1. Трудно быть пророком

Михаил Ермоленко
(Из цикла "Принцип неопределенности")


— Это вы будете гадатель? – проситель открыл калитку, вошел в дворик моего садового участка и неуверенно посмотрел мне в глаза.

Я осмотрел его поношенный костюм, замызганные осенние туфли, отметил слегка дрожащие ладони. Небритое лицо с небольшими зелеными глазами и морщинистым лбом дополнило картину очередного страдальца, ищущего ответы на все вопросы его мира.

Я уже устал всем говорить, что я не гадаю, я пророчествую, а это разные вещи.

— Что вас конкретно интересует? – перевожу разговор в практическую плоскость.

— Ну, тут люди говорят, что вы все предсказать можете, когда жена вернется, что там в будущем будет?

— Еще раз, что конкретно вас интересует? – повторил я.

Посетитель недоуменно оглянулся вокруг.

— Как, прямо здесь? На улице?

— Ну тогда заходите в дом.

Войдя в небольшую комнату, он смутился и я понимаю его. Никаких хрустальных шаров, полумрака, горящих свечей и прочей гадательной атрибутики. Скромная дачная обстановка – кресло, стул, стол, шкафчик…

Я уселся на кресло и указал ему на стул возле стола. Он присел, все еще озираясь по сторонам, словно что-то выискивая. Так вели себя сотни других посетителей до него, и также будут вести себя и после него, пока у меня есть силы их принимать.

— Итак, третий раз вас спрашиваю, что конкретно вас интересует?

Посетитель вдруг встрепенулся:

— Вы же гадатель, неужели не можете угадать по какому вопросу я к вам пришел?

Я усмехнулся, он не оригинален. Примерно каждый четвертый додумывается до того, чтобы устроить тест на мои способности.

— Вы пришли ко мне со многими вопросами, и по семейной части, и по политике, и по мировым проблемам, и по много еще чему. Если я буду всё перечислять, уйдет много времени. А у меня его нет столько для вас. Поэтому, выкладывайте, что вас больше всего беспокоит и на этом закончим.

Посетитель нахмурился. Не привык, видать, тому, чтобы им так управляли. Я же в это время сканирую линию его судьбы и примерно сформировал дерево его будущей жизни и частично прошлое, которое уже застыло в своей неизменности.

Да, я пророк и вижу будущее и прошлое каждого, кто ко мне приходит. Суть в том, как я их вижу.

У каждого индивидуума впереди огромное число возможных линий-судеб, которые проходя через “сейчас” остаются в прошлом как воспоминание.

Например, этот посетитель не подозревает, что своим приходом ко мне он уже закрыл половину вариантов своей жизни, в которых он ко мне не заходил и разбирался со своими проблемами самостоятельно. Какие-то ветви были бы удачными для него, но уже поздно.

Крона его будущей жизни довольно разнообразная, сотни вариантов, похожие друг на друга и с отличиями.

Вот эти отличия и сортируют его линии на отдельные группы.

В одной группе он продолжает бухать и бесславно заканчивает свою жизнь  где-то раньше, где-то позже и в разных местах.

В другой группе он завязывает с этим делом, встречает свою соседку и без алкогольного угара замечает ее. А дальше идет снова развилка. В одной он ничего не делает и возвращается в исходную позицию. В другой он хоть что-то делает для продления знакомства. А там опять развилка и так без конца.

И я вас спрашиваю, что делать мне?

Гадатели, если они не шарлатаны, обычно высматривают одну линию и доносят ее до клиента в наиболее обтекаемой форме, чтоб потом не нести ответственности за последствия.

Пророки видят всё. И руководствуются вечным “Не навреди”. Потому что клиент также влияет на судьбы всех тех, с кем он встретится. Та же соседка, например, может в одном из ответвлении своей жизни встретиться с кем-нибудь богатеньким и жить потом припеваючи. А тут я подсовываю ей этого алкаша.

— Да, вы правы, вопросов много и даже не знаю, с чего начать, – прерывает мои размышления посетитель.

— Начните с простого, почему вы пьете?

— Уже заметно? – помрачнел посетитель и вздохнул. — Да, пью. Душа горит, безысходность полная, на работе проблемы, жена вот ушла, давно правда… Друзья? Разошлись они, кто куда, сейчас в основном собутыльники  тусуются. В общем, не знаю, что делать и что в будущем будет.

— А какое будущее вы хотели бы себе иметь?

Посетитель посмотрел на меня с удивлением.

— Ну, это, вы мне и скажите, каким оно у меня будет и что делать-то надо?

Я вздыхаю, он меня не понял. Придется управлять его мыслями.

— У вас много разных вариантов будущего, поэтому и спрашиваю, каким вы хотите его видеть?

