Почему в России мало дорог

Александр Щербаков 5
Если посмотреть на карту России, где  показаны и железные, и автомобильные дороги, и сравнить их с картами европейских держав, убеждаемся, что в России этих дорог намного меньше.  Но что из этого следует?

Взгляните на снимок, что я выставил на заставке. На нем показана часть Финляндии и нашей Карелии, которая когда-то даже называлась Карело-Финской советской социалистической республикой, была 16 в составе СССР.

Синие линии – это дороги. Черная линия – граница между Финляндией и Россией. Хорошо видно, что на финской стороне реально гораздо больше дорог. В 5 раз точно, а может и больше.

Подобные картинки наши недруги пытаются выставить в качестве доказательства того, что Россия – отсталая страна. – Такая богатая Россия не может понастроить себе столько же дорог, сколько маленькая Финляндия! Стыд и позор!

Постараюсь внести в этот вопрос небольшую ясность.
Во-первых, глупо было бы отрицать, что с дорожным строительством в Европе действительно дела обстоят получше, чем у нас. На то есть множество причин – исторических, географических, экономических, политический и даже – ментальных.

Вместе с тем, глупо было бы отрицать, что темпы строительства новых дорог (и ремонт старых) в России увеличились за последнее десятилетие на порядок. А может и на порядки.

Дорожное строительство в России вселяет большой оптимизм (по крайней мере, междугороднее). Тем более мне, как человеку, который по России много поездил за рулем.
Это было во-первых. А во-вторых, плотность дорог в данном случае связана вовсе не с отсталостью или прогрессивностью страны. Корень проблемы гораздо глубже и решить его гораздо сложнее, чем построить в 5 раз больше дорог.
Давайте еще раз посмотрим указанную выше карту, только немного с другого ракурса:
Именно так. Всё пляшет от плотности населения. На финской стороне живет в 10 раз больше людей, чем в Карелии. Более того, в Карелии эти люди живут, в основном, в крупных городах (в столице Петрозаводске сосредоточено 50% всех жителей республики – 234 тысячи). Тогда как Финляндия освоила свои территории более равномерно.

У нас не дорог столько нет. У нас людей столько нет. Плотность населения в России находится на катастрофически низком уровне.
Даже если расселить все российские города равномерно по деревням и селам, все равно плотность получится 9 человек на кв.км. Тогда как в Финляндии – 19 человек на км2. И у них это число гораздо ближе к реальности (т.к. люди равномерно рассредоточены, тогда как у нас – больше по городам расселены).
Именно чрезвычайно низкую плотность населения лично я считаю самой большой проблемой России. Она в 50 раз важнее, чем коррупция, отток капитала и т.д.
Какую проблему ни возьми, от тех же дорог, газификации и различных сетей, до разросшегося бюрократического аппарата и недостаточной квалификации кадров на местах – везде и всюду мы упремся в разреженность населения, которая создает неэффективность.

Знаете, как я себе это представляю? Вот есть несколько горящих палок в костре. Когда они расположены близко друг к другу, достаточно плотно – огонь горит и разгорается, его сложно потушить.
Но растащи палки на большие расстояния друг от друга, как горение прекратится само собой. Пропадет, так скажем, активность, эффективность, какая-то бурная деятельность.

Вот с населением то же самое. Все так называемые "развитые" страны имеют эту развитость на хорошей почве – высочайшей плотности населения.
Конечно, плотность населения – не единственный достаточный фактор (иначе какой-нибудь Бангладеш жил бы лучше Швейцарии). Однако, без должной плотности населения далеко не уедешь. По пальцам можно пересчитать тех, у кого это получилось (я вот даже с ходу не назову).
Кто-то скажет, что это Канада или Саудовская Аравия, у которых средняя плотность населения низкая, а уровень жизни – высокий. Но нет. В Канаде и Аравии люди живут очень компактно (плотно). А в остальной части страны у них нет ни людей, ни какого-бы то ни было уровня жизни.

