Ч. 371 Время не ждёт

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/02/19/690

Вице-адмирал Новосильский выполнял в поездке во Францию и Англию представительские функции, отвлекая на себя внимание властей, и анализировал собранные офицерами сведения.

Глубокую разведку в Англии вёл начальник кораблестроительного департамента контр-адмирал Аркадий Васильевич Воеводский со своими подчинёнными.

Своё звание и должность он не афишировал. Воеводский пробыл в Англии 40 дней, и 18 дней находился во Франции. Он и его подчинённые сумели  собрать подробные сведения об адмиралтействах, кораблестроительных  и металлургических заводах, плавучих и сухих доках, плавучих маяках.

Официально они приехали наблюдать за постройкой заказанной в Англии броненосной батареей «Первенец». Но Аркадий Васильевич понял, что «Первенец» - это уже вчерашний день, поскольку орудия на «Первенце» располагались по казематному принципу.

Англичане уже приступили к строительству кораблей с башенной артиллерией. Башни были разработаны британским капитаном Каупером Фиппсом Коулзом. Коулз служил во флоте с 11 лет, проявил себя смелым инициативным моряком и не менее выдающимся изобретателем, чем Эриксон в США.

В 1858 году он первым в мире получил патент на вращающуюся артиллерийскую башню. Важность этого изобретения для артиллерии можно сравнить с изобретением колеса. Англичане держали в секрете башню Коулза.

Воеводский в отчёте не раскрыл, каким образом капитан 1 ранга Сергей Павлович Шварц сумел добыть секретные чертежи башни Коулза, которые детально изучили инженеры полковник Шаумберг, капитан Иващенко и артиллерист полковник Пестич.

Начальник кораблестроительного департамента лишь упомянул, что его сотрудникам оказали большую помощь военно-морской агент в России и во Франции вице-адмирал Ефим Васильевич Путятин и его помощник лейтенант Алексей Алексеевич Пещуров. Они помогали им в финансовых, коммерческих и юридических вопросах.

Кроме того, они располагали определённой суммой денег, расход которых не контролировался финансовыми органами, поскольку деньги проходили по статье «на цели, известные его императорскому величеству».

Офицеры посетили и Лондонскую всемирную выставку. Во Франции Воеводский осмотрел Шербурский и Тулонский порты. Бывший подчинённый Лесовского капитан-лейтенант Александр Александрович Колокольцев, который работал в группе по наблюдению за строительством «Первенца», купил подвижный кран для монтажа бронеплит.

Корпуса корабельных инженеров подпоручик Фомин получил задание раскрыть секрет выплавки дешёвой стали, который был запатентован его изобретателем Генри Бессемером в 1856 году. С этой задачей он справился.

На основе сведений, полученных во время своей командировки, контр-адмирал Воеводский пришёл к выводу, что Англия и Франция готовятся к войне. В России не было флота, способного противостоять европейским державам.

Однако мало было украсть чертежи и чужие изобретения - по ним ещё предстояло как можно быстрее построить корабли, а неясностей с их конструкцией ещё оставалась масса. Главная надежда разобраться во всех этих вопросах была на отправленных в США Лесовского и Арцеулова.

Лесовского информировали о всех сведениях, полученных от военно-морских агентов и от группы офицеров вице-адмирала Новосильского. Переписка шла дипломатической почтой через посольство.

У Лесовского  после назначения его на должность капитана над Кронштадтским портом - в наше время эта должность называлась бы заместитель командующего Балтийским флотом по тылу -  установились очень хорошие деловые отношения с Воеводским. Приходилось им решать и деликатные кадровые вопросы.

17 ноября 1861 года Лесовский написал конфиденциальное письмо Воеводскому:

«Милостивый государь Аркадий Васильевич! Позвольте изложить перед Вами следующее обстоятельство. Инженер-механик Юрьев служит, как Вам известно, на Пароходном заводе и даже одно время в отсутствие капитана Соколова управлял заводом.

Каковы  бы ни были их личные достоинства, но вместе они служить не могут. Чья тут вина, не могу сказать, я полагаю, обоих… Оставалось из двух выбрать одного, и, конечно, Юрьеву досталась невыгодная доля, т.е. я ему предложил оставить завод – единственная остававшаяся мера к прекращению их взаимных неудовольствий.

Но мне бы не хотелось, чтобы через это Юрьев был вынужден оставить службу…Поэтому позвольте, ваше превосходительство, обратиться к Вам с всепокорнейшей просьбой употребить Юрьева в дело на том поле деятельности, к которой он подготовлен 14-летней службой на судах и при порте,

или иметь его в виду при будущих назначениях, если в настоящее время нет вакантного места…».

Управляющий Морским министерством согласился назначить поручика Юрьева кузнечным мастером в новой кузнице Санкт-Петербургского порта с тем же денежным содержанием. Ранее эту должность исполнял английский мастер.

В следующем письме Лесовский писал: «Позвольте выразить Вам мою почтительную признательность за ходатайство Ваше о назначении Юрьева на постоянное место. Смею надеяться, что он оправдает Ваше к нему снисхождение…».

Когда я читал переписку Лесовского, то обратил внимание, что даже в острых конфликтных ситуациях в документах все излагалось с уважением к оппоненту. То же самое отметил, живя в Германии, в собственной переписке с немецкими ведомствами и организациями.

В отечестве уже давно понизился уровень культуры общения. Это я заметил ещё во время своей службы и работы на пенсии. Об уровне культуры общения российской интеллигенции на Прозе.ру я даже не упоминаю, поскольку вы, уважаемая читательница или читатель, знаете её нисколько не хуже меня.

Но вернёмся к теме, о которой пишу. Разведкой занимались специалисты высокого класса не в плане подготовки «рыцарей плаща и кинжала», а в тех областях науки и техники, в которых они вели разведку.

До отправки в Америку Лесовскому для изучения доставили из кораблестроительного департамента  чертежи машин фрегатов «Петропавловск» и «Аскольд».

Толковые были командиры, если Лесовский не только успешно командовал парусным фрегатом, управление которым по сложности было подобно компьютеру на верёвках и блоках, но и глубоко разбирался в технике, легко читал чертежи.

За короткое время ему и Арцеулову предстояло проделать огромную работу. Информация, полученная из Европы, была, без сомнения, ценная, но европейские броненосцы не были проверены в боевых условиях.

Степан Степанович временно разделился с Арцеуловым, поручив Николаю Алексеевичу заниматься заводами, а сам направился к месту боевых действий.

Продолжение http://proza.ru/2023/02/22/1653
 
На фотографии: Сергей Павлович Шварц