Зарождение эпохи стабильности

Алексей Браницкий
     Может ли "эпоха стабильности" и "советский стиль" в Беларуси продолжаться без АРЛ? Думаю, что так, потому что данный комсомольско-советский стиль существовал уже в 1993, когда об АРЛ в качестве президента никто ещё не помышлял. Т.е., АРЛ ещё не было на горизонте, а что-то "лукашистское" в стиле мероприятия и его руководства уже было, правда названия такого у него ещё не было. Его можно было бы назвать "комсомол-популизмом".
    В первой половине 1990-х я, как и многие студенты, бывал в студенческом строительном отряде и в конце весны 1993 был приглашен другом-активистом движения ССО на праздничное мероприятие в ДК Железнодорожников (Палац чыгуначнікаў), посвященное 30-летию начала организации ССО в Беларуси. Организацией ССО в Беларуси занимался тогдашний "комсомол", либо то, во что он превратился в конце 1980-х в СССР и примерно в таком виде доехал до наших дней (2020). А к концу 1980-х тогдашние "комсомольцы" подзабросили крикливый, но ставший малоэффективным, "героизм" и без шума и пыли переключились на коммерцию - легальное и полулегальное обогащение, узаконенную спекуляцию и прочие практичные хозяйственные дела (марксистский материализм поняли как "держаться за материальное", т.е., за то, с чем недавно яростно и массово боролись).
   Те, кто поддерживал революционно-террористическую дружбу с заграничными революционерами и мечтал продолжать гадить капиталистам, из ВЛКСМ были отстранены как чересчур радикальные - они позже пообразовывали собственные фракции. Ибо нехорошо, с одной стороны, отставать от США по информатике и компьютерам, используя ихний Микрософт и АйБиЭм, а с другой стороны -им же и гадить. Поэтому дальнейшая ставка - вместе с профессурой - на комфорт и обогащение.
    И не смотря на то, что с "комсомольцами" 1990-х надо было держать ухо востро, ибо обдурят и глазом не моргнут, всё ж это была какая-никакая организация, дававшая трудоустройство студентам на лето, альтернативы у которой не было.
   И вот, мы на концертном мероприятии. Зал в уже знакомых красно-зелёных тонах с белыми или золотистыми надписями. На сцене-звёзды белорусской эстрады. Вот бывший солист "Верасов" Леонид Кошелев. А вот поют песню А.Пахмутовой "Яростный стройотряд" - я ее тогда впервые открыл для себя. Вот на сцене Александр Солодуха и музыканты его коллектива, пританцовывающие по сцене с электрогитарами, в которые не  вставлены провода. Исполнили 2 песни, вероятно, под "фанеру". Но зал так аплодировал, что, похоже, исполнителю стало неловко, и он спел ещё вживую "Утиную охоту" Розенбаума под собственный аккомпанемент на рояле.
    Также выступала Лика Ялинская (Агурбаш) и приглашала желающих зрителей выйти на сцену и поддержать ее подтанцовкой.
    После концерта- танцевальный вечер там же, в буфете-море алкоголя.Стиль мероприятия в итоге, мало отличался от того, что мы видим сегодня. Тот же просоветский немного спортивный, немного казенный стиль. Немного шарлатаны в комсомоле и при власти. Немного (как бы) внешне похоже на СССР и Москву. Но в то же время и не совсем то же, а местами абсолютно не то же.
    В Москве и РФ тогда, на мой взгляд, публика побойчее была. У них там "революция" августа 1991 уже состоялась, а октябрь 1993 ещё был впереди. А Беларусь была названа Алесем Адамовичем "Вандеей перестройки", и в августе 1991 руководство ЦК КПБ не знало, к кому присоединиться - не то к ГКЧП, не то к Ельцину. Там ведь всё всегда делали с оглядкой на Москву. В итоге в оной всё кончилось за каких-то 4 дня, а наши поплыли дальше по течению.
   Москва показала первой, что все расходятся по национальным квартирам. Беря пример с российского триколора, подняли в парламенте собственный БЧБ. СССР переформатировался в СНГ, что, как тогда говорили, почти то же самое, только еще лучше, ибо свобода.
   Во всю уже шла смутная эпоха позднесоветского и постсоветского безвременья, "Сектора Газа", "Коррозии металла", Богдана Тихомира, буфетов с изобилием виноводочных изделий, гиперинфляции, начинавшейся показной роскоши и много чего ещё.
   Но в красно-зелёном комсомоле культурный слой победил. А потом и в обществе в целом. То, что создавалось талантливыми людьми. Зачастую не благодаря системе, а вопреки ей или хотя бы, независимо от неё, но системой ("комсомолом") впоследствии использованное.
   Кстати, у А.Пахмутовой, которой указывали на политизированность песен, есть аж две песни про Беларусь - "Молодость моя Белоруссия" и "Беловежская пуща". А вот есть ли про Украину, Прибалтику и другие республики СССР - мне неведомо.
   Так вот, этот комсомольско- советский стиль с элементами тумана, казёнщины и взаимонадувательства боссов и подчинённых поимел размашистое продолжение и развитие при АРЛ, только стал с годами мрачным, напряжённым и был усилен бесчисленной ордой вездесущих обезличенных силовиков, на первый
взгляд невидимых и незаметных, но порой выскакивающих, как сувенир из табакерки ("Бриллиантовая рука").
   Практически любое государство - хищник по определению, но теперь оно доведено уже в этом смысле до предела, если брать во внимание пример Москвы, на которую равнялся и равняется ЦК КПБ и его продолжение.
   В последнее время, где-то с осени 2020, а может, и раньше, на удивление, пример с Минска уже стала брать сама Москва - в репрессивных методах борьбы с размножившимися оппонентами (частью народа, которой авторитарный стиль руководства кажется слишком хамским), но это уже отдельная тема.
   И т.к. эстетически стиль существовал до эпохи АРЛ, наверняка он будет существовать и после, т.к. сформирован не политиками, не силовиками, а деятелями культуры и деятельными молодёжными лидерами не без участия ушлых менеджеров разных мастей и прочих политически чутких пройдихвостов.