— А миллионером быть нельзя?

— Можно и миллионером, а что толку? Управлять деньгами вы не умеете, да и собутыльники враз прикончат, деньги то немалые.

— А я на Канарские острова уеду, – загорелся он. – Куплю хижину на берегу океана, и буду кайфовать до конца жизни. Чем плохо? Это вы у меня нагадали?

— Есть и Канарские острова, но опять таки, что толку? Преступность и там тоже есть, испанского не знаете, как и всякого другого иностранного языка. Деньги пропьете или растеряете. И опять придете ко мне с жалобой на жизнь, если вас не укокошат раньше времени.

Посетитель подозрительно посмотрел на меня.

— Что-то вы мне постоянно гибель пророчествуете. А миллион-то, как я получу?

— В вашем случае есть куча вариантов. Выигрыш в лотерее, например, шанс хоть мизерный, но есть. Криминальный вариант тоже наличествует, хотя не советую, талантов таких нет. Наследство, хоть и с около нулевой вероятностью, но тоже возможно. Много чего у вас есть, торговля например, знакомство с нужными людьми. Не мне вам рассказывать.

— А что-нибудь более верное есть? По моим возможностям?

— Вы не поняли, а смысл? Поговорку помните? “Бодливой корове бог рогов не дает”. Не приведут вас большие деньги до добра. Просто потратить их – ума много не надо, да и быстро пройдут, опять на мели окажетесь. А чтобы их увеличить - надо куда-то их вкладывать. Вы же не умеете договариваться и вести дела с компаньонами.  Можете прямо сейчас перечислить конкретные места, куда пойдете вкладывать деньги? Какой проект развивать? Вы хоть что-то реальное продумывали? Или все в абстракции?

— Ну, будут деньги тогда и придумаю что-нибудь, не пропадем. Выведет нас кривая куда-то, не впервой. – посетитель уже вдохновился. – Вы только метод верный скажите, где их взять, поделюсь с вами, в долю возьму.

— Вы же от бутылки оторваться не можете, – гну я свою линию.

— Это я понимаю, – нахмурился посетитель и скрестил руки на груди. — Пьянство плохо, трезвость хорошо, знаем, слыхали, в школе все уши прожужжали: “Пьянству – бой”, помню, помню.

— И?

— Что и? Будут деньги – завяжу я с этим делом, бизнес поставлю, закрутится у меня всё, бабки будут! Что у меня там дальше?

Я снова просматриваю его линии. Ничего у него не выйдет, все денежные ветки заканчиваются кровавыми разборками не в его пользу. Не его это. Просматриваю более длинные варианты.

— Вы сказали, что жена ушла. Вы хоть знаете, по какой причине?

Посетитель помрачнел. Я быстро просмотрел его прошлое.

— Хахаля себе нового нашла, предательница! Столько я для нее сделал, ей все мало. А у того, небось денег куры не клюют, или промеж ног побольше того было. Не знаю, не хочу говорить. Запил то я после этого, до сих пор не выберусь. Люблю я ее еще, что ли?

— А перед ее уходом скандалов не было?

— Ну были, как без этого. Все больше по быту, она слово, я слово и пошло. Потом же мирились, а тут… как с цепи сорвалась.

— Все скандалят, – не стал спорить с ним, – безгрешных нет, у всех нервы, психологии не учены. Меня последний ваш разговор интересует.

— А что последний? – посетитель погрузился в воспоминания. — Ну сказала, любит того, уходит, чтобы не искал и все такое. Предательница она, вспоминать не хочу. А что, это было важно?

— Все относительно. Она же знала о вашей интрижке с Олечкой из 15-го района, это и сказала в том разговоре, а вы не услышали.

— А откуда она… Откуда вы знаете про эту Олю?

— Про Олю я из ваших воспоминаний сейчас вытащил. Можете не вспыхивать, я же все таки пророк, читаю и прошлое и будущее, поэтому от меня нечего скрывать.

— И даже то самое знаете?

— И даже то самое. Но суть не в этом. Она знала про вашу интрижку, потому и ушла. Так что дело было не в деньгах или в штанах нового хахаля.

Посетитель обхватил себя за голову.

— Бли-и-ин, откуда она узнала? Кто донес?

— Не знаю, ее здесь нету и я не могу читать ее судьбу.

— А какое это сейчас имеет отношение к моему будущему?

— Самое прямое. Если бы вы тогда покаялись в своих грехах, действительно попытались понять ее чувства, переоценили бы ваши отношения, вы бы ко мне сейчас не пришли.

— Наверно ждет меня, кстати, она есть у меня в будущем?

— Есть маленький шанс что будет, но очень неопределенно.

