Поэты под крылом Мецената

Людмила Хаустова
(Из цикла «Азбука Рима)
    Только в 30-х годах до н.э. после многолетних гражданских войн в Риме, наконец, воцарился благословенный мир. В историю он вошел как «Pax Romana» (Римский мир) или «Pax Augusti», (Мир Августа Октавиана), приёмного сына и наследника Юлия Цезаря. В знак признания заслуг нового императора, как человека, избавившего Рим от ужасов гражданской войны, сенат 16 января 27 года до н.э. наделил Октавиана именем «Август», то есть священный, великий.  (Со временем его имя получил месяц август, а  венценосцев с той поры стали именовать августейшими особами).
    Август немедля занялся благоустройством Вечного города. На римском форуме были возведены курия Юлия и храм Цезаря, в центре Рима появился Форум Августа с большим храмом Марса-Мстителя, а вскоре он заблаговременно выстроил для себя мавзолей Августа из белоснежного каррарского мрамора. Сам же император поселился в довольно скромном доме на Палатинском холме.
   Следуя примеру императора,  ближайшие друзья его занялись обустройством новых районов города.    В ту пору в Риме ещё оставался пустынным  и довольно опасным самый большой римский холм Эсквилин. Свое название он получил от неспокойных обитателей этой окраины – эсквилинов, т.е. живущих  вне стен города,  в отличие от жителей самого города — инквилинов.  Огромный холм приглянулся Меценату (70– 8 до н.э.), другу и соратнику  императора  Августа. Этруск по происхождению, выходец из города Ареццо, сказочно богатый   Меценат деньгами и своим дипломатическим талантом  помог Августу  Октавиану завоевать власть. Но чрезвычайно независимый по характеру, он никогда не просил и не получал от императора ни званий, ни должностей, ни почестей. Меценат позволял себе возражать и даже одергивать императора. История донесла до нас  слова: «Surge tandem, carnifex!» - «Да полно же тебе, мясник!», которыми Меценат однажды удержал Августа от подписания груды смертных приговоров. Более того, когда Октавиан стал главой Римской империи, Меценат отдалился от него, оберегая свое достоинство. Но в завещании он объявил Августа своим наследником, оставив ему свое несметное состояние.
   Вдали от императорских владений, на вершине уединенного холма Эсквилин, Меценат построил великолепную виллу и разбил вокруг неё многоярусные, поистине сказочные сады. Жизнь в этой округе сразу изменилась, и совсем иные люди стали появляться на ее улицах. На вилле встречались художники и поэты, которых заботливо опекал  Меценат. (Имя этого поклонника изящных искусств и покровителя поэтов  со временем сделалось нарицательным, и с ним навеки   связана благородная  идея меценатства).
     Невозможно не восхититься умением римлян строить. Ведь и сегодня, проходя по улице Мерулана, стрелой устремленной от Латеранского собора  к храму Санта Мария Маджоре, мы видим так называемую Аудиторию, древнее сооружение, уцелевшую от огромной виллы Мецената в Риме. Здесь на заре новой эры звучали голоса  поэтов «золотого века»   римской литературы -  Вергилия, Горация и Овидия.
     Дата рождения Вергилия точно указана им самим. Она пришлась на  октябрьские иды  15 октября 70 года до н. э. Имя великого древнеримского поэта  окутано легендами с самого момента его появления на свет. «В тот далекий осенний день родители Вергилия отправились по делам в ближайшую деревню. Неожиданно мать его, носившая символическое имя Магия или Майя, почувствовала схватки, и  в придорожной канаве близ деревни Анды родила мальчика. Младенец не кричал, напротив, «лицо его было спокойным и кротким», что предрекало ему счастливую жизнь».
   Детство Вергилий провел в окрестностях  города Мантуя в тогдашней Цизальпийской Галлии, где, как писал поэт, «три народа живут» - римляне,  галлы и этруски. С 58 года до н. э. Вергилий учился грамматике в городе Кремона. Позднее он перебрался в Медиолан (Милан), затем в Рим, и, наконец, в Неаполь. Здесь и на Сицилии поэт провел большую часть жизни, изредка наведываясь в Рим. Вергилий изучал риторику, грамматику, философию, хорошо знал греческий язык. Не оставлял он вниманием медицину и математику. Словом, он был чрезвычайно образованным человеком. Только  ораторское искусство Вергилию не давалось. Как говорили современники: «Речь его была слишком медлительна, и он даже казался невеждою». 
