История вопроса о бадилье

Сухов Максим
   
     (Из книги М.Сухов "История табака в Тамбовской губернии")
        Причиной возникновения спроса на бадилье послужила одна из статей Акцизного устава 1882 года, требовавшая от фабрикантов изготовления махорки в изделиях не в виде резаных волокон, как это делается с другими табаками, а в виде крупинок. Следствием такого требования было то, что фабриканты оборудовали свои фабрики на подобие вальцовых мельниц и при помощи вальцов дробили махорочный лист. Скоро было замечено, что только жирные листья с грубыми жилками и толстой мякотью дают хороший выход крупчатой махорки («крупка»), а тощие листья в значительной части перетираются в порошок, почти не годным для курения.
        При всегда имеющемся у промышленников стремлении дать потребителям вместо хорошего товара его суррогат, особенно, если это предлагается в запечатанном казенными бандеролями помещении и если в таких товарах потребитель плохо разбирается, не трудно было махорочным фабрикантам дойти до того, чтобы вместо крупинок жирного махорочного листа подмешивать в изделия крупинки табачного ствола. Этому способствовало еще и то обстоятельство, что в среднечерноземных губерниях при плохой махорочной культуре было принято отрезать листья табака вместе с кусочками стебля («с прирезкой»). Когда этот прием получил благоприятную оценку фабрикантов и из терпимого сделался обязательным и когда фабриканты мелких табачных районов уже начали скупать бадилье и без листьев (конечно, за гроши), то на это обратили внимание фабриканты, перерабатывающие хорошую махорку, и малороссийские плантаторы, производящие ее.
        Для борьбы с этим явлением был издан закон, воспрещающий выпуск бадилья с плантаций. Однако, он не принес никакой пользы, так как отчасти из-за трудности его применения, отчасти же вследствие агитации среднечерноземных фабрикантов и плантаторов, приходилось часто временно приостанавливать действия закона.
        Действительно, оборудование махорочных фабрик на подобие вальцовых мельниц обходится очень дорого и доступно лишь крупных капиталистам. Переделывание фабрик на новое устройств для резки табака, вместо его дробления, сопряжено с большими расходами, и при том же потребители уже привыкли к крупитчатым махорочным изделиям, так что к резаной махорке могли бы отнестись с предубеждением. Имея это в виду, представители Департамента Земледелия предложили Совещанию внести новый род махорочных изделий, именно папиросы из махорки. Так как уже были изобретены машины, выделывающие папиросы из резанного табака, а во время Русско-Японской войны готовились в Финляндии махорочные папиросы из резанного табака для снабжения русских войск, то казалось вполне возможным и вероятным, что русские фабриканты откликнутся на это предложение. Однако, Совещанием 1904 г. махорочные папиросы не были одобрены, и только в законопроект Министерства Финансов, пришедшем через законодательные учреждения и утвержденному в 1909 году, принимаются махорочные папиросы, как новый вид махорочных изделий.
        Конечно, нельзя было ожидать, чтобы в скором времени оказались благоприятные последствия от введения махорочных папирос в табачную фабрикацию, так как к новому виду всяких изделий нужно сначала приучить потребителя, а затем уже можно надеяться на их распространение. Но в принятом законе содержатся два явных дефекта, которые заставляют опасаться, что никакого успеха в борьбе со спросом на бадилья от него ожидать не следует. Во-первых, все изделия из махорки потребляются исключительно беднейшем классом населения, и потому должны быть дешевы. Так как фабрикация папирос обходится дороже, чем курительного табака из махорки, то при установлении размера налога необходимо было иметь в виду, что папиросы не выдержат более высокого налога, чем курительный табак, особенно же если стремится к тому, чтобы этот новый вид изделия распространился среди потребителей.
        Между тем, налог на махорочные папиросы был установлен несоразмерно выше, чем курительный табак. На фунт (409,5 гр.) курительной махорки налог составлял 9 копеек, а на тысячу махорочных папирос, вес табака в которых немногим превышает фунт, 70 копеек. При таком высоком налоге вряд ли можно ожидать от махорочных папирос тех благоприятных последствий, которые имелись в виду представителями Департамента Земледелия.
Другой недостаток закона, который отнимает все благоприятное значение махорочных папирос в борьбу со спросом на бадилье, состоит в том, что в законе нет указания на обязательность приготовления папирос из разной махорки. Вследствие этого, появившиеся на рынке махорочные папиросы оказались приготовленными из крупитчатой махорки.

          Культура махорки в зависимости от существования спроса на бадилье.

При отсутствии определённой цели, культура махорки в районах, в которых уже лет 15-20 существует спрос на бадилье, приняла довольно уродливый вид, по сравнению, например, с Малороссией, где ещё держатся, по традиции, приемы культуры того времени, когда потребители определенно требовали жирной и крепкой в курении листовой махорки.
        Прежде всего, спрос на бадилье повлек за собой более густую посадку табака на плантациях. Так, по донесению специалиста Ренскаго, в Тамбовской губернии встречаются такие посадки. В селе Завальном, Усманского уезда, посадка двустрочная на грядках, при чем расстояние между грядками – 8 вершков (1 вершок – равен 4,4 см.), а между растениями, сажаемым по диагонали (на «перекосых») – 4 вершка. В селе Демшинск, того же уезда, на растение приходится 6 (8)Х8 вершков площади земли.
        Затем, не обращается особого внимания на семена и сорт табака. На одной и той же плантации встречаются  случайные смеси сортов, происхождение которых часто совершено не известно. К самому получению семян не предъявляется никаких требований. Семена собирают с растений, оставшихся в рассадниках и растущих очень густо, без прорывки и без всякого ухода.
Уход за рассадой тоже оставляет желать лучшего. Так как плантации располагаются часто на таких местах, где почва поспевает поздно, то не заботятся о выращивании ранней рассады. Поэтому, парников почти не встречается, а устраиваются рассадные грядки без прикрытия, на которых, однако, весьма часто рассада побивается утренниками и высадка табака ещё более запаздывает.
Так, в Усманском уезде  посадка табака производилась ещё 29 июня. Вследствие запаздывания посадки, табак нередко убирается недозрелым, что ещё более ухудшает и без того плохое его качество.
       Особенно плохо ведется культура неспециалистами-табаководами, соблазняющимися высокими ценами на махорку 1911 года – без всяких знаний и без надлежащего инвентаря принимающимися за разведение табака. Такой табак, если получается хороший урожай, продается затем за бесценок, но тем не менее, скупается фабрикантами, тем самым признающими, что и «эта трава» может пойти при современной фабрикации впрок. Был случай продажи двух возов сырого табака вчерашней рубки по 17 копеек за пуд.
       Цена на махорку устанавливается в Тамбовской губернии вообще почти без всякой оценки качества. Громадные колебания в цене от 80 коп. и до 3 руб. за пуд табака с бадильем обусловлены величиной партии и степенью нужды плантатора. В целях понижения цены на табак на плантациях под Моршанском, местными фабрикантами через подставных лиц выдавались задатки от неизвестного покупателя в счет высокой дутой цены, а когда эти вымышленные покупатели не являлись, то табаководу не оставалось другого выхода, как просить милости у местных фабрикантов купить оставшийся на руках табак назначенным ими ценам.
       Непринятие агрономических и экономических мероприятий в области табаководства местным земством и неотрадная картина положения этой отрасли сельского хозяйства в среднечерноземных губерниях, рисуемая исследованиями, предпринятым Департаментом Земледелия в 1911 году, побудило сельскохозяйственное ведомство ввести районную организацию в этих губерниях, с образованием центра в городе Тамбове.

постерное изображение: авторское