О мелодичности русской поэзии

Владислав Плеханов
         (О роли звука «л» и других сонорных в музыкальной инструментовке стихотворения)

                Эпиграф:
 
                «Мы рождены для вдохновенья,
                Для звуков сладких и молитв»
                (А.С. Пушкин)

 


                Предисловие

В этом очерке я попытался в меру своих сил дополнить прекрасные работы "Мелодика русского лирического стиха" (1922)  Б. Эйхенбаума  и "Техника стиха. Инструментовка" Г.А. Шенгели своими наблюдениями.


                Вводное слово

Когда А.С. Пушкин писал о «сладких звуках», для которых рождены поэты и о «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить», он имел в виду прежде всего мелодичность стихов, то есть их благозвучность, гармоничность и напевность.  Какие же звуки прежде всего определяют эту мелодичность? Из самимих пушкинских слов об этом становится видно, что это звук "л" в сочетании с гласными:

      Мы рождены для вдохновенья,
      Для звуков сладких и молитв
 
               (А.С. Пушкин)

             (ля, ля ла ли)

Ни один другой согласный звук в его сочетании с гласными не обладает такой музыкальной мягкостью, которую можно сравнить со звучанием средних струн лютни, как звук «л».  Другие сонорные звуки «м», «н», и «р» либо соперничают со звуком «л» за «сольную партию», либо вступают с ним в равноправный «дуэт», «трио» или «квартет», либо своими тембрами оттеняют главную  партию звука «л»*.
-----------------------
* Конечно же не самого по себе, а в его сочетании с гласными.



                1. Роль звука «л» в музыкальной инструментовке стихотворения

         1.1. Роль звука «л» в музыкальной инструментовке стихотворений М.Ю. Лермонтова

                Эпиграф:
                «Он <М.Ю. Лермонтов>  говорил, что он любил много влажных рифм
                как, например, на „ю“  и любил это „л“»  (Игорь Чиннов).

Звук «л» придаёт стихотворениям  М.Ю. Лермонтова особенную мелодичность. Повторяясь в разных сочетаниях с гласными, он превращает его стихи в музыку, в которой нам слышится  пение ангела:

        По небу полуночи ангел летел
             И тихую песню он пел;
        И месяц, и звезды, и тучи толпой
             Внимали той песне святой.
        Он пел о блаженстве безгрешных духов
             Под кущами райских садов;
        О боге великом он пел, и хвала
             Его непритворна была.

                (М.Ю. Лермонтов)

Чудесная мелодия слышится благодаря этому «л» также  в песне золотой рыбки:

        О милый мой! не утаю,
        Что я тебя люблю,
        Люблю как вольную струю,
        Люблю как жизнь мою…»

                (М.Ю. Лермонтов)

Но в этой песне к лермонтовскому «л»,  добавляется нежное «ю» в рифме, «влажное» как поцелуй. (Здесь лермонтовское «ю» образовано сонорным звуком «j» и гласным «у» в словах «не утаю», «струю» и «мою»,  а так же мягким сонорным «л» и «у» в троекратно повторённом слове «люблю»).

В стихотворении «Как небеса, твой взор блистает», написанном по-восточному изысканно,  это нежное «ю» уже готово перейти  в воображаемый поцелуй, с которым сравнивается голос возлюбленной:

      Как небеса, твой взор блистает
             Эмалью голубой,
      Как поцелуй, звучит и тает
             Твой голос молодой.

                (М.Ю. Лермонтов)

В  стихотворении «Узник» лермонтовское «л», наконец, соединяется с «ю» в поцелуе:

            Я красавицу младую
           Прежде сладко поцелую...

                (М.Ю. Лермонтов)

И снова поцелуй – мечта*.  Но какая пленительная и неуловимая! Как сама мелодия.
----------

      * Но окно тюрьмы высоко,
        Дверь тяжелая с замком;
        Черноокая далеко,
        В пышном тереме своем,

             (М.Ю. Лермонтов)


            1.2. Роль звука «л» в музыкальной инструментовке стихотворений А.С. Пушкина

Большое влияние на инструментовку лермонтовских стихов оказала поэзия А.С. Пушкина.  Звук «л» образует музыкальную основу многих  произведений этого поэта. У  Пушкина даже самые прозаические вопросы звучат благодаря звуку «л» очень мелодично:

       ...Я встречаю
       Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
       Вопросами: тепло ль? утихла ли метель?
       Пороша есть иль нет? и можно ли постель
       Покинуть для седла, иль лучше до обеда
       Возиться с старыми журналами соседа?

