Шумак

Ольга Иванова 11
Решено – летим на Шумак. Место, о котором узнала случайно, из Инстаграма гида, который сопровождал меня по Ольхону в прошлом году.
 Он, помимо всего прочего, ещё водит туристов через горный перевал на Шумак. Разместил фото, которым я восхитилась. Поняла, что оно сделано на значительной высоте, прокомментировала: Красиво, жаль, мне уже недоступно. Он ответил: Если только на вертолёте…

Восприняла это как шутку, но полезла в интернет искать информацию и нашла фирму, которая возит туристов на Шумак именно на вертолёте. Трёхразовое питание, проживание в домиках с удобствами и печкой – почему бы не попробовать? Звоню в фирму, мне описывают, как там всё замечательно и совсем не сложно, вполне можно и пенсионерам. И я покупаюсь, получив памятку туристу, изучив её.

 Одна ехать на этот раз не решаюсь, агитирую сестру, тоже пенсионерку, но работающую. Та говорит, что не знает ещё, когда будет отпуск, но планирует его на сентябрь. И, спустя время, подтверждает – да, отпуск в сентябре.

 Тут же развиваю бурную деятельность: бронирую благоустроенный домик на Шумаке с 5 по 12 сентября, нахожу подходящий рейс до Иркутска и обратно, оплачиваю билеты, бронирую гостиницу в Иркутске и связываюсь с гидом, которому заказываю поездку на Ольхон на три дня.

 Сестра и опомниться не успела, как я поставила её перед свершившимся фактом.

 Но на Шумаке обещают походы, пусть и недальние – надо готовиться. Не откладывая в долгий ящик, начинаю гулять каждый день, постепенно увеличивая нагрузку. К концу лета считаю, что сделала всё что могла – примерно 5км ежеутренней прогулки немного подтянули меня, стала меньше задыхаться, простой поход в магазин уже не кажется чем-то очень трудным.

 Утро 5 сентября… Мы с сестрой приехали в Иркутский аэропорт и стоим у стойки номер 13, где назначено место сбора. Народ потихоньку подтягивается. Вскоре выясняется, что рядом стоит моя почти полная тёзка – совпадают имя и отчество. Только лет тёзке ещё больше чем мне. Сравнительно молодой человек иронически посматривает на сабо, в которые обута моя сестра. Даже не выдерживает, говорит, что эта обувь не для Шумака. Сестра улыбается в ответ - в багаже у нас есть и более подходящая обувь.

 И вот мы уже на лётном поле, садимся в вертолёт – хочется занять место у окна, но его на всех не хватает. В вертолёте 18 человек – двое так и не прилетели – отчаянные люди, купили билеты на самолёт, который должен был прилететь в 6 утра в Иркутск, а рейс отложили…

 Вертолётные винты начинают вращаться, становится очень шумно, наушники глушат звук, но далеко не полностью. Вертолёт выруливает и, наконец, взлетает – становится видно, как близко город от аэропорта: дома стоят вплотную к месту, где находятся некоторые самолёты.

 Летим над Ангарой, потом начинаются сплошные леса, а за ними уже и горы – верчусь так и сяк, пытаясь сделать хороший кадр, передаю аппарат сестре время от времени, она сидит более удачно, чем я. Погода серая, хмурая, фото получаются соответственные.

 А горы – это горы, на них хочется смотреть и смотреть. Вот уже и заснеженные вершины пошли. Смотрю на них, сворачивая шею.

 Вертолёт уже в долине, вот и посадка – внизу белый неровный небольшой круг, собранный из светлых камней. Да мы и садимся на камни – площадка никак не выровнена. Нам командуют: Оставляйте вещи в вертолёте, их принесут, и быстро на выход.

 Выскакиваем из вертолёта один за другим, недоумевая, почему вещи нельзя самим взять, но не протестуем. Нас о таком почему-то не предупреждали. А нас гонят прочь от вертолёта, за символическое ограждение на приличном расстоянии от места посадки. Изворачиваюсь всё-таки и делаю несколько фото на ходу.

