Парадокс красоты

Скорбатюк Юрий
"Влюбиться можно
в красоту, но
полюбить – лишь
только душу!"
(Вильям Шекспир)

Планета Земля — самое красочное место из всех, что мы знаем. Представьте, что вы находитесь в галерее где под каждым произведением искусства висит табличка - «неизвестный художник». Человек отвык от прямого эмпирического восприятия мира, основанного на эстетическом чувстве. Все стали смотреть на мир исключительно через «очки», называемые наукой. Но эти «очки» искажают действительность, порой до неузнаваемости.

Однако, подавляющее большинство людей, в отличие от братьев меньших, обладают развитым эстетическим чувством и эстетическими потребностями, которые невозможно логически объяснить в рамках натурализма и даже в русле эволюционной теории. Эти переживания столь важны для человека, что ради них он готов пойти на многое. Например, проводить многие часы и дни (или даже годы) за отработкой какой-нибудь музыкальной техники. Или расходовать огромные средства на приобретение произведений искусства, тратиться на дизайнерскую отделку жилья, уникальную мебель, освещение интерьера и т.д.

Между тем, какие-либо биологически осмысленные причины подобного поведения полностью отсутствуют. С точки зрения дарвинизма, человек, рассматривающий какую-нибудь картину, или просто любующийся природным пейзажем – просто "теряет время", которое он мог бы потратить на поиск еды, размножение, самосохранение или доминирование. В рамках подобных представлений, совершенно необъяснимы человеческие увлечения:

1) Музыкой, живописью, природными пейзажами и т.п.

2) Непонятно, почему подавляющему большинству людей так нравятся цветы (которые для нас совершенно бесполезны). Причем людям нравится как внешний вид цветов, так и цветочные ароматы (почти каждый из которых является специфичным, не похожим ни на какой другой аромат, например, запахи: сирени, жасмина, ландыша, розы и т.п.).

3) Непонятно, почему мы столь неравнодушны к внешнему виду разных животных? Например, почему нам нравятся мордочки разных миловидных зверьков?

а) Или почему нам нравится внешний вид какой-нибудь шиншиллы?  И почему мордочка мыши нам нравится больше, чем мордочка крысы? Хотя перечисленные животные относятся к одному и тому же биологическому таксону (грызуны).

б) Почему нам нравится внешний вид крупных хищников? Например, медведей или волков? Хотя и те, и другие – явно не полезны для нашего выживания.

в) Особенно странно выглядит наша эстетическая любовь к крупным кошкам (из рода Пантера). Которые, во-первых, очень опасны для человека, а во-вторых, некоторые виды (например, леопард) профессионально охотятся на обезьян. То есть, на наших предполагаемых «эволюционных предков». В связи с чем, вид леопарда вызывает у обезьян сильную панику. В то время как человек, наоборот, любуется этими кошками.

4) В результате целого ряда исследований (уже сравнительно давно) выяснилось, что подавляющее большинство людей имеют весьма сходные эстетические предпочтения в области физической привлекательности человека. Например, большинству людей нравятся примерно одни и те же женские лица. В связи с этим, очень оживленными в своё время стали научные исследования, посвященные вопросу — почему нам нравятся определенные человеческие лица?

Например, почему нам нравятся одни женские лица, в то время как другие женские лица — не нравятся? Было предположено, что привлекательные черты человеческого лица служат индикатором, которые указывают на какие-то биологически полезные признаки возможного полового партнера. Например, на его плодовитость, хорошее здоровье, или на какие-то другие признаки, полезные для продолжения рода.

Однако, несмотря на многолетнее научное внимание к этой теме, в конечном итоге, так и не удалось связать эстетически привлекательную внешность ни с одним биологически полезным качеством человека!

Получается, что эстетическая привлекательность, например, человеческого лица, играет в человеческом обществе воистину огромную роль. Но при этом никаких причин, которые придавали бы биологический смысл предпочтению эстетически привлекательных лиц (менее эстетически привлекательным) так и не установлено. Более того, это приносит только биологический вред, так как заставляет тратить дополнительные ресурсы и время на конкуренцию за внимание эстетически привлекательных половых партнеров.

А сами по себе чувства, вне контекста, ассоциированного с их первоисточником, не способны вызвать весь тот комплекс переживаний, который мы называем «силой искусства».
К сожалению, источников у наших чувств всего два. Эти источники выражаются даже в окраске наших эмоций – положительные/отрицательные. Отсюда и разница в мотивациях - свободная воля.
Способность адекватной интерпретации явлений на фоне контекста при помощи чувств, выражается в степени развития эстетического вкуса индивидуума – способности видеть прекрасное.

Следовательно, важно определить "критерий красоты", ведь зачастую мы подсознательно воспринимаем, как "красоту", навязанные нам  "стандарты", принятые за эталон в той или иной социальной среде. Таким критерием, на мой взгляд, может выступать желание, как можно чаще соприкасаться с ее источником - неизъяснимая, иррациональная тяга к прекрасному. Например, христианство может оказаться недоступным для многих людей, но способность эмпирического восприятия красоты дана любому язычнику.

Парадокс, но «объективным» критерием очень многих явлений, выступает именно эстетический критерий. Более того, этот критерий является самым универсальным - он понятен любому человеку независимо от его расы, национальности, вероисповедания. С его помощью можно оценивать многое: человека, общество (как нацию), всё человечество, государство, природу, творения человека (материальная и духовная культура) и даже политику.
Известный русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев говорил: «Эстетический критерий как универсальное и самое точное средство оценки». Для Леонтьева эстетический критерий оценки социальных явлений, процессов, событий был даже выше, чем критерий этический.