— Найду ее, покаюсь, и все встанет на свои места.

—  Не уверен. Принесет ли ей самой счастье это ваше возвращение, не знаю. Ее здесь нету, и я про нее сказать ничего не могу.

— А с чего тогда вы про нее начали расспрашивать?

— Чтобы поняли, что совместные дела требуют взаимности. В будущем это понадобится.

Посетитель снова нахмурился. Пусть думает, полезно.

— Скажите, – обратился он ко мне, – а Витька меня еще помнит?

— Вашему сыну сейчас 9 лет, естественно, он еще под влиянием своей матери. Вырастет, сам решит как общаться с вами.

— Но вы же гадальщик, неужели не видите у меня, будут ли у меня встречи с ним? Хоть в гости на свою свадьбу он меня пригласит?

— Я вижу разные варианты, в одном варианте вы до его свадьбы не доживете, в другом - вы запущенный алкоголик, которого никуда не приглашают, в третьем - вы нормальный мужчина, стоите рядом и радуетесь, что у него все хорошо, в четвертом - свадьбы вообще не будет.

— Это еще почему? - встревожился он.

— Разные причины есть. Безотцовщина, дурная компания, все что угодно может. Его здесь тоже нет и я не вижу его будущее.

— Что же делать?

— Думать. Дальше, почему забросили ваших родителей?

— Не забрасывал я, посещаю время от времени. Дел просто много. Да и справляются они пока без меня.

— Ладно, не буду углубляться в эту тему. Просто в календаре отметьте это “время от времени”, и вы поймете мой вопрос. Просто знайте, что у родителей есть одно свойство – они уходят внезапно. Да дела то у вас пока что одни, выпивки.

— Ладно ладно, навещу я их в ближайшие выходные, не боись.

Я вижу его линии, Не навестит, затянет посещения под любыми предлогами и приедет только на их похороны. Есть шанс , что приедет при их жизни, мизерный, но есть, и ему решать как его использовать.

Посетитель выпрямился и расправил плечи, личные вопросы его утомили. Пришло время сменить тему разговора.

— А что все обо мне, да обо мне. Вы лучше скажите, что в мире делается? Что в будущем будет?

— За весь мир я отвечать не могу, я отвечаю за того, кто сейчас передо мной.

— Ну это понятно, столько всего, что запутаться можно. Ну а все таки, как можно принимать те или иные непонятные решения?

— Любое решение принимается на основе той или иной информации. Если вы всего не знаете, значит и мотивы принятия решений вам будут непонятны.

Посетитель углубился в свои размышления.

— Вы так много обо мне всего понарассказали, – пробормотал посетитель, – но я так и не понял, где тут гадание, что делать-то, все так расплывчато, неопределенно.

— Я не гадаю, а пророчествую. Я обрисовал варианты вашего будущего, которое вы сами себе выберете, исходя из опыта вашего прошлого – объяснил я и встал с кресла.

Посетитель тоже встал со стула, молча постоял и неуверенно двинулся к выходу. Перед дверью он остановился и повернулся ко мне.

— Я слышал, что вы за гадание денег не берете, думал враки это. А вы и в самом деле не спросили меня об оплате. Я вам должен сколько-то?

— Вы ж сами только что сказали, что я денег не беру. Не положено мне. Иначе дар свой потеряю.

— Понимаю, сложно все это. Но жить то вам на что-то надо?

— Огородничество помогает, да и многого мне не нужно.

Посетитель немного замялся напоследок.

— Скажите, последний вопрос, а вы сами себе не пытались нагадать богатство там, почет, власть?

— Нет, себя не могу, заблокировано, иначе не было бы неопределенности для меня самого.

— Понимаю, – повторил посетитель и вышел из моего дома. Хлопнула калитка на улицу и наступила тишина.

Я уселся обратно на кресло.

Трудно быть пророком, избыток знаний никого не делало счастливым, но и недостаток тоже радостей не приносит. Да и ответственность, знаете ли.

Я был перед ним честен, обозначил контур его будущей жизни, дал намеки, куда сворачивать, и от него дальше зависит, какую ветку он выберет. Полностью спланировать его жизнь нельзя, принцип неопределенности должен быть, ведь у человека есть свобода воли. Как там было сказано? “Каждый кузнец своего счастья.”

Только на один вопрос я ответил не полностью – могу ли я сам себя осчастливить? Да, я не вижу свои линии, но ничто мне не мешает встретить такого же пророка моего уровня и попросить его просканировать меня, как и я его.

И вот жду, когда народная молва приведет мне того, кого я жду. А этот, сегодняшний посетитель, не моя цель, так, звено в моем деле.

А сейчас пора заниматься огородничеством, денег мне не приносят, а кормиться за счет чего то надо.