 А наши сумки, рюкзаки и чемоданы уже путешествуют наверх при помощи сноровистых мужчин. Когда поднимаемся по деревянной лестнице наверх – Любви, Добра, Радости – гласят деревянные таблички, установленные вдоль лестницы. А наверху уже лежит куча мала – в ней все наши крупные вещи. Ищем там свои невеликие сумки – одна на 7 кг, другая на 8.

 Происходит распределение по домикам, нам достается домик номер 18 – легко запомнить, именно в этот день у меня день рождения. Идём по дощатому настилу по улице Кедровая, переходим на улицу Еловая и оказываемся на месте. Входим в домик – там тепло и не убрано – предыдущие жильцы только что оставили свой недельный приют. Вскоре приходит женщина и спрашивает, застелем ли мы постели сами или это надо сделать ей. Немного коробит такое отношение, нами заплачено немало за недельное пребывание, день стоит как номер не просто в хорошей, а в очень хорошей гостинице. В конце концов, всё улаживается, женщина делает быструю, слегка небрежную уборку и всё-таки сама застилает обе кровати.

 А нам уже пора – прямо сейчас назначен первый поход – это знакомство с источниками.

 Ведёт нас молодая девушка, небольшого росточка, как потом оказывается, тоже моя тёзка по имени-отчеству.

 А идти-то, оказывается, не так уж легко – всё время под ногами камни разных размеров и корни деревьев.

 Сначала идём по лесу вдоль реки, потом переходим на очень каменистый берег. Вот наша цель – источник, который называется Печень. Наш гид показывает, как правильно набирать воду – кружку надо опускать дном к источнику и набирать воду по течению.
 Набираем, пробуем, вода неожиданно тёплая и слегка газированная.

 Нас ведут дальше, снова в лес. Оказывается, тут надо преодолеть небольшое препятствие – перешагнуть через проволоку, натянутую на высоте примерно полметра. Мой неразношенный ботинок цепляется за проволоку, мне не удаётся сохранить равновесие, и я валюсь вбок, тщательно оберегая фотоаппарат. Падение удачное, встаю и иду дальше.

 Каких тут только источников нет: От рака; От сердечной печали; От 1000 болезней; Нервы; Ухо, горло, нос; Желудок; Почки; Желчный пузырь и т.д.

 И у каждого свой вкус, своя температура. Некоторые расположены совсем вплотную, текут из-под соседних камней, а вкус, тем не менее, у каждого свой. Возле таких источников, как спасающий от рака, стоят целые ряды подношений. Считается, что надо поблагодарить источник, чтобы он подействовал как надо.
После мы идём на другой берег – там тоже есть источники и радоновая ванна. Надо дважды переходить речку по хлипкому фанерному мостику. Перед мостиком стоит табличка, что одновременно на нём могут находиться только два человека. Наш гид специально подчёркивает этот момент.

 Растягиваемся в длинную цепь, соблюдая это правило.
На том берегу несколько зимовий – деревянных избушек с навесами – в них живут так называемые «береговые» - туристы, которые самостоятельно пришли на Шумак и самостоятельно живут теперь здесь, стараясь всё-таки держаться ближе к базе – там есть магазин, где можно купить продукты, ведь не всё можно унести на себе через перевал.

 На поляне стоит избушка с крышей, поросшей травой – это дацан, буддистский храм. Он стоит тут уже 30 лет. Заходим внутрь – полутьма, яркие изображения висят там и сям, в центре своеобразный алтарь с фигуркой Будды.