                (А.С. Пушкин)

Возвышенные темы ещё более выигрывают от этого, например:

     а) общение поэта с музой:

         В те дни, когда в садах Лицея
         Я безмятежно расцветал,
         Читал охотно Апулея,
         А Цицерона не читал,
         В те дни в таинственных долинах,
         Весной, при кликах лебединых,
         Близ вод, сиявших в тишине,
         Являться муза стала мне.

                (А.С. Пушкин)

     b) Общение поэта с предметом своего вдохновения

    Играй, Адель,
    Не знай печали;
    Хариты, Лель
    Тебя венчали
    И колыбель
    Твою качали;

(А.С. Пушкин)


    c)  общение с живой природой:

        «Ты, волна моя, волна!
        Ты гульлива и вольна;

             (А.С. Пушкин)



     d) ночное музицирование:

         Слыхали ль вы за рощей глас ночной
         Певца любви, певца своей печали?
         Свирели звук унылый и простой
         Слыхали ль вы?


     e)  oписание грациозного танца императрицы.

          Подобна лилии крылатой,
          Колеблясь входит Лалла-Рук...

                (А.С. Пушкин)

           (ли-ли-ла-ле-ла-ла)


   f) философское размышление о жизни:

         Блажен, кто смолоду был молод,
         Блажен, кто вовремя созрел,
         Кто постепенно жизни холод
         С летами вытерпеть умел...


    g) наконец, мечта о романе «с венецианкою младой»:

          Ночей Италии златой
          Я негой наслажусь на воле,
          С венецианкою младой,
          То говорливой, то немой,
          Плывя в таинственной гондоле...

                (А.С. Пушкин)

Мелодика пушкинской мечты в последнем случае не менее изыскана чем у Лермонтова: али-ла-ла-оле...         

Сочетание звуков «л» и «ю» у А.С. Пушкина встречается тоже довольно часто:

          В тени олив, любви лобзанья
          Мы вновь, мой друг, соединим».

                (А.С. Пушкин)

          Люблю тебя, Петра творенье,
          Люблю твой строгий, стройный вид...

          Люблю зимы твоей жестокой
          Недвижный воздух и мороз...

          Люблю я пышное природы увяданье...

                (А.С. Пушкин)

В отличие от А.С. Пушкина  М.Ю. Лермонтов усилил это «музыкальное звукосочетание», поместив его в мужской рифме, поставив «ю» под ударение. Вот ещё один пример помимо песни золотой рыбки:

          Нет, не тебя так пылко я люблю...

                (М.Ю. Лермонтов)


 У А.С. Пушкина есть тоже рифма на «ю», однако эта рифма женская, то есть в ней ударение не приходится на «ю» и в ней отсутствует звук «л»: 

          И, не пуская тьму ночную
          На золотые небеса,
          Одна заря сменить другую
          Спешит, дав ночи полчаса...

                (А.С. Пушкин)



    1.3. Развитие инструментальных возможностей звука «л» в  русской поэзии XIX и XX -го веков.

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов раскрыли богатейшие музыкальные возможности звука «л» в русской поэзии.   Последующие поэты развили эти возможности во всём их многообразии.
 
Например, Константин Бальмонт в его известном переводе «Аннабель-Ли» Эдгара По создаёт удивительный музыкальный рисунок: ла-ла-ле-ли; ла-ла-ла-ла-ель-ли;   лю-лю-лю-ли;   лю-ли-ле-ли; лю-лю-лю-эль-ли.

          Это было давно, это было давно,
          В королевстве приморской земли:
          Там жила и цвела та, что звалась всегда,
          Называлася Аннабель-Ли,
          Я любил, был любим, мы любили вдвоем,
          Только этим мы жить и могли.

          И, любовью дыша, были оба детьми
          В королевстве приморской земли.
          Но любили мы больше, чем любят в любви,—
          Я и нежная Аннабель-Ли...

           (Константин Бальмонт)

Цветаева показала удивительную музыкальную красоту звука "л" окружённого гласными ("ело", "оло", "ало" "ало", "еле", "оло," "оло", "оло"), в этих звукосочетаниях ударение на первом гласном чередуется с ударением на втором.

