Откровение в 157 степени

Владимир Рощин
Откровение  в  157  степени
______________________________________________________      
      
Американский   писатель    с    религиозным     мировоззрением 
христианства    и    физико  -   математическим     образованием, 
Питер  Стоунер,  в  конце  60-х  годов  прошлого  века,  опубли-
ковал  свою  книгу  «Наука  говорит».
Это   довольно   большая   монография,  где   автор  в  одной  из
её   глав,   берёт    для   исследования   несколько   библейских
пророчеств,  и  затем   применяя   математический  расчёт  соот-
ветствующий    теории    вероятностей,   показывает    результат
якобы,     доказывающий    неотвратимость    их    свершения   в 
истории.
В   своих   расчётах  Стоунер   делает  окончательный   вывод  о 
том,  что  исполнение  всех  восьми  ветхозаветных  пророчеств,   
в  отношении  Иисуса  Христа,  доказывает, что  Бог  вдохновил
их  написание  с  уверенностью   которой   не  хватает  лишь  од-
ного   шанса  из  100  квадриллионов,  чтобы  быть  абсолютной.

Надо  сказать,  что   такое   заявление,  да  ещё  подтверждённое 
ореолом   науки,  произвело   ошеломляющее   действие  на  соз- 
нание    очень    многих    людей,   не  только   христиан   но   
и   атеистов. 
Безусловно,  что  верующие   воспринимали  это,  как  открытое 
и  прямое  доказательство  руководства  Божественной  Воли  не 
только  в  их  личной  жизни,  но  и  во  всём  мире. 
В  свою  очередь  атеисты  находились  в  растерянности  и  спу-
танности  убеждений.
Хотя   по   свойству   инертности   человеческого   мышления   и 
равнодушия,  а   также  в   привычках  жить  по  своему,  вся  эта
помпа   быстро  стала   забываться,  и   очень  скоро  всё  верну-
лось  на  круги  своя.      

Далее,  в  отношении   к  его  работе,   в  научных   кругах  поя-
вилась   критика,   говорящая   о   том,   что   автор   впал   в   
самую   распространённую   для   исследователя   ошибку,  в кото-
рой  использует   только    те   факты,   которые    подтверждают   
его   гипотезу   и   отбрасывает   или   оспаривает   те,  которые 
этого  не  делают.
Довольно    скоро   книга   Питера   Стоунера   стала   публично 
широко   известна,  но   немало   авторитетной   критики  сходи-
лось   на   том,  что   его   труд   должен    иметь  определённый 
вердикт  научного  оправдания.
____________________________________

Что  же,   по   сути,  представляет   собой   это  исследование  и 
какие  в  нём  определяются  ошибки?
Опережая   конечный   итог   рассуждений,   в   сторону   автора, 
можно   сделать   негативное  и  вполне  обоснованное  заключе-
ние.    Определяется   оно   тем,   что   Питер   Стоунер,  являясь
вполне    талантливым    математиком,   в   этой     работе,   мало   
похож   на   философа  и  тем  более,  на  теолога. 

Ставя  перед  собой   математическую  задачу,  он  не  учитывал,
что   по  её   специфике,  она   не  может   вбирать  в  себя  рели-
гиозной   логики   и  теологических   смыслов.   И  уже  поэтому
результат   её   решения   не  может  быть   их   доказательством.

Дело  в  том, что  религиозное  понятие  пророчества,  обосновы-
вается   во-первых    верой,   а   во-вторых   философией   теизма,
где  всё  явно  далеко  от  математики,  и  где  вся  история  чело- 
вечества,  и   всё  что  в  ней   происходит   подконтрольно  Богу.

И  здесь,   в   сторону    автора,    можно    поставить   серьёзный 
упрёк   в   том,   что    определением   количественно - числовой 
величины,    шанса    свершения    пророчества,    это    числовое   
значение,  он  наделяет  и   приравнивает  к  сакральному  значе-
нию  Божественной  Воли.
Однако   это   сразу   противоречит  тому,  что   если  Воля  Бога 
проявлена    адресно,   то   в   ней   не  может   не   хватать   
даже   одного,  100-квадриллионного   шанса  до  её   абсолютной   
полноты.  И  пустое  число  математики,  пустым  и  остаётся.      