    Античные авторы представляют Вергилия как «человека высокого роста и крупного телосложения, со смуглой кожей, из-за чего он походил на крестьянина. Вергилий  отличался нелюдимостью и застенчивостью».   Жить он старался затворником, избегая «молвы - этого бедствия, быстрее которого нет ничего на свете».
   Уже во времена ученичества Вергилий начал писать стихи о прелестях природы и радостях мирной повседневной жизни. В 39 году до н. э. появился цикл  его пастушеских стихов «Буколики». Место действия было перенесено в некую благодатную страну Аркадию, которую «В песнях своих возносить до созвездий лебеди будут!»
    Затем появились четыре книги «Георгики»,  прославляющие простой труд на ниве земледелия.  Аграрная тема была тогда одной из самых насущных в разоренной войной римской империи. Раздавая бывшим воинам скромные наделы земли, Август мечтал о возрождении землевладения и простого, здорового образа жизни «на земле», без излишеств и распущенности. Рассказывают, что Октавиан, вернувшись после победы у мыса Акции, четыре дня кряду слушал   поэму Вергилия. А историк Тацит сообщает, что стихи Вергилия читали даже в театре. «Прослушав их, римляне поднялись как один и воздали присутствовавшему между зрителями Вергилию такие почести, словно то был сам Август».
    С той поры Вергилий стал самым популярным поэтом своей эпохи. Примерно тогда же Вергилий, вместе со своим другом  Горацием , стали постоянными гостями на вилле  Мецената.
   К 29 году до н. э. Вергилий приступил к  работе над «Энеидой». Хотя поэма создана под влиянием «Иллиады» Одисея, и главный герой её - грек Эней, произведение написано уже  на классической латыни. Вергилий рассказывает о злоключениях Энея, который приплыл  в Италию из сожжённой ахейцами Трои, обосновался в Лации и стал  мифическим предком римлян.
«Ослабев от войны и гонимо судьбою
 племя плывет по Тирренскому морю».
 "Я пою об оружии и о человеке: он был первым,
кто отправился от берегов Трои до
берегов  Италии». 
      Несмотря на сильную эллинизацию Рима после включения в империю греческих колоний на юге Италии и Александрии, Вергилий подчеркивает самобытность римлян.
 «Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,
Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звезды, — не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно —
В этом искусство твое! — налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!»
   В поэме Вергилий прославляет и царственных потомков греческого прародителя – Цезаря и Августа Октавиана.
    К 19 году до н. э. «Энеида» была почти готова. Но желая «придать ей окончательный вид», Вергилий решил на пару лет отправиться в Грецию и Азию. Однако, встретившись в  Афинах с Августом, он решил вместе с ним вернуться в Рим. Накануне отъезда, во время прогулки с императором, Вергилий получил солнечный удар и заболел. Корабельная качка только усилила его недомогание, и по приезде в Брундизии (Бриндизи) поэт слёг. Через несколько дней, 21 сентября 19 года до н. э., Вергилий скончался. Похоронили  поэта в Неаполе, у второго камня на  Путеоланской дороге. На надгробии высекли написанную им эпитафию: «Мантуя родина мне, Калабрами я отнят, а скрыт в   Партенопее, я пел пастбища, нивы, вождей».
   Существует поверье, что апостол Павел на пути в Рим в 60 году посетил гробницу поэта и горько плакал над ней из-за того, что не застал Вергилия живым и не обратил его в христианство.
     Перед смертью Вергилий хотел сжечь рукопись, но по распоряжению Августа все  12 книг «Энеиды» опубликовали без каких-либо правок. Поэма стала национальным эпосом Рима, а Вергилий был признан лучшим поэтом своей эпохи.
    В Средние века в стихах Вергилия даже разглядели пророчество о рождении Иисуса Христа, напоминающее пророчество Ветхозаветного пророка Исайи. Это дитя, по словам Вергилия, является сыном богов, но в то же время имеет земных родителей. Он будет владеть миром, и под его властью начнётся эпоха всеобщего благоденствия.
