Женщина, часть 1

Евгений Кашкаров
“Кто скажет,
разве мы повинны,
Что мы – лишь только половины
Разломленного существа
Из жаждущего вещества?”
Игорь Нерцев

Тайна двух душ, связавших свою судьбу друг с другом, навсегда останется тайной их двоих. Тайной, потому что третьему в ней не место. Это и первая любовь, и любая другая, пришедшая позднее. Она всегда неожиданна. Всегда кажется невероятным как две родные души могут найти друг друга среди миллионов других. Вероятность почти нулевая, но незримый вселенский магнит срабатывает сразу. При встрече ты мгновенно понимаешь: этот человек – твой... И становишься больным этим человеком, потому что всё остальное в мире теряет смысл. Мир окрашивается для тебя Её светом и этот свет делает тебя светлее и выше.

У женщин есть своё объяснение таким встречам, потому что женская душа – такая же загадка, как и сама Любовь. Но это настоящее счастье, когда две родные души встречают друг друга и мысленно тонут в своих объятьях…

Чаще многие  встречи безответны, потому что желаемое ты принимаешь за действительное. Ты – видишь Её, а Она – нет… Но все они остаются в памяти на всю жизнь и окрашивают её своим светом.

Женщина – встреченная или не встреченная – словно создана для того, чтобы вести тебя за собой всю жизнь. Её светом наполнены все твои помыслы и поступки... Наполнен мир. Если такого света нет в творческой личности – нет и творчества. Но мужчина, нашедший свою женщину-мечту, становится настоящим.

Сказать, что человечество всегда стремится к поиску идеала и понимает своё предназначение – было бы неправдой. Сказать, что понимают одарённые люди, способные вести за собой человечество – неправда тоже… Как правило, они просто реализуют свою программу, заложенную в генах и лишь в редчайших случаях дополняют её своими усилиями и волей. Именно поэтому человечество помнит эти редчайшие имена, ибо само к достижению идеала неспособно.

Понять собственное предназначение и идти своим путём способны лишь единицы из нас. Но если на пути к цели они иногда могут превзойти себя, то в семейных отношениях терпят полный крах. Они всю жизнь спотыкаются о собственную исключительность, собственную одарённость. И всю жизнь  ищут женщину, свет которой наполнил бы их одинокую душу...

На мой взгляд, Природе, по большому счёту, наплевать, на каком пути мы совершенствуем душу: на гималайских вершинах, в президентском кресле или с метлой дворника в руках… Природе важен не наш общественный статус, а личный результат. Ей важно, чтобы каждый из нас нашёл своё место в жизни и нёс свой груз ради своей души и ради всего человечества.

Но разве мы понимаем эту истину в 20 лет? В 20 лет мы утверждаем себя в жизни своими амбициями и успеваем наломать столько дров, что расплачиваться за них приходится все оставшиеся годы… Природа (Творец, Бог, Космос, Великая Пустота, Великий Дух, Высшие Силы, Высший Разум — называй как угодно…) знает наши слабости и потому всегда страхуется. Она задаёт импульс развития общества через немногих одарённых людей, но на одном направлении. Задаёт – через Женщину...

Именно одарённые люди всегда ответственны за развитие общества. Своей искрой они способны превращать энергию малых величин в энергию больших чисел и задавать ей нужное направление. Но они — всегда жертва собственной одарённости, собственной исключительности. Они — жертва направления, выбранного для них Природой… Это их плата за свой талант, за способность показать путь другим. Сказка Горького о подвиге Данко в "Старухе Изергиль" — об этом… Как и любовь Лойко и Радды в рассказе "Макар Чудра"...

***
Когда я работал над книжкой “Ухожу…”, посвящённой альпинистам, я невольно столкнулся с этим вопросом. Столкнулся, потому что главные герои были успешны в достижении своей цели, но терпели полный крах в своих семьях. Их “семейная лодка разбивалась не о быт”, как у Маяковского, она разбивалась о их одарённость, их исключительность. Казалось бы – парадокс, но он в жизни одарённых людей звучит правилом. Конечно, с исключениями, но всё же – правилом. А мне, несмотря ни на что, хотелось примирить исключение и правило, потому что Женщина, даже для достижения высшей цели, никогда не может быть отодвинута на второй план. Она всегда должна быть на первом, потому что только благодаря ей открыты Северный и Южный полюса и совершено первое восхождение на самую высокую Гору Земли – Джомолунгму. Я говорю о Мэллори и Ирвине, которые поднялись на Джомолунгму ещё в 1924 году. Оба – погибли уже на спуске… Но оба шли на вершину вслед за Светом Своей Женщины...