          Застынет всё, что пело и боролось,
          Сияло и рвалось.
          И зелень глаз моих, и нежный голос,
          И золото волос.

У Анны Ахматовой слышится не менее изящное: "алле", "оле", "леле" и "еле":

         Смуглый отрок бродил по аллеям
         У озерных глухих берегов.
         И столетие мы лелеем
         Еле слышный шелест шагов.

Благодаря своей мелодичности такие стихи часто становятся  песнями. Хрестоматийным примером тому являются стихотворения Сергея Есенина:

           Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
           Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
           Или что увидел? Или что услышал?
           Словно за деревню погулять ты вышел...

            (Сергей Есенин)

           Отговорила роща золотая
           Березовым, веселым языком,
           И журавли, печально пролетая,
           Уж не жалеют больше ни о ком.

            (Сергей Есенин)

В «Грузинской песне» Булата Окуджавы звуки «л»  придают некоторым стихам особенно очаровательное звучание:

          Синий буйвол и белый орел и форель золотая

           (Булат Окуджава)

"ол и", "елы",  "ел и",  "ель",  "ала"

В этой же «песне»  гласный  «ю» придаёт стихотворению особенно проникновенную мелодичность:

          Виноградную косточку в теплую землю зарою,
          И лозу поцелую и спелые гроздья сорву,
          И друзей созову, на любовь свое сердце настрою.
          А иначе зачем на земле этой вечной живу?

             (Булат Окуджава)



                2. Роль звука «м» в музыкальной инструментовке стихотворения

На втором месте по музыкальному воздействию  стоит звук «м». Так, например, Г.Р. Державин воздаёт хвалу кузнечику стихом с четырьмя этими звуками:

          Всеми музами любим.

          (Г.Р. Державин)

У Марины Цветаевой очень мелодичны два стиха, пронизанные этим звуком:

          Вы, идущие мимо меня
          К не моим и сомнительным чарам, —

            (Марина Цветаева)

Мандельштам наполняет всё своё стихотворение «В Петрополе прозрачном мы умрем»  звучанием  этого звука.

          В Петрополе прозрачном мы умрем,
           Где властвует над нами Прозерпина.
          Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
          И каждый час нам смертная година.
          Богиня моря, грозная Афина,
          Сними могучий каменный шелом.
          В Петрополе прозрачном мы умрем,-
          Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.

                (О.Э. Мандельштам)


Если основу мелодичности стиха составляет звук "м", то монорный  "л" правило пчасто его поддерживает:

          Вновь о том, что день уходит с Земли,
          Ты негромко спой мне.
          Этот день, быть может, где-то вдали,
          Мы не однажды вспомним.

          Вспомним, как звезда всю ночь напролёт
          Смотрит, синим взглядом.
          Лишь о том, что всё пройдёт
          Вспоминать не надо.

                (Леонид Дербенёв)


Звук «м» иногда заменяет «л» как виолончель заменяет скрипку. Порой он даже успешно соперничает со звуком «л», как это видно из приведённых примеров.  Иногда звук «м» входит  со звуком  «л»  в равноправный и гармоничный диалог, в котором последнее слово остаётся за «м»:

                Брожу ли я вдоль улиц шумных,
                Вхожу ль во многолюдный храм,
                Сижу ль меж юношей безумных,
                Я предаюсь моим мечтам.

                (А.С. Пушкин)

В поэзию звук «м» нередко привносит задумчивую минорную окраску. Однако она во многом зависит от  смысла и образов стихотворения.



                3.  Роль звука «н» в музыкальной инструментовке стихотворения

Хотя звук  «н» занимает скорее всего четвёртое  место по музыкальному воздействию после  «л» «м» «р», есть настоящие поэтические перлы, наполненные его звучанием, как,  например, у Ф.И. Тютчева в «Арфе скальда»:

           Вдруг чудный звон затрепетал в струне,
           Как бред души, встревоженной во сне.

                (Ф.И. Тютчев)

В том случае, если этот звук «солирует», он, как правило,  нуждается  в поддержке других  сонорных звуков:

                Зачем ты, грозный аквилон,
                Тростник прибрежный долу клонишь?
                Зачем на дальний небосклон
                Ты облачко столь гневно гонишь?