Как увеличить плотность населения Россия?
Вот это уже – сложнейшая задача. Как я уже сказал, она в десятки раз сложнее такой банальщины, как строительство новых дорог. Дороги, что называется, и дурак построит. Было бы для кого... – Ну, ты автор даешь! – усмехнутся многие. – По твоему наша проблема в низкой плотности населения? Нас больше волнует медицина, образование, доходы, безопасность, законность, отсутствие коррупции, продолжительность жизни, дороги, садики, рабочие места. А не вот это вот твоя "плотность". Наоборот хорошо, когда людей мало – широко дышится, вольготно!
Да, все перечисленные проблемы я прекрасно знаю (все-таки мое происхождение – из обычной семьи учителей в дальневосточном поселке. Много кем приходилось работать и бывать в самых разных ситуациях. Так что от жизни я точно не оторван).
И тем не менее, все вышеуказанные проблемы являются следствием, с которым сложно бороться, если не знаешь причину. Понять причины наших бед – главная задача.
В ходе наблюдений и размышлений я прихожу к выводу, что низкая плотность населения – одна из причин низкой эффективности нашей экономики. Уже не раз приводил различные примеры на этот счет.
Ну, вот, допустим, возьмем такой условный квадратный километр территории у нас и где-нибудь в Европе, Корее или Японии:

У нас на этом квадрате живет (условно) 2 человека, а в развитых странах – 30 человек (на самом деле, у нас средняя плотность где-то 9 человек/км2, а в развитых странах может быть и 150, и 250 и даже 400 чел/км2).

Так вот. Допустим теперь на этой территории нужно построить дорогу. В нашем примере при низкой плотности населения на 1 км дороги должны работать всего 2 человека. А при высокой – 30 человек.

При этом дорога-то одна и та же. Дорога для 2 человек не будет в 15 раз тоньше и уже, чем дорога для 30 человек.

Да, в городах у нас плотность нормальная и там по идее на каждый километр дороги приходится большое количество людей. Но не стоит забывать, что Россия – это 1% городов, и 99% – пространства между ними, которое тоже нужно заполнить дорогами, которые также строятся на деньги граждан.

Вы когда-нибудь ездили по трассе Хабаровск-Владивосток? Я ездил десятки раз. Более 600 километров пути фактически через тайгу. Но на этой трассе еще встречаются более-менее крупные города, такие, как Уссурийск, да и большая часть автотрассы идет через поселки и небольшие городки вдоль трассы — Хор, Вяземский, Бикин, Дальнереченск, Спасск-Дальний, Сибирцево.  Если еще в середине 90-х годов негде было покушать или заправить автомобиль, то со временем трасса все больше обживалась, появились кемпинги, АЗС вместе с магазинами и кафе на одной площадке.

А вот на трассе от Хабаровска до города Комсомольска-на-Амуре длиной около 400 км есть несколько поселений, через которые проходит автодорога, но большинство их в стороне от неё.  И это небольшие, преимущественно так называемые национальные села, где живут аборигены этих мест — нанайцы, ульчи, негидальнцы, нивхи. И название деревень национальные -  Синда, Даерга, Дата, Найхин. От трассы к этим селам в начале 21 века шли грунтовые дороги, и самая частая поломка на автомобилях — разбитое ветровое стекло от камней из-под колес встречных машин.  Численность населения этих национальных поселений небольшая, 200-300, самое большее 500 человек.

Для наглядности возьмем условное село Бендюкино (помните фильм «Не валяй дурака» с участием Михаила Евдокимова). В это село идет дорога 50 км. 
В этом Бендюкино живет, может быть, 300 человек и туда ведет отдельная дорога. Эта дорога стоит, условно, 50 миллионов. Но 300 жителей Бендюкино никогда в жизни не создадут такую прибыль для государства, чтобы окупить эти 50 миллионов.

Более того, все сёла и городки на протяжении этих 600+ километров от Хабаровска до Владивостока и уж тем более 400 км от Хабаровска до Комсомольска  вряд ли смогут содержать эти дороги (я уже не говорю про их строительство) за счет своих налогов. Там вдоль этих 600 километров от силы живет 50-100 тысяч человек (на максимальную глубину к югу и северу от дороги).