Две фразы о главном герое книги “Ухожу...”

В воспоминаниях альпинистов о главном герое книги – Викторе Пономарчуке –  меня больше всего зацепили две фразы — Галины и Александра Яковенко:

1. Витьку могла спасти любая из хороших женщин, которых было много вокруг него. Но у него с женщинами было непросто...

2. Пономарь наставил меня на путь. Показал путь. Если бы меня спросили: кем я хочу стать? — я бы сказал: космонавтом… Или — Пономарём…

На первый взгляд, они исключают друг друга. После некоторого раздумья — дополняют. Галина глубоко права в отношении роли женщины. Она — мудрый человек, который видит сердцем. Эту черту уважал в ней и Пономарь. А слова Саши, думаю, желал бы услышать о себе каждый учитель, потому что высшей оценки придумать трудно. Она передаёт отношение к Пономарю людей, которые находили в нём свой идеал. Даже сейчас, спустя почти четыре десятка лет после знакомства с Пономарём, я не вижу никого, кто произвёл бы на меня такое же сильное впечатление, как Виталька (Виктор почему-то больше любил это имя). Похожего человека нет ни в его окружении, ни в моём. По заочному знакомству и отзыву альпинистов к такому эталону близок, пожалуй, только Аполлон (Леонид Краснухин).

Пономарь родился лидером. Формальным и неформальным. Он мог поднять планку. Планку, которая для большинства из нас недосягаема и потому мы тянемся к ней, желая стать выше и лучше. Рядом с Пономарём многие чувствовали себя именно так: выше и лучше. Я видел это в экспедиции с Пономарём на Баргузине... Позднее — при знакомстве с людьми, тянувшимися к Пономарю и прошедшими рядом с ним гораздо больший отрезок жизни.

Таким же сильным был в то время в Иркутске и другой прирождённый лидер — Валерий Попов. Не возникнуть между ними конкуренции, столь типичной для альпинистского круга, просто не могло. И это сразу проявилось на одном из собраний “Буревестника”, которым руководил Попов. В разгоревшемся споре по повестке дня Попов выгнал Пономаря из зала. Пономарь ушёл. Но вместе с ним ушла и большая часть зала…

Справедливости ради надо сказать, что:

- Пономарь не церемонился ни в словах, ни в действиях... Попов был очень амбициозным…

Такую оценку я услышал от Юрия Аксёнова, который и через много лет после ухода Пономаря и совсем недавней гибели Попова в Гималаях, не приукрашивал, но и не умалял заслуги обоих.

Пономарь и Попов были выплеснуты в фарватер 70-х одной волной, оба искали реализацию одной программы, заложенной в них разными родителями, но одними звёздами. Я говорю об астрологии, поскольку звёзды — такие же наши космические родители, как мать и отец — земные. Как это ни непривычно звучит, но именно звёзды указывают нам путь развития, прежде всего — путь к себе.
 
Звёзды и только звёзды диктуют ритмы развития цивилизаций через развитие человеческих душ. В развитии души — единственный смысл нашей жизни и Райнхольд Месснер предельно точно и образно сказал об этом:

"Я не столько альпинист-одиночка,
сколько Сизиф, который никогда не достигает вершины.
Камень, который я тащу в гору, это собственная душа."

Жизнь есть Сизифов труд во имя души. Если бы Месснер не совершал свои восхождения под этим флагом, он никогда бы не поднялся на 14 восьмитысячников. Но он шёл к ним во имя души. Во имя души отступал на 11-ти из них... чтобы потом — вернуться... На самые большие горы Земли Месснер тащил самый большой груз своей жизни — душу…

Пономарь и Попов реализовали свой потенциал. У обоих остались ученики и друзья. Об обоих говорили и говорят много хороших слов. Но для души и для Бога было бы гораздо важнее, чтобы такие слова Пономарь и Попов сказали друг другу…

Не сомневаюсь, что Пономарь искал такие слова и хотел их сказать — пусть даже молча, "про себя". Если бы не хотел и не искал, мы с ним никогда бы не заговорили на Баргузине о шумакской Аэлите... Никогда бы в его душу не запали слова "Дорогу осилит идущий", вырезанные на Шумаке скульптором с парализованными ногами – Галиной Селивановой. Галина оставила нам слова восточной мудрости на созданной ей деревянной скульптуре красивой девушки – не то бурятки, не то эвенкийки. Её и прозвали потом Аэлитой.