   «…Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый.
 Дева грядет к нам опять …
К новорождённому будь благосклонна,
с которым на смену
Роду железному  род золотой по земле расселится».
    К тому же стихи эти входили в  сборник пастушеских песен, что   вызывало прямую ассоциацию с пастухами Рождества.
     Репутация чародея и  мага особенно закрепилась за Вергилием после того, как  Данте изобразил его в «Божественной комедии» как своего проводника по загробному миру. Данте считал Вергилия  также  наставником в деле стихосложения, «родником бездонным, откуда песни миру потекли»   
     Именно Вергилий ввел в избранный круг  Мецената своего друга Горация, который так отзывался о нём:
«Но неизменный он друг; но под этой наружностью грубой
Гений высокий сокрыт и прекрасные качества духа!»
    Гораций родился 8 декабря 65 года до н. э.  в семье  вольноотпущенника, владельца скромного имения на юго-востоке Италии. Чтобы дать сыну должное образование, отец перебрался в Рим. Закончив начальное обучение, Гораций продолжил образование в платоновской Академии   в Афинах, где изучал  греческую литературу и философию. Но занятия Горация в Афинах были прерваны  гражданской войной, разразившейся  после убийства Цезаря в 44 году до н. э.
   Будучи республиканцем, Гораций вступил в армию Брута. В битве при Филиппах в ноябре 42 года до н. э. эта армия была разбита, а Брут и Кассий покончили жизнь самоубийством.  Гораций честно признается, что выжил только «бросив щит и бежав с поля боя». В Италию он вернулся, вероятно, в начале 41 года до н. э. Наследственные владения Горация были конфискованы в пользу ветеранов Цезаря.      После амнистии,  объявленной сторонникам Брута в 40 году до н. э., Гораций поселился в Риме. Занимая вполне доходную должность государственного секретаря, Гораций продолжал  заниматься литературой.
   Когда начинающего поэта Вергилий представил Меценату, тот, памятуя о его причастности к армии Брута, выдержал долгую паузу. Лишь после многомесячных раздумий, он приблизил поэта к себе. Впрочем, Гораций, попав в окружение Мецената, сохранил присущую ему осмотрительность и уравновешенность, не опускаясь до уровня «придворного льстеца». 
   Между  36 и 33 годами до н. э.  вышел  его первый сборник  «Сатир», написанный в духе древнегреческой классики и посвященный Меценату. В своих «Сатирах» Гораций  воздерживается от яростных порицаний, но  приглашает обсудить человеческую природу, полагая, что «примеры чужих пороков удерживают людей от ошибок». Эти мысли совпадали с мечтами  Октавиана  о возрождении «добрых нравов» предков.
   2 сентября 31 года до н. э.  Гораций   вместе с Меценатом присутствовали в битве у мыса Акций.  А в 30 году до н. э. вышла вторая книга «Сатир» и «Эподы», в которых  Гораций  воспевал  Августа  за воцарившийся мир.
    Хлопотной и суетливой городской жизни Гораций предпочитал тихую и спокойную жизнь в своем имении в Сабинских горах, близ теперешнего  Тиволи. Некоторые исследователи полагают, что это имение ему было подарено Меценатом. Хотя к тому времени   Гораций, будучи вполне состоятельным человеком, мог и сам его приобрести. К тому же его девизом было: «Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь». 
    Во второй половине 23 года до н. э. появились лирические стихотворения Горация под названием «Песни»  или «Оды».   В  17 году до н. э.  Август намеревался провести «вековые игры» и организовать невиданное празднество «обновления века». Он поручил Горацию написать  торжественный гимн  для праздничной церемонии. 3 июня 17 года до н. э.  «Юбилейный гимн» был исполнен в храме Аполлона  на Палатине  хором из 27 юношей и 27 девушек.
    Вскоре Август обратился к Горацию с просьбой воспеть в стихах воинскую доблесть его пасынков Тиберия и Друза. Так в 13 году до н. э. появилась 4-я книга од,  куда помимо панегириков императору и его пасынкам, поэт включил и лирические стихи.
