем я даже думаю.

И вот наконец, кажется, всё готово, а подруги пока нет.
Раздался звонок, АНДРЕЙ пошёл открывать дверь, коридор узкий, кто за дверью не видно, но вот он делает шаг в сторону, и я наконец вижу эту СТАРУЮ подругу.
Сказать, моё удивление - это равносильно не сказать НИЧЕГО.
Знак МИНУС – старая, резко поменялся на знак ПЛЮС - молодая, но маятник качнулся теперь в другую сторону.
ПОДРУГА СЛИШКОМ МОЛОДА, лет 26, не больше, тоненькая, но очень симпатичная, и я понял, что такую надо действительно кормить, как можно больше.
Кстати, аппетит у этой ЛЕНЫ был отменный, но, как говорится, «НЕ В КОНЯ КОРМ».
Конечно, то что подруга гораздо моложе, чем я думал - ХОРОШО, но и такая также не подходит, теперь слишком молода, да ещё и замужем к тому же.
Делать нечего, сели на кухне и стали поедать всё то, что приготовил АНДРЕЙ.
Естественно, у него было и жидкое зелье, особенно под селёдочку с картошкой, говорят ХОРОШО, я же за рулём, но это не беда, я всё равно не пьющий от рождения.
Сидим болтаем, они вспоминают работу в МОСПРОЕКТЕ, а там все те друзья, которых я также знаю, и ЛЕНА естественно их всех знает не хуже меня. Практически говорим, как будто сто лет знакомы. Постепенно в разговоре выясняется, что ЛЕНА уж не столь молода, как кажется, и ей не 26, как я решил, а целых 36, на 10 лет больше, но она замужем, а это обстоятельство ещё хуже возраста.
Как говорится, время бежит быстро, и вот ЛЕНА говорит, что ей пора домой к мужу, хорошо хотя бы детей нет. Если честно, то ЛЕНА мне сразу понравилась, а когда я узнал, что она на десять лет старше, чем я думал, так она мне ещё больше понравилась, но всё равно 18 лет оставалось в минусе, и не в мою пользу, да ещё муж, который её ровесник, и к тому же легко носит её на руках, с её слов.
Единственное, что я мог реально предложить в этих обстоятельствах, я сказал: – ЛЕНА, ты можешь не торопиться, я обязательно довезу тебя до дому.
А ей надо было в ИЗМАЙЛОВО, и это не ближний край. Ещё немного посидели, но всё равно ехать надо, как всегда решили на посошок, и тут я набрался храбрости и сказал:
- Я очень рад, что АНДРЕЙ уговорил меня остаться у него и познакомиться с такой замечательной ЛЕНОЙ.
Я сказал, что ЛЕНА мне очень понравилась и не смотря на столь большую разницу в нашем возрасте я бы с удовольствием продолжил бы наше знакомство, но вот то, что она замужем, конечно, меняет многое.
Возникла короткая пауза.
И вдруг ЛЕНА говорит:

- А Я… МОГУ И РАЗВЕСТИСЬ!!!

На что я вполне удачно парировал:
- А ВОТ МЫ СЕЙЧАС ПОЕДЕМ И ОБО ВСЁМ ДОГОВОРИМСЯ.

Мы оделись, так как это было 18 марта 1997 года, и в настоящее время уже 26 лет тому назад. Вышли на улицу, сели в машину и поехали в ИЗМАЙЛОВО.
С первой же секунды нашей поездки мы совершенно всерьёз начали обсуждать, как она будет РАЗВОДИТЬСЯ и как я буду на ней ЖЕНИТЬСЯ.
Ни у неё, ни у меня, не было ни капли сомнения, что весь этот разговор стопроцентно ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ, и другого решения не будет ни с её, ни тем более с моей стороны. Если честно, у нас практически было всё для осуществления этого плана, я был свободный, у меня была отдельная однокомнатная квартира, единственное препятствие - её развод с мужем, и это действительно было не просто чисто морально и технически.
На следующий день я заехал за ЛЕНОЙ на её работу, и мы поехали смотреть, где мы будем жить ВМЕСТЕ.
Через три месяца ЛЕНА ушла от мужа, и мы стали жить вместе, и вот уже прожили 26 лет, и уже всегда и везде вместе. Все наши друзья, включая АНДРЕЯ ТОМСКОГО знают, что мы всегда только вдвоём и поврозь мы нигде и ни у кого не бываем. Более того, некоторых архитектурных наших общих друзей ЛЕНА даже знает дольше, чем я. Вот такой парадокс в моей жизни, но самый главный в этой истории АНДРЕЙ, именно его настойчивость привела к такому замечательному РЕЗУЛЬТАТУ.

Желающим почитать про меня и ЛЕНЬ можно по сноске.
http://proza.ru/2012/11/09/1732