Отсюда,  в  сфере  философии   теизма,  определяется,  что  если   
людям  позволялось  высказать  какие-либо  пророчества,  тогда 
их   исполнение,   по  религиозному    сознанию   Стоунера,   как 
христианина,  должно   было,   Самим   Богом   выстраивается  в
такую  причинно-следственную  связь, происходящих  событий,  где 
их  не  исполнение  абсолютно  не  допустимо. 

Тогда   возникает   вопрос,  есть   ли   логический  смысл  в  том, 
что  учёный   ставит  и   конструирует   математическую  задачу,
решением    которой    пытается   доказать   то,  что   с  позиции
христианства,  вопросов  не  вызывает?
Или   для  него  результат  вычислений  более   авторитетен,  чем 
истина  христианского  учения?

Однако   подобная   задача   вполне   может   быть  оправдана   в 
другой    философской    парадигме,  а   именно   в   деизме,   где
контакт  и   контроль   Бога   по  отношению  к  истории  мира  и
человечества  отрицается.
Но  в  тоже   время  принято,  что  детерминанта  событий  свою
динамику,  имеет   от  волевого  Акта  творчества,  где  в  после- 
довательности  причины  и  следствия  от  Творца,  нет  осознан-
ного   контроля   и   целеполагания. 

При   этом    деизм    принимает,  что   всё   движение   бытия   и
природы    мира    происходит   в  эволюции    самостоятельного 
развития,  с   устремлением   к   совершенству  принятому   изна-
чально,  в  Акте  творчества,  как   генезис  наследия  от 
Самого  Творца.   Это   схоже   с  тем,   как   отец   по  генетике   
передаёт   сыну,   некоторые   из   своих   качеств.  Так  же   и   
Творец   передаёт  Свой  генезис  природе  бытия,  оставляя  её   в 
полной  свободе   развития  и  действия.

Безусловно,  что  и  в  такой  философской  системе  интеллекту- 
альная   свобода    человека   позволяет   ему   делать   прогнозы 
будущих   событий.   Но  это   будет   уже   не   пророчество   от
Божественного  Откровения,  а  практический   анализ  на  осно-
ве   сопоставления  реальных   событий  с  возможными  вариан-
тами  будущих.            

При  таком   условии   не   исключено,   что   гарантированность   
исполнения   предсказанного,  будет,  зависеть   исключительно 

от   вмешательства  сознания   и  воли  людей  с  ним  связанных 
и   ответственных   за   его   исполнение.   То   есть,  насколько 
динамично  и   с   каким   волевым   усилием,   заинтересованные 
персоналии   в  осуществлении   предсказанного,   будут   менять 
направление   рядов   причинных   связей   в   реальных  событиях, 
приближая  им  нужный   результат.   Правда,  не   исключена   как 
скрытая  неумышленная,  так  и  не  скрытая  умышленная  фаль-
сификация.    

Вот   тогда,   логика   математической  задачи   по  определению 
измерения   (в  числовой  величине)   шанса  гарантии  для  свер-
шения    какого-либо   предсказанного   события   вполне   может
иметь  смысл  и   не  вплетать  себя   в   Божественную   Волю.

Но  и   при   этом   условии    положительный   результат   будет 
зависеть   не  только   от  правильного  и  точного   математичес-
кого   расчёта,   но   и   от   правильных   данных,  встроенных  в 
условие   задачи.   Хотя   гарантия   истинности   таких   данных,
чаще   всего   скрыта   в   прошлых   временных   эпохах   и  ошиб-
ках  исторических   исследований.  Так,  что  математика  и  здесь
остаётся  с  вопросом.
____________________________________

И  всё  же,  для  подтверждения  высказанных  суждений  можно
просмотреть,   как   Питер   Стоунер   выстраивал   свою  работу.