Если бы Пономарь не задумывался о душе, его никогда бы не тронула песня Высоцкого "Райские яблочки" или песня Суханова на стихи Омара Хайяма "Ухожу...":

Ухожу, ибо в этой обители бед
Ничего постоянного, прочного нет,
Пусть смеётся лишь тот уходящему вслед,
Кто прожить собирается тысячу лет…

...Мы источник веселья и скорби рудник,
Мы вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик,
Он ничтожен, и всё же, безмерно велик.

Мне кажется, эта песня глубоко раскрывает внутренний поиск Пономаря, его ненайденные ответы, боль, спрятанную ото всех. Всех... кроме сестры. О глубокой духовной связи Пономаря и его сестры Валентины говорят все альпинисты. Никого другого он в душу не пускал. Отношения с Поповым, когда на общем собрании альпинисты разделились и огромная толпа ушла с Пономарём из "Буревестника" в "Локомотив", были лишь одним из многих препятствий молодости, которые жизнь подкидывала для роста души и Пономарю, и Попову. Отсюда и боль души Пономаря, спрятанная ото всех, но открытая песней:

Книга жизни моей перелистана, жаль
От весны, от веселья осталась печаль
Юность – птица, не помню, когда ты пришла
И когда, легкокрылая, вдаль уплыла.

Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас...
Эти камни в пыли под ногами у нас
Были прежде зрачками пленительных глаз.

Вместо солнца весь мир озарить не могу,
В тайну сущего дверь отворить не могу,
В море мысли нашел я жемчужину — суть,
Но от страха на свет не могу повернуть…

До того, как мы чашу судьбы изопьём,
Лучше, милая, чашу иную нальём,
Может статься, что сделать глоток пред концом
Не позволит нам Небо в безумстве своём.

Те же ноты слышатся в любимых Пономарём "Райских яблочках" Высоцкого, только в другой экспрессии. Экспрессии, которой мы не знаем больше ни у кого из исполнителей собственных песен. Экспрессии боли, надрыва, предельного напряжения сил. Она и рвала Пономаря на части всю жизнь, но по жизни и двигала…

...Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ?
Мне — чтоб были друзья, да жена чтобы пала на гроб.
Ну а я уж для них наворую безсемечных яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах,
А тем временем я снова поднял лошадок в галоп.
Я набрал, я натряс этих самых безсемечных яблок,
И за это меня застрелили без промаха в лоб.

И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых.
Кони — головы вверх, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу — ты меня и из рая ждала!

Виталька был рождён для цели, от которой не отступил ни на шаг. Нисколько не сомневаюсь, что любая из хороших женщин спасла бы его. Спасла... но от цели отодвинула... И это убило бы его раньше, чем смерть физическая. Любая яркая звёздочка сгорает раньше. Это закон Космоса и закон человеческой жизни… Женщина нужна была не любая...

***
Задумываясь над фразой Галины, я спрашиваю себя: какая из женщин могла спасти Пономаря? Та, которая могла понять его и принять какой он есть? Которая была бы похожа на его сестру Валю? Или та, которой он, по песне Высоцкого, готов был ценой собственной жизни привезти яблок из рая? К сожалению, вопрос о связи двух душ всегда останется тайной. Его решают только двое…

Тур Хейердал, казалось, нашёл общий язык с женой Лив. В первой экспедиции на остров Аку-Аку (Фату Хива) они вместе сделали неожиданное открытие Кон-Тики и начали исторический поиск путей расселения древних цивилизаций через океан. Но позднее, когда для реализации своей идеи Тур, вместо возвращения домой на сочельник, выбрал плавание на бальсовом плоту через океан, жена поставила точку в их совместной биографии. Вот её прощальное письмо:

“Мой дорогой Тур, ты — победил. Ты сделал то, о чём рассказал той ночью на Фату Хива. Тебе не нужно учиться плавать. Даже упав в воду, ты выплывешь, благодаря своей силе воли. Теперь ты уже знаешь, что я не поехала на Таити, чтобы ждать тебя, потому что то, что должно было стать нашей жизнью, стало только твоей. Ты такой, какой есть. И всю оставшуюся жизнь ты будешь плыть за Солнцем. Ведь дело не в исследовании Тихого океана. То, за чем ты отправился на самом деле, важней любой научной задачи. Ты не мог не бросить всё и не отправиться навстречу неизведанному. И горькая ирония в том, что я люблю тебя за то, что стало причиной нашего расставания.”

