Фрагмент из книги Война глазами детей, 2008г

Ольга Антоновна Гладнева
"... Слушая в беседах и читая в письмах воспоминания о детстве и отрочестве в военные 1941–1945 годы, собирая историческую информацию к этой книге, перечитывая ещё и ещё раз тысячи страниц других книг с их материалами и документами о событиях и фактах Второй мировой войны и слыша, и видя сегодня и ежедневно информацию о событиях в мире по телевидению как – какой уж год! – колошматят друг друга, убивая, расстреливая, взрывая, заживо погребая под обломками зданий, израильтяне и палестинцы, как похищают, расстреливают, подрывают гранатами, минами военных, мирных жителей, журналистов в Ираке все эти различные группировки, сепаратисты и прочие пособники смерти – «полевые», всякие ущелье-сопочные командиры, главари, «духи», террористы, как нагнетается, накаляется атмосфера в периоды предвыборных гонок за президентские посты, мне тоже, вслед за моими собеседниками, хочется забраться на самую высокую гору и оттуда так громко крикнуть, чтоб услышал весь Мир и каждый человек:
– Неужели ничему не научил тебя, Человечество, огненный, с двумя американскими атомными бомбами, сброшенными, как эксперимент в реальной обстановке, на Хиросиму и Нагасаки, смерч Второй мировой войны, в котором плавились судьбы миллионов не только огромной по территории России, СССР, но и самой агрессивной Германии, да и многим государствам и странам Европы и Азии, и даже других материков и континентов, очень чувствительно крылышки припекло?
– Неужели тебе, Человечество, не ясно, а Отцам народов, наций и племён не понятно, что если – не дай и не приведи Господи! – «акулам» войны удастся разжечь Третью мировую, то её огненный смерч оставит на планете только пепел и руины?

     Я очень-очень волнуюсь, я очень-очень не хочу, слышишь, Жизнь, чтобы вся эта воспетая Краса, созданная Творцом и Разумом, руками людей, однажды исчезла в атомном огне! Неужели этого допустит Разум Человечества и Космический? Знаешь, Жизнь, во Имя сохранения Тебя, Людей, Природы, я согласна б жить и при лучине, пользоваться благодатной энергией Солнца и Ветра, отказавшись от «цивилизованной» энергии – даже мирного! – атома, дабы, не повторилась участь ни Хиросимы, ни Чернобыля. Меня знобит от волнения даже при одной мысли об этом.
Вот и сейчас – в голове мысль за мыслью, а в сердце – океан чувств. Волнуюсь. Надо успокоиться. Сосредоточиться. Вон ещё какая стопа воспоминаний! Надо подготовить, предоставить на этих страницах другим слово об увиденном и пережитом и пожелания нынешнему и грядущему Миру.
С середины 80-х годов XX столетия, перед началом миллионам не понятной по сути «перестройки», в мире с двумя сильнейшими силами социализма и капитализма политика «холодной войны» докрасна накалила атмосферу международных отношений, да и внутри создался такой напряг, что каждый, хоть чуть болеющий за судьбы Человечества, планеты, тем более – кто пережил катастрофу Второй мировой – не мог спокойно ни спать, ни жить, со страхом ожидая, что в любую минуту кто-то где-то там, за «бугром», нажмёт на «кнопку» и вспыхнет, и разразится эта самая Третья мировая, в которой не будет ни победителей, ни побеждённых, а только – обугленная Земля, летящая в бездну, выбитая из орбиты колоссальной силой атомного взрыва.
Одна из таких, страждущих за судьбу любимой Природы, людей, особенно – детей, планеты-«дыньки» - юная сельская учительница, поэтесса,Лея Рита напишет в этот период строки, ясно передающие её боль, тревогу, гражданскую ответственность и напряжённый поиск спасения всего, что так дорого и любимо:

                ... С ракетами у нас не ладится ...
                Ах, как бы мир не проглядеть!
                А звёздочки... Они – безмолвные -
                Уныло на землю глядят...
                Их скоро могут – паф! – и ровные
                В глазах бороздки зарябят...
                Не надо мне в глаза так пялиться -
                Гори себе, как создана!
                А если наша «дынька» свалится
                С орбиты в бездну, знать – война!
                …………………………………….
                Ах, что же, что же мы предпримем, а?
                Чем помешаем смерти-то?
                Походом мирным миром двинемся...