Эстетический критерий гораздо более всеохватывающ, чем критерии религиозные и этические. Уже не приходится говорить о таком новом критерии, как экономический, который стал заслонять все другие в конце XIX века, в эпоху расцвета так называемого экономического материализма. Использование эстетического критерия опирается на использование таких понятий, как «прекрасное» и «безобразное», «красивое» и «уродливое», «гармоничное» и «хаотичное». Аристотель определял гармонию, как сочетание противоположностей.
Следовательно, эстетический критерий не противоречит критерию религиозному: ведь с Богом ассоциируется все красивое, прекрасное и гармоничное.

Ещё одно уникальное свойство красоты состоит в том, что "красивыми" для человека могут быть не только внешние атрибуты объектов или субъектов, но и присущие им внутренние качества и свойства, данные нам в чувственном созерцании - процессы, явления или события. Поэтому мы часто называем «красивыми» мысли, поступки, слова, решения,  критерии оценки и даже математические формулы - красота осмысливает существование.
Существует даже легенда, согласно которой Пифагор в честь открытия своей теоремы закатил пир, заклав для праздничного стола чуть ли не сотню жертвенных быков быков, испытав поистине религиозный экстаз от её красоты.

В результате способности к созерцанию внутренней красоты конкретной личности, с высокой вероятностью может возникнуть любовь, как естественная реакция индивида на качества, не всегда заметные для окружающих, но весьма осязаемые для того, кто столкнулся с их проявлениями. Мало того, эта "внутренняя красота" обычно имеет решающее значение для сочетания браком. Поэтому бывает так, что обыватели недоуменно задаются детскими вопросами, типа: "что он в ней нашел, как такого человека могла увлечь эта серая мышь?"

Тот, кто любил знает, что любящей душе часто свойственно идеализировать объект своих устремлений и поэтому результат нашего восприятия бывает похож на результат  обработки изображения с помощью программы "Photoshop", итогом чего в нашем сознании уже отражается "идеал". Что характерно, в этой ситуации, мы склонны идеализировать не только внешность человека, но и прочие его особенности и даже черты характера. Почему так происходит? Да потому что "любовь есть совокупность совершенства" - так сказано в Библии. Но совершенство это внутренний аспект объекта, а вовсе не внешний, поэтому Шекспир абсолютно прав - мы любим не внешнюю оболочку, а именно красоту души!

Как говорил А.П. Чехов: "Красота заключается не в том, чтобы иметь красивое лицо. А в том, чтобы иметь красивые мысли, красивое сердце и красивую душу". «Красота есть блеск Истины», говорил Элифас Леви.
«Красота» – имя Божие, раскрывающее Бога, как Причину благоустроения и изящества всего сущего, сообщающую очарование всему созданному бытию - это определённым способом явленный или выраженный смысл.

С эстетикой связанна даже наша психика. Что уродливо, то вредно для психики, говорит известный детский психолог Ирина Медведева. Новый термин "эстетика безобразного" - это оксюморон, потому что эстетика - это наука о красоте. 

Где же лежит Первоисточник красоты, пленяющей нас своей необычностью и притягательной непознаваемостью? Вероятно - это неизъяснимая способность нашего сознания отражать смысл и частично даже истину - самую суть нашего мира, природы, человека, его поступка, материального объекта, феномена или образа. Ведь, как сказал мудрец: «Истину не доказывают – истину являют»! 

В христианстве Бог есть ЛЮБОВЬ, «реально существующий и неизменный, личностный идеал ДОБРА, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ и конечная цель духовных устремлений человека».

Парадоксальность этих Божественных качеств состоит в том, что никто, даже атеисты или иноверцы не способны обоснованно утверждать, что перечисленные феномены отсутствуют в реальном мире. Но при этом невозможно назвать ни одного смертного, который бы совокупно и постоянно воплощал их в себе.  Мало того, ничто из перечисленного, так и не сумел исчерпывающе выразить словами ни один мыслитель, учёный или поэт.

Например, искусственный интеллект кардинально отличен от своего естественного эталона именно тем, что даже самый гениальный программист не в состоянии перевести на язык формальной логики  эти уникальные свойства бытия, где одно следует из другого, а друг без друга вообще "не работает".  Отсюда тщетность всех страшилок о "сильном" искусственном интеллекте, якобы способном пройти тест Тьюринга на человечность.

Поэтому логика и хронология видятся примерно так: совершить ДОБРЫЙ поступок невозможно, не имея в себе толику ЛЮБВИ к ближнему, которая может родиться из способности отражать в подсознании ИСТИНУ,  данную нам в ощущениях, как «КРАСОТА» — гармония формы и содержания.

Недаром классик писал: «Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете». «Дух святый есть непосредственное понимание красоты, пророческое сознавание гармонии, а стало быть, неуклонное стремление к ней» (11; 154).
В тех же набросках к «Бесам» он обозначает более подробно эту взаимосвязь — и уже на общественном, а не личностном уровне: «Общество движется началом эстетическим. Эстетическое начало зависит от религии. Религия от себя самой, от откровения и непосредственного вмешательства Бога» (11; 152). (Ф.М. Достоевский)

Но надо помнить, что красивую мелодию создают и черные и белые клавиши . Такова жизнь.
P.S. "Белых 52, Чёрных 36 и это радует!"

"Красота есть
во всём, но
не всем дано
это видеть".
(Конфуций)


Литература:

1. "Путь разума в поисках истины" Осипов Алексей Ильич, Изд.: "Престиж", 2004 г., ISBN: 5-7533-0221-1, Страниц: 432 или    
§ 4. "Основные истины религии", 2-й абзац:
2. https://biolar.ru/