Всё  началось   с  идеи  и  желания  посчитать  вероятность  рож-
дения   Иисуса  Христа   в   Вифлееме.  Она  предполагала   произ-
вести  расчёт,  на   основе   и   с  целью,  выявления   отношений
числа   жителей   во   всём   мире,  с  момента,  сделанного  пред-
сказания  прор.  Михеем   и  числом   жителей  Вифлеема  на мо-мент   
рождения   Христа.    Хотя   саму   логику   этого   метода,  Стоунер 
не  объясняет.
И  сразу  возникает  вопрос. 
Почему   к   расчёту   был    взят   Вифлеем,   если   Христос,   по 
истории   Благовеста   был   Назарянин?  Но  этот  упрёк,  скорее
можно     адресовать    не    математику    Стоунеру.   а    пророку
Михею,   который    как   видно   не   знал   Благовеста   и   делал
акцент  Богоявления,  прежде  всего  на  Вифлеем.

Далее  возникает  вопрос  к  определению  количества  жителей
Вифлеема,   числом –  7150   человек.   Прежде   всего,   это   не
соответствует  историко - археологическим   данным,   которые
указывают  число  жителей,  этого  города  в  то  время, пример-
но  равное  2000.  Даже  если  учесть,  что  предсказанное  собы-
тие   о   рождении    Христа   произошло    во    время   переписи 
населения, то   и   при   условии   пришлых  людей  в  город,  их 
не   вправе  считать  имеющими   к   нему   отношение,  как  его 
жителей.  И  уже  совсем  вызывает  сомнение, что  по  прошест-
вии   двух   тысяч  лет  от   Р.Х.  может  быть   известно,  что  во 
время   переписи   население   увеличилось   более   чем   в   три   
раза   и   с   такой  точностью.   

Но  ещё   большая   необоснованность   содержится  в  определе-
нии    количества    проживших   людей    в    мире    со    времён 
прор.  Михея, до  наших  дней  и  приравненная к  2 000 000 000
(миллиардам).
Трудно    даже    предположить,    кто   и   каким    образом   мог 
дать  Стоунеру,  для   его  частного  изыскания,  такие  сведения.

И   опять    возникает   очередной   вопрос:   почему   автор   эти 
данные  вводит  от  времени  прор.  Михея,  а  не  от  сотворения
человека?   Ведь   все   события   связанные   с   жизнью  Христа,
по   Евангельскому   учению,   своей   основой   уходят   в   пред-
вечность.   Отсюда   и   данные   в   задачу   нужно   вводить   по 
максимуму. 
Здесь   необходимо   заметить,  что  из   сведений   специалистов 
от  ЮНЕСКО,  количество   проживших   на   планете  людей  за
всю    историю    человечества,    в    обозреваемых   культурных 
эпохах,   определяется   числом   107 000 000 000   (миллиардов)
человек.
Получается,  что   разница  между 107- млрд.  и  2- млрд.  равная
105- млрд.   определяет     количество    людей    проживших   на 
земле  в  самый  древний  период  развития  человечества.
Но  вряд   ли   это   могло   быть  при   культуре   и   технологиях
той  эпохи. 
В  результате, Стоунер  оперирует  числом  несоответствующим
логистике  задачи  и  уменьшенным  на  три  порядка.   Из  этого
следует,  что   психологический  эффект  после  проведения  вы- 
числений,  был  явно  занижен.  Так,  что  христианский  матема-
тик  дал   серьёзную   промашку,  что   называется,  продешевил.

Свои   вычисления   Стоунер   начинает   делением  2- млрд.  на
7150  с  результатом  в  280 000. Таким  образом,  первый  ответ 
по  теме  определения  вероятности   невыполнения  предсказан-
ного   пророчества   (имеется  ввиду  рождение  Иисуса  Христа
в    Вифлееме),    определяется    математическим    выражением
записанным  как:  (2.8  умноженные  на  10  в  пятой  степени).

Следующим    действием,    студентам,   участвующим   в   этом
мероприятии,    предлагается    назвать    возможные    числовые
отношения,   подобного    условия,    ещё   к   семи    выбранным 
пророчествам.   Причём   студенты,  делали   свои   определения
исключительно    на    основе    эмоционального    отношения   к   
тексту  и  содержанию  пророчеств.  Что  называется  с  потолка.