Соответственно, эта дорога ложится на плечи жителей Хабаровска, Комсомольска, Владивостока, а также вообще всех жителей России. То есть на каждого горожанина ложится нагрузка не только в несколько метров дороги внутри его города, но и несколько десятков метров (условно) дороги за пределами города, даже если он по этим дорогам никогда не ездил и ездить не собирается.

Сравним это с какой-нибудь Германией, где на протяжении 600 километров живет... вся Германия.

То есть вдоль этой дороги живут миллионы и десятки миллионов людей (население Германии – 85 млн, то есть всего в 2 раза меньше, чем в России, хотя площадь несравнимо меньше). Площадь Хабаровского края в 2 раза больше площади всей Германии. Естественно, для них построить такую дорогу экономически не так сложно. И это речь только о дорогах. А так – что ни возьми, все упирается в плотность населения.

Вот возьмем то же село Бендюкино (вымышленное, но весьма типичное). Там обязательно должна быть почта, хочешь не хочешь. На почте – хотя бы 1-2 работника и транспорт, который будет приезжать туда хотя бы 2 раза в неделю. Итого мы имеем трату достаточно больших ресурсов ради обслуживания 300 человек.
А вот типичный квадрат 10 на 10 километров в Германии. На этом квадрате проживает 23 тысячи человек. И так по всей Германии.
Естественно, там нет такого (за редким исключением), чтобы 1 почта работала на 100 человек и ехать до нее нужно было 50 километров по безлюдной степи или сквозь тайгу (а у нас такого полно).

И не только почта. В каждом поселке России должна быть школа (по крайней мере в близкой автобусной доступности), больница или хотя бы ФАП, администрация, пенсионный, участковый и т. д.

Прокатитесь по Дагестану. Там сотни отдаленных сел где-то в горах. Население села может быть несколько сотен человек. И там будет школа. А школа это не только здание, но и учителя. В классах бывает по 3 человека, и эти 3 ученикам нужен весь спектр учителей по всем предметам.

Когда общаешься с местными в Дагестане возникает ощущение, что там все работают учителями. Ну, каждый второй точно. Все потому что из 50 жителей села – 8 учителей и 6 учеников. Конечно, утрировано, но примерно верно (в Горном Алтае, кстати, похожая ситуация).

Газификация? Аналогично. Тянуть магистральную трубу на тысячи километров вглубь Сибири – это миллиарды долларов. При том что абонентов там – кот наплакал. Ну, нет в Сибири столько людей, чтобы быстро и легко окупить магистральный газопровод.

Выход? Выход в том, что все это ложится на плечи всех россиян. И даже если вы живете в шумном мегаполисе, на ваши плечи ложится и обслуживание тех частей вашего региона (и вообще всей России), где населения мало, но тоже нужны дороги, школы, больницы, администрации, полиция и т.д.
Отсюда – неэффективность экономики. Отсюда же – проблемы для малого бизнеса и бизнеса вообще. 
Вот и получается, что на огромных территориях нашей страны бизнес просто невозможен. По объективным причинам.

Из-за того, что люди живут далеко друг от друга, эффективность их труда низкая. Если миллион человек разбросать на 5 миллионов км2 – они не смогут принести для государства столько же пользы, сколько 100 тысяч человек, но живущих близко-близко друг к другу.
Опять напомню пример с дровами. Когда они лежат близко друг к другу – костер разгорается и выделяет много энергии. Растащи полешки на большое расстояние друг от друга и костер потухнет, энергии не будет. Хоть 10 тонн самых сухих дров используй – они не разгорятся, пока их не сложишь в достаточно плотную конструкцию.
Глядя на то, что происходит в стране, я практически уверен, что именно такой план придумал Кремль.

Итак, надеюсь я вам еще не надоел с этой "плотностью населения", которая многим кажется простой строчкой из учебника географии, а на деле является базовым параметром для успешной экономики.
Тот, кто читал этот мойи заметки о плотности, мог задаться вопросом. – Как же так? В США, Канаде или Норвегии тоже есть территории, на которых очень низкая плотность населения. Но на этих территориях люди живут достаточно достойно! Что нам-то мешает?