                (А.С. Пушкин)

В стихотворении "Тучи" Лермонтова сонорный звук "н", образующий основу музыкальной ткани произведения, украшается целым ожерельем "влажных" лермонтовских "ю" (особенно во втором стихе):

          Тучки небесные, вечные странники!
          Степью лазурною, цепью жемчужною
          Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
          С милого севера в сторону южную.

Трудно найти что-то подобное во всей русской поэзии.

В тютчевской «Арфе скальда» «н» поддерживают  «р» и «л», в пушкинском «Аквилоне» ему помогают  «м», «р», и «л», в лермонтовских "Тучах"  первый стих не нуждается в поддержке, а в трёх последующих ему помогают "л", "м", и "р", а также влажное лермонтовское "ю", создающее во второй строке целое звуковое ожерелье из четырёх "ю":

          Степью лазурною, цепью жемчужною

на которе эхом откликается в конце четвёртого стиха начало и окончание слова "южную".   

В приведённом ниже стихотворении Кольцова такими звуками являются «м» и «л».
 
                Вьюги зимния,
                Вьюги шумныя
                Напевали нам
                Песни чудныя;
                Наводили сны,
                Сны волшебныя, -
                Уносили в край
                Заколдованный!

                (А.В. Кольцов)

Ещё чаще  звуки «м» и «н» и «р» добавляют «солирующему» в стихотворении  «л» дополнительную тембровую окраску, как например у Пушкина:

          Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
          На мутном небе мгла носилась;
          Луна, как бледное пятно,
          Сквозь тучи мрачные желтела,
          И ты печальная сидела —

                (А.С. Пушкин)

В приведённом выше примере:
 
          Ночей Италии златой
          Я негой наслажусь на воле,
          С венецианкою младой,
          То говорливой, то немой,
          Плывя в таинственной гондоле...

                (А.С. Пушкин)

«солирущий» звук «л» великолепно оттеняет музыкально менее выразительный «н».

Или в в стихотворении «В крови горит огонь желанья» «м», «н» и «р» гармонично вплетаются в основную мелодию создаваемую звуком «л».

          Лобзай меня: твои лобзанья
          Мне слаще мирра и вина.

                (А.С. Пушкин)

То же самое мы слышим  у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю»:

          Не для меня красы твоей блистанье;
          Люблю в тебе я прошлое страданье
          И молодость погибшую мою.

                (М.Ю. Лермонтов)

Как видно  из двух последних примеров  мажорную  или  минорную окраску эти звуки приобретают в зависимости от смысла стихотворения.


                4.  Роль звука «р» в музыкальной инструментовке стихотворения

Если звук «м» походит на звучание верхних струн лютни или на звучание виолончели, согласный «н» на приглушённую его тень,  то сонорный «р» в сочетании с гласными по звучанию напоминает звучание труб.   

Это заметили ещё народные поэты:

         Сидит ворон на дубу,
         Он играет во трубу.
         Труба точеная, позолоченная.

          (народная прибаутка)

У Пушкина этот звук тоже иногда изображает  звук охотничих рогов: ра-ра-ра-ру.

          Пора, пора! рога трубят ...

                (А.С. Пушкин)

Поэтому этот звук в «Зимнев вечере»  очень выразительно передаёт пение бури:

         Буря мглою небо кроет,
         Вихри снежные крутя;
         То, как зверь, она завоет,
         То заплачет, как дитя...

                (А.С. Пушкин)

А в «Зимнем утре»  этот звук наполняет  стихотворение внутренней  музыкой радостого настроения, даже восторга:

           Мороз и солнце; день чудесный!
          Еще ты дремлешь, друг прелестный —
          Пора, красавица, проснись:
          Открой сомкнуты негой взоры
          Навстречу северной Авроры,
          Звездою севера явись!

                (А.С. Пушкин)

Этот восторг пронизан «лучами» часто повторяющегося звука «с».
Таким же восторгом пронизано описание сказочного Лукоморья во вступлении к поэме «Руслан и Людмила»

       Там о заре прихлынут волны
       На брег песчаный и пустой,
       И тридцать витязей прекрасных
       Чредой из вод выходят ясных,
       И с ними дядька их морской;
       Там королевич мимоходом
       Пленяет грозного царя;
       Там в облаках перед народом
       Через леса, через моря
       Колдун несет богатыря;
       В темнице там царевна тужит,
       А бурый волк ей верно служит;
       Там ступа с Бабою Ягой
       Идет, бредет сама собой;
       Там царь Кащей над златом чахнет;
       Там русской дух... там Русью пахнет!

