Скромность и справедливость

Акиндин

Анахарсис (614-556 до н.э.)

Анахарсис* происходил из рода скифских царей у Борисфена*, был сыном ГНУРА*,
 внуком ЛИКА* и правнуком САПАРГАПИФА*. Он приходился также дядей по отцу
 скифскому царю Иданфирсу*, победившему Дария*. Скифский царь отправил
 Анахарсиса в Элладу для обучения.

Анахарсис ещё юношей покинул родину и повидал немало стран, многому научился
 и обнаружил великую мудрость.

Скифу Анахарсису были свойственны прямодушие, простота,
скромность и справедливость, присущие его народу.
Анахарсис долго жил в Афинах и дружил с Солоном и Мисоном.

Тот Отчизны своей позор,
кто кичливо отводит взор
от собрата, твердя, что он,
на бесславной земле рождён. (Анахарсис)

Выучив в совершенстве греческий язык, он написал поэму о скифских обычаях (около 800 стихов), сравнив их с эллинскими. От него эллины узнали, что среди известных им народов только скифы обладали одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состояло в том, что никто не мог их настичь, если только сами они не допускали этого, и что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не давали спастись.

У скифов не было ни городов, ни укреплений, а свои жилища они возили с собой
 (их домами служили кибитки). Все они были конными лучниками и промышляли
не земледелием, а скотоводством. Этой особенности скифского хозяйствования
благоприятствовала их земля и содействовали великие реки:

 Скифия представляла собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину.
От Анахарсиса эллины также переняли представление об исключительной справедливости и правосудности скифов, об их неограниченной свободе и независимости.

Эфор называл Анахарсиса мудрым и причислял его к Семи мудрецам за безупречную
моральную чистоту и разум. Он же приписывал Анахарсису изобретение кузнечных мехов, гончарного круга и якоря с двумя лапами.

"Когда один недоброжелательный афинянин стал позорить мудреца его происхождением
 и обзывать Анахарсиса "варваром-скифом", тот с достоинством ответил:
 "Меня, может быть, и позорит моя родина, но ты - позор своей страны".

"Именно Анахарсис спросил Дельфийского оракула, кто мудрее самого Хилона,
когда золотой кубок Крёза, обходя по кругу Семь мудрецов, перешёл к Хилону".

"Мудрый Анахарсис, многое осуждавший у эллинов, с похвалой отозвался о древесном угле, который давал возможность внести в дом огонь, оставляя дым за дверью".
"На вопрос АРДАЛА*, есть ли у скифов флейтистки, Анахарсис ответил: "У нас и виноград не растёт".

"Анахарсис полагал, что тот правитель более всего заслуживает славы, который не один среди всех будет разумен".

Тот блажен, кто смирять привык
руки, чрево и свой язык. (Анахарсис)

"Достойнее всего правление и крепче народовластие, где лучшее воздаётся добродетели, худшее пороку, а всё остальное - поровну". Таковы были слова Анахарсиса на пире мудрецов в доме Кипсела".

"Анахарсис говорил, что Гелиос или единственный свободный бог,
или хотя бы самый свободный из богов. Ибо он всевластен и живёт по собственному закону. Он царствует и держит бразды, а колесница его безмерно прекрасна и величественна".

"Скифы,- уверял Анахарсис,- самые свободные из людей, ибо дом имеют на колёсах
и обитают в повозке, как Гелиос - в колеснице".

"Рассказывали, будто Анахарсис, напившись вина, стал требовать награды и венка,
 а было это то ли на первых Пифийских играх, то ли на очередных Истмийских".

"Анахарсис считал мальву* и асфодель* не только простыми,
 но и наиболее полезными для здоровья из всех овощей".

Анахарсис был человеком здравомыслящим и многознающим.
Он рассказал Евтемиде Клеобулине охотно и подробно, чем у них в Скифии люди питаются


 и какими очищениями спасаются в болезнях.

В Скифии нет вина. Поэтому там, согласно Анахарсису, не встретишь ни флейты,
 ни другого музыкального инструмента, кроме кимвалов, бубнов и трещоток,
которые в ходу у фокусников. Он говорил также о множестве известных скифам
снадобий и кореньев, целительных и вредоносных".

Когда в Афинах захватил власть тиран Писистрат и учинил гонения на всех достойных
 и уважаемых граждан, и особенно на слывших мудрецами, Анахарсис,
 простившись с друзьями, покинул Аттику.

На обратном пути в скифские земли ему пришлось, преодолевая Геллеспонт,
 пристать к городу КИЗИКУ*. Жители этого города как раз справляли праздник ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ БОГОВ*.

Анахарсис дал богине следующий обет: если он возвратится на родину здоровым и невредимым, то принесёт ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев,
 и учредит в её честь всенощное празднество.

По возвращению на родину Анахарсис рассказал царствовавшему брату Савлию,
что все эллины, кроме лакедемонян, стараются больше узнать и стать мудрыми,
однако вести разумную беседу можно только с лакедемонянами. Вообще он превозносил
 спартанские доблести и мудрость своих друзей, Мисона и Хилона.

Безопасней всего корабли,
что сумели достичь земли. (Анахарсис)

Вскоре после своего возвращения в Скифию Анахарсис тайно отправился в священную рощу ГИЛЕЮ* (эта местность лежала на берегу Борисфена против так называемого Ахиллового ристалища и была покрыта густым лесом). Там он и совершил обряд празднества, который ему довелось увидеть в Кизике. При совершении священодействия Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини
 и бил в тимпаны.

Некий скиф подглядел за совершением этих таинств и донёс царю Савлию.

 Царь сам прибыл к месту события и, как только увидел, что Анахарсис справляет
чужеземные обряды, тут же поразил его стрелой из лука, заподозрив в безумии.
Этого Савлию показалось мало, и он предал имя брата проклятию.

Даже сто лет спустя на вопрос об Анахарсисе скифы отвечали, что не знают такого,
и всё потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи и обряды.
Афиняне же, покорённые великой мудростью и справедливостью Анахарсиса,
 воздвигли в его честь статую, на постаменте которой были высечены слова,
которые часто повторял скифский мудрец: "Обуздывай свой язык, чрево и руки",