Все верно. И в Канаде, и в Китае, и в Швеции, и в Норвегии, и в Саудовской Аравии, и еще в куче стран есть отдельные территории, где людей мало, но уровень жизни там довольно высок. Почему так?

Давайте вернемся к нашему примеру с костром. Если дровишки лежат плотно – они горят. Если они поодаль – тухнут.
Только давайте усовершенствуем этот наш пример и вместо костра представим некий дровяной котел. То есть устройство, в котором дрова греют воду и эта вода уходит в разные стороны по трубам, чтобы обогревать жилище.
Да, пример очень примитивный и к плотности населения имеющий слабое отношение, но на этом канале я все стараюсь объяснять именно так, чтобы понимали даже дети
Так вот. Если у нас в костре дровишки лежат плотно и дают хороший жар, то создается такой мощный источник энергии, который может обогреть пространство даже вдали от костра.
Если же дрова в костре растянуть подальше друг от друга, он погаснет и не сможет поддерживать ни самого себя, ни отапливать отдаленные комнаты.
Причем и в первом, и во второй случае количество дров не изменяется, меняется лишь их "конфигурация", так скажем. То есть расположение относительно друг друга.

Вот в случае с США, Канадой, Китаем или любой другой страной ситуация схожа. У них есть, скажем так, "центры силы" представляющие их себя очень густонаселенные регионы. В этих регионах за счет огромной эффективности труда (вызванной плотностью населения) вырабатывается так много ресурсов, что эти страны могут позволить себе содержать и малолюдные регионы.

Все упирается лишь в пропорции. Допустим, если 80% жителей страны живут в большой плотности, то им не составит труда "содержать" оставшиеся 20%, живущих разряжено.

А если плотно живут лишь 30%, то им уже сложно будет "содержать" остальные 70%, которые живут рассредоточено. Конечно, цифры придуманы из головы, речь лишь о самом понимании процесса. И прошу никого не обижаться на слово "содержать". Я знаю, что Ненецкий автономный округ платит столько налогов, что многим регионам и не снилось, хотя людей там почти нет. Здесь я просто хочу объяснить общую тенденцию.

Так вот, базовый сценарий для крупных развитых стран (назовем этот сценарий "канадским") заключается в том, чтобы собрать достаточно большое число людей в плотные агломерации ("костры"), получить за счет этого мощный экономический эффект и на основе этого эффекта обеспечивать достойным уровнем жизни все территории страны, даже самую отдаленную деревню.
Теперь вспоминаем массу статей, которые можно прочитать  за последние месяцы. "Россия задумала построить новый город там... Новый город сям..."
Если присмотреться, то все эти новые города, как и туристические кластеры, задумываются примерно в одном и том же регионе – на юге России, а также на Дальнем Востоке.

Тюмень, где я прожил много лет, не относится к южным городам, но сейчас это самым быстро растущий город  в России. Еще недавно численность населения в нем была 500 тысяч, а теперь перевалила за 800 тысяч и каждый год прибавляется полсотни тысяч новых жителей.  Почему такое происходит? Богатый углеводородами регион, где в северных округах при весьма ограниченном количестве населения добывается почти 80% нефти и газа в стране, а на юге области налажено производство производных из углеводородов, переработка нефти, позволяет по новому подойти и к производству сельхозпродукции. Огромные теплицы позволяют выращивать овощи не только для обеспечения ими и юга Тюменской области, и северных регионов, но и поставлять в соседние регионы.  Ведется не только огромное жилищное строительство, куда переезжают новые «северные» пенсионеры из округов, а также дорожное строительство, и плотность дорог, несмотря на огромные пространства, увеличивается из года в год. При этом новых ТЭЦ в городе не стоят , на крышах каждого многоквартирного дома своя газовая котельная для получения горячей воды и отопления. Так что нет потери тепла в магистральных трубах от ТЭЦ к жилым массивам. Это уменьшает коммунальные расходы для жителей города.