 Совсем рядом радоновые источники. Стоит небольшое сооружение из поликарбоната – оно закрывает от посторонних глаз купальню, куда можно окунуться на время, стараясь не погружаться выше области сердца. Этот источник отличается температурой примерно 37 градусов, т.е. он очень тёплый. Далее идут источники, вытекающие из-под камней: Радон, Селен. Наконец подходим к источнику, который называется Глаза. Гид рассказывает истории о чудесном прозрении, об улучшении зрения сразу на несколько пунктов. Верить или не верить? Рядом с источником лежат камешки, расписанные под изображение глаза; на деревянной основе, по форме напоминающей глаз прикреплён яркий синий камешек – и, правда, будто глаз своеобразный.
 
 Оказывается, чтобы была польза, нужно омывать в этой воде глаза, один за другим. Сначала должно пощипывать, но потом такой эффект проходит. Лучше всего повторять эту процедуру 3 раза в день.

 Нам вообще советуют обходить все источники по три раза в день перед едой и пробовать, пробовать, пробовать, выбрав, наконец, воду, которая понравится больше всего и потом пить её на протяжении всего пребывания здесь.

 После этой прогулки наступает обеденное время. В столовой стоят штук 15 столиков на 4 человека каждый. Находим свой – он в центре зала, близко к раздаче.

 С нами сидит семейная пара: она – блондинка под 50, держащаяся очень прямо, с развёрнутыми плечами; он – худой, лысеющий, неопределённого возраста, но, вероятно, они ровесники. Сообщают, что они из Иркутска, и что уже десятый раз здесь. Молча удивляемся, потребляя довольно вкусный и разнообразный обед: суп, второе, салат. Салат можно заправить чем угодно – справа и слева от окна раздачи стоят на полочках бутылки с разнообразными маслами (кунжутное, оливковое, подсолнечное, льняное и т.д), тарелки со сметаной и майонезом. Ещё каждому полагается по апельсину. Апельсин забираем с собой в домик.

 После обеда выясняется, что запланирован прямо сейчас ещё один поход – к Мраморным водопадам. Это недалеко, но надо переходить горную речку по камням и лезть в гору примерно полчаса.

 Размышляю – по силам ли мне это. Я уже устала после простого похода по источникам Шумака. Но, хорошо подумав, решаюсь пойти вместе с сестрой. Нехотя одеваюсь и отправляюсь в «искпедицию».

 Сначала всё неплохо, идти надо по камням, но стараюсь смотреть под ноги. Иду, соблюдая общий темп.
 
 Потом наступает неожиданное и страшноватое – оказывается, надо переходить через речку прямо по камням, тут нет даже символического мостка. Камни торчат из воды на разном расстоянии и сами они очень разные – от огромных валунов, до метра в диаметре, до тридцатисантиметровых камней. Надо точно рассчитывать каждый шаг, ошибки тут быть не может, сразу окажешься в ледяной воде, и хорошо, если с целыми руками и ногами.

 Мужчины проявляют себя как рыцари – подают руку в самый нужный момент, и я как-то оказываюсь на другом берегу, думая, что мне очень повезло, поневоле прикидывая, что придется ещё идти обратно.
 
 Почти сразу после перехода через речку начинается подъём в гору. Надо взбираться по каменистой тропе среди леса. Мне одалживает одну из своих треккинговых палок моя пожилая тёзка, с которой познакомились ещё в аэропорту.

 Заметно по ней, что она регулярно ходит с такими палками каждый день. – идёт гораздо увереннее меня.

 Стараюсь держаться за всеми, но чувствую, что безнадёжно отстаю, что дыхания не хватает.

 Тут на меня обращает внимание худенькая глазастая женщина в кепке и защитного цвета костюме. Она с палками, и на ногах у неё защитного же цвета сапоги. Говорит:
 - Тут ещё минут 10 в гору, дойдёшь?
 Я упрямо киваю.
 - Ты же загнала себя, не гонись за всеми, иди своим темпом!
 Останавливаюсь, стараюсь отдышаться – дышится часто, отрывисто и облегчения почти нет.