                (Лея Рита. «Размышление о музыке и мире», 1986)

   Да, тогда мы, «советские люди», считали, что наша главная «кнопка» ядерной силы в надежных руках Отечества – хранителя Мира во всём мире, и никогда первой не сработает, а вот там, за океаном, руководствуясь агрессивными планами, могут в любой момент нажать на свою такую же «кнопку». Нет ничего странного – было две политики, две идеологии, две системы, каждая из которых формировала у «своих» граждан «своё» мировоззрение, в своих интересах и целях.
Не будем здесь вести речь, как воспринималась всеми советскими людьми и каждым в отдельности, а также и во всём мире, эта «перестройка», о влиянии её на судьбу каждой личности, семьи, республики, а просто подтвердим факт, что «перестройка» эта свершилась. Ну и что? СССР – не существует. «Холодную войну», хоть «ледяную» – вести нет между кем, ибо на планете одна система, очень характерно ныне, а в дни «перестройки» – предусмотрительно – называемая «рыночной экономикой», а атмосфера международных отношений так же напряжена. Почему рвутся бомбы, рушатся города, гибнут люди? Почему ныне на планете есть матери, рвущие на себе в отчаянии от горя волосы, обливаясь слезами в исступлённом плаче перед погребенными под завалами от разрывов бомб, расстрелянными, умершими от тяжких ранений, вернувшимися в цинковых гробах детьми?
Если хоть где-то на планете дети видят ужасы войны, терпят голод и нищету, если отнято у них счастливое благополучное детство, в чём тогда преимущество и совершенство победившей системы?
Теперь нет СССР, нет республики рабочих и крестьян, нет «советских комуняков», а почему ж, для чего существуют целые монополии военной индустрии, систематически и ныне совершенствующие и изготовляющие тонны военной техники и оружия массового уничтожения? Для кого? Для каких целей?
Почему строки, написанные в 1986 году еще одним поэтом-донбассовцем, Владимиром Калиниченко, звучат и ныне так же тревожно и злободневно?

Как робко мы нащупываем броды
В реке, не замедляющей свой бег
Меж берегов столетий! Жизнь – ковчег,
Но ведь не Ноев, не спасет народы,

Когда потопом ядерным, нейтронным –
Для всех он станет просто похоронным –
Планету захлестнет, швырнет на дно…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Казалось бы – урок войны жестокой
Поможет и слепым прозреть до срока:
Десятки миллионов сожжено,

В боях убито и погребено
В могилах братских. Ну каких уроков
Еще нам нужно? Идеал высокий
Опять рядить в шинельное сукно?

Где разум наш? Где память адских мук?

    А можем ли мы, пережившие в годы детства своего и отрочества ужасы, потери и трудности войны, слыша, какой уж год напрягающие вновь и вновь обстановку в стране и состояние её граждан докрасна накаленные дебаты – вступать или не вступать Украине в НАТО, и не волноваться за будущее своих внуков и правнуков?
Не можем! Поэтому и пишем эту книгу воспоминаний, надеясь на сопереживание, на взаимопонимание в решениях проблемы сохранения Мира, книгу как память – напоминание, как просьбу и призыв – искоренить навсегда войны на планете Земля.
А что мы можем в таком возрасте? Только просить, призывать и верить, что:

                Одно ведь солнце над Землёй горит!
                Я верю – добрый разум победит
                На сопряженье прошлого с грядущим.
                (В. Калиниченко. «Семена и всходы»)