                (А.С. Пушкин)

У Г.Р. Державина звук «р» передаёт восторг откровения:

                Я телом в прахе истлеваю,
                Умом громам повелеваю,
                Я царь — я раб, я червь — я Бог!»

                (Г.Р. Державин)

Иногда звук "р" придаёт стихотворению торжественно грустное настроение, которое определяется смысловым содержанием произведения:

     Роняет лес багряный свой убор,
     Сребрит мороз увянувшее поле,
     Проглянет день как будто поневоле
     И скроется за край окружных гор.

                (А.С. Пушкин)

Этот звук также привносит в стихотворение яркую цветовую окраску: "багряный", "сребрит" колорит, которой определяется значениями слов.

У Осипа Мандельштама звук "р"  изящео передаёт звучание арфы "еро", "ара", "арф"а в стихе:

      О доме Эшеров Эдгара пела арфа.


                5. Дуэты, трио и квартеты сонорных в русской поэзии

                5.1. "Дуэты" сонорных

Иногда звуки «р» и «л» в стихотворении гармонично дополняют друг друга в общей музыкальной картине.

         Я блуждал в игрушечной чаще
         И открыл лазоревый грот...
         Неужели я настоящий
         И действительно смерть придет?

          (О.Э. Мандельштам)

А иногда поэтам удаётся создать из звуков «р» и «л» очень изысканные музыкальные узоры, например:

         Все перепуталось, и сладко повторять:
         Россия, Лета, Лорелея.

          (О.Э. Мандельштам)

 В этом стихе слоги  «ро» и «ле» очень гармонично переплетаются в таинственном и изящном звукосочетании  «лореле».


                5.2. "Трио" сонорных
 
Наряду с подобными «дуэтами» двух «солирующих» звуков встречаются и «трио», состоящее из звуков «л», «м», «н» или  «л», «м», «р», а так же «м», «н», «р».

Вот пример такого трио ("м","л","р"):

     Мело, мело по всей земле
     Во все пределы.
     Свеча горела на столе,
     Свеча горела.

     Как летом роем мошкара
     Летит на пламя,
     Слетались хлопья со двора
     К оконной раме.

     Метель лепила на стекле
     Кружки и стрелы.
     Свеча горела на столе,
     Свеча горела.
 
    (Б.Пастернак)


А вот другое трио ("л" "р" "н")


    Я не слыхал рассказов Оссиана,
    Не пробовал старинного вина;
    Зачем же мне мерещится поляна,
    Шотландии кровавая луна?

    И перекличка ворона и арфы
    Мне чудится в зловещей тишине;
    И ветром развеваемые шарфы
    Дружинников мелькают при луне!

         (О.Э. Мандельштам)


        5.3. "Квартеты" сонорных

Приведу также пример  «квартета» состоящего из звуков «л», «м» «н» и «р». Все они в этих четырёх первых стихах онегинской строфы равнозначны:

                Встает заря во мгле холодной;
                На нивах шум работ умолк;
                С своей волчихою голодной
                Выходит на дорогу волк...

                (А.С. Пушкин)

Очень часто из стиха в стих «дуэт» звуков переходит в «трио», а из «трио» в «квартет»  и обратно в «дуэт»:

                Над омраченным Петроградом        "трио": «н», «м», «р»
                Дышал ноябрь осенним хладом.      "квартет": «л», «н», «р», «м»
                Плеская шумною волной               "трио":  «л», «м» , «н»
                В края своей ограды стройной,      "дуэт": «р», «н»
                Нева металась, как больной          "трио": «н», «м», «л»
                В своей постеле беспокойной.       "дуэт": «л», «н»




       5.4. Переход от одного "солирующего" сонорного к другому, а потом к третьему

Иногда мелодичная тема звука «л» переходит в тему согласного «н», а затем в тему  звука «р», поддерживаемого сонорными «л» и «н» как мы это слышим в стихотворении А.А. Фета:

       Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали                л-л-л-л-л-л
       Лучи у наших ног в гостиной без огней.                л-н-н-н-н
       Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали...    р-р-р-р-р

Таких переходов в поэзии огромное множество, так что описать его во всём многообразии невозможно.