 Тут к женщине присоединяется небольшого роста седоватый мужичок с блеском в тёмных глазах, задорно вихрастый. Он начинает учить меня дышать. Оказывается, дышу я совсем неправильно, в горах так нельзя, надо дышать животом, совершая полный вдох носом, а потом выдыхая медленно через рот. Пытаюсь следовать его совету, пыхчу при этом, но чувствую – правда, легче, вот уже можно двинуться дальше. Прохожу неожиданно легко шагов 15 вверх по склону и опять останавливаюсь.

 Худенькая большеглазая женщина следит за мной и снова говорит:
 - Иди в своём темпе, не гонись ни за кем!
 Опять тщательно стараюсь дышать, как мне советовали, и снова продвигаюсь вперёд. Опять дышу и дышу, пытаясь унять бешено стучащее сердце. Женщина смотрит на меня и говорит:
 - Ну вот, теперь хотя бы цвет лица нормальный.

 А мужичок тем временем успел уже сбегать два раза в начало колонны, чтобы сообщить, что есть отстающий, но что он(а) справится.
 Возвращаться не надо (по правилам вся группа должна вернуться, если кто-то физически не может пройти всю дистанцию).

 Пытаюсь что-то объяснять на ходу, мне дружно советуют не тратить сил на разговоры, а просто идти, идти своим темпом. Иду, останавливаясь каждые 10-15 шагов. Меня подбадривают, что остаётся уже не так много, что скоро я увижу такую красоту, вот тогда и нафотографируюсь вдоволь.

 Ведь я всё-таки делаю несколько кадров на ходу, несмотря на то, что плетусь в самом хвосте.

 Позади меня, правда, идёт всё-таки человек – это замыкающий – у него фальшфейер, предназначенный для отпугивания медведей.

 Ему положено идти позади всех, такая уж у него обязанность. Сначала он молча идёт сзади, а потом, на очередном моём привале, мы вдруг все знакомимся.

 Женщину, мою спасительницу, зовут Женя. Мужичок, который уже третий раз сбегал во главу колонны, оказывается Сергеем, а молчаливый замыкающий – Юрий. Узнав, что меня зовут Татьяна, он смеётся:
 - Да что такое, у меня две жены были и обеих звали Татьянами, и тут - Татьяна!

 Отдых мой становится всё короче и эффективнее, переходы всё длиннее, и вот открывается вид на водопад, а главное, здесь сидят люди, которые остались тут наблюдать его, которые не пошли дальше, потому что надо идти по очень узкой наклонной горной тропинке, к тому же, осыпающейся под ногами. Моя пожилая тёзка как раз сидит здесь и сообщает мне сразу:
 - А она ведь пошла!
 Она – это моя сестра. Куда они пошли уже почти не видно – только самый хвост поредевшей колонны выглядывает из-за поворота.

 Смотрю на турбазу сверху – не такая уж маленькая высота, на которой мы сейчас.

 Разговариваем с тёзкой. Говорю, что вот тренировалась летом, тренировалась, но совсем не представляла, к чему надо готовиться. Сестра вот – та живёт на пятом и поднимается туда каждый день без лифта. До меня доходит, что и мне надо было так – взбираться на свой девятый без лифта, - каждый день, каждый день…

 Я дошла! С помощью добрых людей, но дошла. Немного горжусь этим.

 А на следующий день вся моя гордость улетучивается – узнаю что Женя, женщина, помогавшая мне во время подъёма, ходит на протезе. И она ходит почти во все горные походы, знает хорошо все маршруты. Она из аборигенов Шумака. Живёт в неблагоустроенном домике, откуда надо ходить в туалет порядочное расстояние – и весела, добра, отзывчива. Не понимаю источник её оптимизма и жизнелюбия, но страшно уважаю. Мне очень хочется её отдарить, отблагодарить.

 Беру её телефон – созвонимся, спишемся. Надеюсь узнать больше об этой замечательной женщине.

(фото автора - вид на пик Три капитана)