Повседневные факты показывают, что большинство людей, идущих по жизни под номером 1, остаются в ней одинокими. Одинокими даже в том случае, если кто-то находится рядом. Исключения существуют, но если и для обычных людей "идеальная пара" — редкость, что говорить о людях одарённых, посвящающих жизнь служению цели и живущих с понятием о идеальной семье в полный разнос?

Как это ни парадоксально, одарённые люди всегда находятся дальше от идеала, чем обычные. У них куча "пороков" — противовес их одарённости. Они всегда нестандартны и потому всегда разрушают стереотипы, загоняющие в рамки жизнь обычных людей. Они не так думают, едят, спят, не так, как все, пробивают дорогу в жизни. Одарённые люди всегда исключительны. Они идут своим путём, не слушая ничьих советов. Самый подходящий эпитет для них во всех концах земли один и тот же. Он с удивительным постоянством кочует из столетия в столетие и одинаково переводится со всех языков: упрямый, stubborn, trotzk;pfig, obstin;, testarudo, testardo… Люди всегда оспаривают мнение такого человека, забывая, что слова "упрямый" и "упорный" — одного корня…

"Упрямый" — было первым словом в характеристиках Месснера и Хергиани, Кукучки и Куртыки, Хейердала и Уэмуры, Амундсена и Нансена… Если бы они не были упрямыми, они бы не были и упорными…

"Упрямый — как козёл" — первое, что сказала о Пономаре Татьяна Капустина, когда мы с ней встретились. Но пояснила: "Это не буквально, а для понимания"… Мы говорили о характере Витальки и я не мог с Татьяной не согласиться. Другую сторону исключительности Пономаря лучшая половина человечества выразила ещё откровенней: "Украсть — так миллион, спать — так с Пономарём" (другой вариант:  любить — так Пономаря)… Так говорили девчонки-альпинистки и об этом я узнал от Александра Яковенко и Наташи Кругликовой. Но и 30 лет спустя эти девчонки подчёркивали: Пономарь никогда не позволял себе ничего лишнего… был глубоко порядочным… (из воспоминаний Мальвины — Людмилы Титовой).

Упрямый (упорный) и глубоко порядочный — разве это не идеал?

Но создание идеальной пары спотыкается, видимо, о какие-то другие углы… Хотя все мы несовершенны, "в своей паре мы можем быть совершенными друг для друга". Эти слова я подслушал у Мэтта Дэймона (Matt Damon) в фильме Good Will Hunting, где он — автор сценария и он же играет главную роль. Ангел мой… Любимая… Солнышко… Единственная… Кто не слышал или не говорил таких слов? И они всегда были искренними… Долго ли?

В последние годы, наряду с ритмами природных процессов, я увлёкся астрологией. Когда я стал хоть что-то понимать в ней, я увидел, что астрология — самая мудрая из наук о жизни и человеке. Именно она глубже всех наук раскрывает смысл человеческой жизни и её связь с Космосом. Так вот, астрология свидетельствует: к человеку всегда (!всегда!) приходит именно его половинка — та, которая нужна для создания пары. Другой вопрос, что инструментов для созидательного подвига у нас всегда дефицит. Терпение, мудрость, великодушие, порядочность… Скажите, у кого этих качеств в избытке? В избытке — амбиции. Но сколько бы этих амбиций не было, вселенский магнит неодолимой космической силой притягивает друг к другу именно тех людей, которые нужны для решения проблем, накопившихся в этой и прошлых жизнях. Поэтому сколько бы мы не артачились и не перебирали новых избранников при неоднократных разводах, к нам всегда придёт человек с теми же достоинствами и недостатками, с которыми ушёл прежний. Он — такое же необходимое дополнение нашего "Я", как Северный полюс — Южного…

Конечно, когда человек растёт духовно, полюса меняются. Если этого не происходит у обоих представителей пары, люди расстаются и ищут новое дополнение к своему магниту. Но в 99% случаев мы идеально подходим друг другу своими неидеальными сторонами. Бог всегда терпеливее и мудрее нас и потому в ответ на наши амбиции настойчиво предлагает пройти уроки, с которых мы в прошлой жизни сбежали… и продолжаем сбегать в нынешней... Галина Яковенко сердцем поняла эту истину без всякой астрологии и потому сразу сказала: "Витьку могла спасти любая из хороших женщин, которых было много вокруг него"…

PS: это дополненные отрывки из второй главы книги "Ухожу..." (2018, Иркутск);
иллюстрация взята из интернета;
см. продолжение: ЖЕНЩИНА, 2 часть