          6. Разрешение многократно повторённого сонорного внутри стиха в другой сонорный, вместе с гласным образующий рифму:


    И будит дремлющие своды

    Фонтанов однозвучный шум;

    Из чаши в чашу льются воды,

    Лелеятели сладких дум.
 

        (Муравьёв «Бахчисарай»)


Во втором стихе четыре звука "н" разрешаются в слоге "шум".
 
В четвёртом стихе четыре звука "л" разрешаются в слоге "дум".



               7. Роль других согласных  в музыкальной инструментовке стихотворения

Другие согласные тоже участвуют в этом «концерте», однако они редко исполняют «первую партию». Впрочем, иногда и им выпадает счастье составить с сонорными равнозначный «дуэт» или «трио».


Например, у Мандельштама таким звуком становится «з», которое образует равноправное «трио» с «л» и «р»:

                Поэзия, тебе полезны грозы...

                (О.Э. Мандельштам)



Или в романсе «В лунном сиянии» Е. Д. Юрьева звук «д» и «з» равноправны сонорному «н» в словах «динь» и «звон», а согласный «к» c сонорным «л» и «н» в слове «колокольчик»:

           Динь-динь-динь, динь-динь-динь —
           Колокольчик звенит,
           Этот звон, этот звон
           О любви говорит.

              ( Е. Д. Юрьев)

Наконец, в стихотворении Арсения Тарковского «Пляшет перед звёздами звезда»  музыкальность проявляется не только в одном «ля» но и в согласных «з», «к» и «д», образующих звонко звучащие слоги:

                Пляшет перед звёздами звезда,
                Пляшет колокольчиком вода,
                Пляшет шмель и в дудочку дудит,
                Пляшет перед скинией Давид.

                (Арсений Тарковский)

У Леонида Мартынова  звуки "з" и "с" даже подавляют своим обилием сонорный «л»:

       И вскользь мне бросила змея:
       У каждого судьба своя!
       Но я-то знал, что так нельзя —
       Жить извиваясь и скользя.


У А.С. Пушкина звук "с" пронизывает  светом музыку его стихотоврения "Зимнее утро":


      Мороз и солнце; день чудесный!
      Еще ты дремлешь, друг прелестный —
      Пора, красавица, проснись:
      Открой сомкнуты негой взоры
      Навстречу северной Авроры,
      Звездою севера явись!

       <...>

      Под голубыми небесами
      Великолепными коврами,
      Блестя на солнце, снег лежит;
      Прозрачный лес один чернеет,
      И ель сквозь иней зеленеет,
      И речка подо льдом блестит.
      Вся комната янтарным блеском
      Озарена. Веселым треском
      Трещит затопленная печь.


Стихотворение Ф.И. Тютчева "Чародейкою Зимою" - классический пример того как шипящий звук "щ" в сопровождении "с", "ч" привносит в музыку стихов свет:

     Солнце зимнее ли мещет
     На него свой луч косой —
     В нем ничто не затрепещет,
     Он весь вспыхнет и заблещет
     Ослепительной красой.


Сергей Есенин замечательно передал музыкальные возможности шипящих звуков "щ", "ш","ж" в сочетании со звуком "с" на фоне сонорных «л», «н», «м», «р».

                Свищет ветер, серебряный ветер,
                В шелковом шелесте снежного шума.

Анна Ахматова показывает выразительные возможности шипящего "ш" в четвёртом стихе на фоне доминирующего в четверостишии звука "л":

          Смуглый отрок бродил по аллеям
          У озерных глухих берегов.
          И столетие мы лелеем
          Еле слышный шелест шагов.
 

Ради музыкальной новизны стиха некоторые экспериментаторы готовы были создавать даже новые слова:

               Бобэоби пелись губы,
                <...>
               Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

                (Велимир Хлебников)




                Итог

Итак, музыкальную инструментовку стихов и их мелодичный рисунок в первую очередь  определяют  сонорные звуки «л», «м», «н», «р» в их сочетаниях с гласными. Наш слух наслаждается прежде всего ими.

Другие согласные, несмотря на их значение в звукописи, в создании мелодичного стиха выступают за редким исключением  на третьих ролях.

Как было упомянуто выше, главную партию  чаще всего играет звук «л». Другие сонорные звуки «м», «н», и «р» могут  1) соперничать со звуком «л» за «сольную партию», 2) вступать с ним в равноправный «дуэт», «трио» или «квартет», 3) своими тембрами оттенять главную партию этого звука.