   Умер Гораций  внезапно, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8 года до н.э. Как указывает Светоний, «через пятьдесят девять дней после смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни. Похоронен  Гораций на окраине Эсквилина, в садах  Мецената». Не в силах уже писать завещания, Гораций устно объявил своим  наследником Августа.
  Оды Горация вызвали многочисленные подражания, особенно его «Памятник»
«Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Всё будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец»
   В России наиболее известны  подражания Державина и Пушкина.
    Кстати,  «сатирика Горация», вслед за Вергилием и Гомером, Данте   поминает в своей «Божественной комедии». Им восторгался Байрон, как «певцом благоразумия, уравновешенности и умеренности»,
    После изобретения книгопечатания ни один античный автор не издавался столько раз, сколько Гораций. 
    Последним в эту тройку великих древнеримских поэтов вошел Овидий, который с безмерным почтением отзывался о Вергилии  и сожалел только, что не видел его и не был с ним знаком.
  Овидий родился 20 марта 43 года до н. э. в городке  Сульмоне, в гористой части Средней Италии. Место и время своего рождения Овидий с точностью определяет в одной из своих «Скорбных элегий. Отец поэта был человеком состоятельным, властным и взыскующим. Намереваясь вывести сына в люди, он отправил его в Рим. Здесь, уже в первые годы обучения, Овидий обнаружил страсть к поэзии. Как он признавался, «Все, что пытался писать я, в стих превращалось тотчас»..
     Повинуясь воле отца, Овидий поступил на государственную службу, но, вскоре отказался от неё, предпочитая всему занятия поэзией. Покоряясь родителю, Овидий и женился. Но первых два брака оказались неудачными. Только женившись в третий раз, уже по своему выбору, на  женщине, имевшей дочь от первого брака, он успокоился.
    Как многие в ту пору, Овидий дополнил своё образование, отправившись в Афины, Малую Азию и Сицилию. Первые литературные сочинения Овидия, «Героиды»  и любовные  элегии «Amores», были посвящены вымышленной героине  по имени Коринна. Вскоре  это имя стало нарицательным, а сам поэт приобрел известность и снискал дружбу уже заслуженных римских поэтов, в их числе  и Горация .
   Ещё большую популярность Овидий  приобрел после написания «Метаморфоз»   («Превращения»). В 15 книгах стихотворного сочинения Овидий переосмысливает древние мифы, угадывая в них определенные «Превращения». Первым было превращение при сотворении мира, когда Хаос разделился на Небо и Землю. Последнее, по мысли Овидия, случилось в Риме, когда был убит Юлий Цезарь. Явившаяся тогда в небе огромная комета  являла собой  унесённую на небеса душу Цезаря, который превратился в бога.
    В сочинениях под названиями «Науки любви», а также  «Любовных элегии» и «Скорбные элегии» поэт  даёт наставления мужчинам, как завоевать и сохранить женскую любовь, а потом  учит женщин, как завлекать мужчин и сохранять их привязанность. Вслед за ними было ещё и  «Лекарство от любви» для тех, кто жаждет освободиться от «сладкого ига».  Сочинения эти отличались фривольной пикантностью и откровенным эротизмом.
     Видимо, нескромность произведений «учителя грязного прелюбодеяния»  пришлась не по вкусу императору, и осенью 8 года до н.э. Август отправил Овидия в ссылку на берега Чёрного моря. В этой дикой стране гетов и сарматов, он жил в городе Томы (сейчас Констанца, Румыния).
    В ссылке Овидий три года писал «Скорбные элегии», или просто «Скорби» (Tristia), изображая тяготы пребывания на чужбине, сокрушаясь о «шаловливости своей музы» и умоляя Августа о прощении.
   Но ни Август, ни сменивший его Тиберий, к которому также обращался с мольбами Овидий, не возвратили его из ссылки. Многострадальный  поэт скончался в 17 году до н.э. «В Молдавии, в глуши степей. Вдали Италии своей». (А.С.Пушкин). Похоронен он там же,  в окрестностях города Томы.
  Однако, несмотря на ссылку и приказ Августа изъять и уничтожить все произведения Овидия,  последний  остался «одним из самых читаемых латинских поэтов».