Выглядело  это  следующим  образом:
               
                1
Мессии  должен  предшествовать  посланник. 
Книга  прор.  (Исаии  40:3)                (10  в  3 степени)
               
                2
Мессия  должен  въехать  в  Иерусалим  на  молодом  осле. 
Книга  прор.  (Захарии  9 : 9)                (10  во  2 степени)
               
                3
Мессию  должен  предать  друг.  (Псалом  40:10)    (10  в  3 степени)
               
                4
Мессия  будет  предан  за  тридцать  серебренников.
Книга  прор.  (Захарии 11 : 12)                (10  в  3 степени)
               
                5
Деньги,  за  которые  мессию  продали,  должны  быть  брошены
в  дом  Господень  для  горшечника.
Книга  прор.  (Захарии 11 : 13)                (10  в  5 степени)
               
                6
Мессия  должен  молчать  перед  обвинителями.
Книга  прор.  (Исаии  53 : 7)                (10  в  3 степени)
               
                7
Мессия  должен  быть  распят  на  кресте  как  вор.
Книга  прор.  (Исаии  53 : 12)                (10  в  4 степени)


Далее  автор,  решает   показать  какова   вероятность  того,  что 
в  одном  человеке  могли  исполниться  все  8  пророчеств.
Для  исчисления  он   умножает  между  собой  все  оценки  сде- 
ланные    студентами   и   имеет    (2,8  на 10  в 28 степени)   или
(10  в  11 степени), а  затем  делит  на общее  количество  людей   
живших  со  времён   этих   пророчеств   равное   88 000 000 000 
(миллиардам)  человек.  Число  тоже  весьма  условное.
В  результате   после   сокращения  кратных  порядков  остаётся 
значение  определённое  как: (10  в 17 степени)

В  итоге  делается  вывод:  что  в  одном  человеке,  а  именно  в
Богочеловеке,   жившем    до    нашего    периода,    вероятность   
не  исполнения  всех  8  пророчеств  выражается  число  равным,
(10  в 17 степени). То  есть  1  к  100  000 000 000 000 000  квдрл.

И  всё  же  это  была  не  кульминация  процесса. 
Профессор   Стоунер   взял   ещё   48   пророчеств   и   в  той  же 
методике   просчитал,   что  число   вероятности   увеличивается 
до  157- й  степени. 
Однако  представить  число  со  157  нулями  и  дать  ему  назва-
ние,  ограниченному  сознанию  человека, весьма  затруднитель-
но.   Это   число   определяется    больше    зафиксированного   в
математике  числа   Гугл   и  больше  практически  применимого 
числа  Грема -  (G64).
_________________________________
 
В   заключении,   к   уже   высказанной   критике,   этой   матема-
тической  аферы  можно  добавить  следующее.

Определение   того,  что   пророчество  будет  не  исполнено  по
причине   ничтожно   малого   шанса,   опирается   на  логистику 
вычисления   и   взятие   данных   от   заранее   признанных  или
интуитивно   надуманных,  но   не   проверенных  и  не  доказан-
ных  фактах.

Отсюда  число,  показывающее   насколько   делитель   меньше
делимого,  и  выдаваемое  за  показатель   вероятности   какого-
либо  действия  или  понятия, соответствовать  этому  не может. 

В  самой   идее   задачи,   математическая  логика   недопустимо 
используется  для  доказательства  духовных  понятий.
Ведь   любые   события   в   Евангелиях,   являются   предметом
веры.   Считать   их,   как   состоявшимися,    подтверждёнными 
и    проверенными,    историческими    фактами     нет    никаких 
оснований.
Если  невозможно  доказать  Богоявление  и  Воскресение,  а   в
это  можно  только   верить,  тогда   доказывать  всё   остальное
нет   никакого   смысла.
 
Например,  таких   понятий,   как   исполнение   или   свершение
событий.   Этимологию   слова   невозможно   выразить   и   тем
более   объяснить   математическим  числом.  Так,   как  смыслы   
семантики  основаны,   прежде   всего,  на   психологии   истори-
ческого  сознания  людей,  а  не  на  математической  логике.

Работа  профессора  Питера  Стоунера,  конечно  интересна,  но
она  не  нужна  ни  верующим.  ни  тем  более  атеистам.
________________________________________