И жилищное строительство ведется не только в самом городе, но и в пригородах, связанных с краевой столицей отличными дорогами. Например, поселок Молодежный в 27 км от Тюмени, в котором около 10 тысяч жителей, живущих в комфортабельных домах со всеми коммунальными услугами, есть приусадебные участки разной площади на вкус владельца, средняя школа, детский садик, магазин «Магнит» и другие услуги. Связан в Тюменью отличной автострадой с разделительным барьером на всем протяжении 27 км и движением в 2-3 полосы в каждую сторону.  Несколько рейсов автобуса из Молодежного до Тюмени.  Жители платят по счетчикам за газ, электричество, холодную воду, и вывоз мусора зависит от площади.  И всё! Горячая вода для бытовых нужд и отопления в каждой квартире от газового котла.

Многие мои земляки из Хабаровске  сейчас живут на  самом юге и видят массовую миграцию людей из Сибири и с севера России. Новые микрорайоны тут растут как на дрожжах. Каждый месяц в некоторых  поселках можно увидеть закладку новых улиц. Порой это похоже на какое-то сумасшествие, люди едут, едут и едут.

Но они ведь не ехали так еще 10 лет назад? Значит, государство как-то это простимулировало. И я даже знаю как. Например, за счет сельской ипотеки, которая в станице, где живут мои знакомые,  до всех событий составляла 2,8%.

У этой знакомой ближайшие соседи – все простые люди. Учитель ОБЖ, пожарный, сантехник, проводница поезда, пенсионеров много. И все они каким-то образом нашли возможность переехать к Черному морю из Сибири и Урала. Это не миллионеры, самые простые трудяги.

Добавим сюда и решение на уровне губернатора о том, что разрешается нарезать участки, кажется, по 3 сотки (раньше такие маленькие нельзя было). Меньше участок – ниже цена покупки дома, больше доступность. Ну, и намного выше плотность, к которой и стремятся.

В станице, которая еще недавно была относительно небольшой, уже живет, поговаривают, 40 тысяч человек. Такое вот село.

Открываются магазины, салоны красоты, пиццерии, частные клиники, тренажерки, СТО, даже кальянные залы. 10 лет назад тут даже заправки не было. А сейчас для комфортного проживания – все что хочешь.

Все это появляется потому, что много появляется много людей, а значит – много клиентов. А значит – условия для бизнеса, который платит налоги и спираль раскручивается все сильнее.
Костерок разгорается..
Все те новые города, которые планируется тут строить – они идут в ту же копилку. Власти хотят повысить плотность населения юга России в разы. На порядок, или на порядки. Чтобы тут было столько же людей, сколько в Греции, Италии или Испании (с точки зрения плотности).

Юг России станет одним из тех "котлов", которые греют воду для всей России. Сейчас таких "котлов" с большой плотностью населения немного. Москва, Питер, да пара других миллионников (Омск, например, хоть и миллионник, но к "котлам" я его отнести не могу. Это миллионник, который стоит посреди огромной полупустой степи. Совсем не то, что плотно населенный Краснодарский край).

Из той же истории – стремление развить Дальний Восток (через ту же дальневосточную ипотеку и бесплатные гектары).

Новые города в Сибири, которые предложил Шойгу – тоже туда же.
Замысел Шойгу (если это вообще он придумал), в том чтобы стянуть разряженное население Сибири в более плотные центры (не все же сибиряки на юг хотят переехать). Эти центры станут новыми источниками энергии для экономики в целом. Батарейками или не знаю, как это еще назвать.
В этом всем я вижу решение проблемы плотности населения. "Канадский сценарий".

Да, есть и другие направления. Борьба за рождаемость, например. Но при всём уважении, нам столько не родить.  Для нашей гигантской территории нужен миллиард (а лучше два) жителей, чтобы по плотности населения приблизиться к Европе.
До этого миллиарда в обозримом будущем не дойти ни за счет повышения рождаемости, ни за счет мигрантов, ни за счет повышения продолжительности жизни и уменьшения младенческой смертности (которую и так вывели на одни из самых низких уровней в мире).

Только глобальное переселение народов в сверхплотные регионы – вот выход. Не могу сказать, что я прям очень этому рад. Тоже люблю простор и вольготность. Но что делать, если иного пути просто нет.