Дмитрий Иванович Писарев и писаревщина

Александр Бельский Город Орёл
Писарев единственный русский критик, чья фамилия дала название целому направлению общественно-литературной мысли. «Писаревщина». Это утилитарный подход к искусству.

Писарев-критик страшил и притягивал. После его смерти прошло несколько лет. Однако сводится ли его деятельность к «писаревщине»? сила воздействия его статей феноменальна. Он заражал читателя своей убежденностью. Ясные формулировки, четкость мысли, умелый способ ее выражения помогали найти критику доступ к умам и душам своих читателей. Чувство освобождения от власти всех и всяческих авторитетов, ощущение свободы мысли охватывали тех, кто откликался на призыв критика к самостоятельному мышлению.

Итак, парадокс. С одной стороны, увлекающее молодежь чтение, с другой – требуется время, чтобы оценить его работы. «Писаревщина» не порождена Писаревым, но именно он придал ей ту законченность формы, то содержание, которое и до сегодняшнего дня делает ее легко узнаваемой даже тогда, когда современные газеты и журналы дают ей иное название. Уже одно это обеспечивает Писареву заметное место в истории русского самосознания. Что же Писарев хотел сохранить, а что разрушить? Можно обратиться к его статьям и вглядеться в биографию.

Писарев прожил 28 лет. Дворянин по происхождению, воспитанию, формировавшей среде. Он родился 2 (14) октября 1840 года в имении Знаменское Елецкого уезда Орловской губернии. Имение было вскоре продано, и в биографии появляется Грунец Новосильского уезда Тульской губернии, ныне Орловской области.

Варвара Дмитриевна Писарева, страстно любящая мать, обладала сильной волей и верой в силу воспитания. Ей хотелось вырастить порядочного, образованного, умеющего преуспеть в карьере человека. Обучение мальчика началось с того момента, как он начал говорить. В 4 года он изумлял познанием, высоким уровнем знаний. Живое воображение влекло его  к сочинительству. Безупречная правдивость обеспечила прозвище «хрустальная коробочка». Писарев вспоминал, что его учиться, когда ему хотелось спать. Психические взрывы мальчика должны были насторожить его мать вовремя. Но это посчиталось плаксивостью мальчика и чувствительностью.

Детские сочинения Мити сохранились, дневники тоже. Это был почтительный и послушный мальчик, способный и старательный, умеющий быть в одиночестве и ладить со сверстниками. Таким привели его в петербургскую гимназию. Гимназия его не изменила. Он увлекался рисованием, пишет стихи, читает романы А. Дюма и ведет нежную переписку с матерью. Заканчивает гимназию с запасом знаний. Владеет несколькими языками. Имеет основательные сведения по географии, истории, литературе. Серебряная медаль «Преуспевающему» была им вполне заслуженна.

Он окончил гимназию, когда ему не было 16. И в 1856 году поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета.

В статье «Наша университетская наука» (1863) Писарев дает очень жесткую оценку времени своего пребывания в университете. Фактически он рассматривает его как бесплодное. Были субъективные причины. Объективно же в эти годы он нашел себя как критика, потерял себя как филолога, пережил ряд событий личной жизни, едва не сломавших его.

Профессор М. И Сухомлинов советует ему писать работу о немецком языковеде Вильгельме Гумбольдте и способствует ее публикации в научном сборнике, издаваемом студентами Петербургского университета.

Писарев примыкает к студенческому кружку. Их призвание – наука. Из писаревского окружения вышли академик Л.Н. Майков, историк литературы А. М. Скабичевский, издатель П.Н. Полевой. Интересной личностью был приятель Писарева Николай Трескин. Писарев ищет свое призвание. Встают перед юношей и вопросы веры.

В бурлящей жизни университета Писарев принимает участие, но не самое заметное. Тогда Россия упивалась свободой слова.  Появилось много новых печатных изданий, много рукописных. «Гласность», «Вестник свободных мнений», «Русский мир». Выпускались рукописные студенческие газеты. Писарев внимательно следил за ними. Но не они раскрыли в нем критика и публициста, а печатный орган – журнал «Рассвет». Издавал журнал энтузиаст – артиллерийский офицер В.А. Кремпин. Библиографический отдел был под руководством Писарева. Его задачей было рекомендовать в свет книги и статьи своим читателям и их родителям. Журнал был для девушек и юношей. Писарев рекомендует ряд произведений духовной литературы: «Минуты уединенных размышлений христианина», «О подражании Христу». Журнал воспитательный. Рецензировались и пересказывались популярные сочинения по естественным наукам «Химические сведения о различных предметах из вседневной жизни». Путешествия Ливингстона по Африке, Гончарова вокруг света на фрегате «Паллада». Биографии знаменитых людей: Леонардо да Винчи, Баха. Исторические сочинения. В воспитательных целях используются мемуары. Автобиография Натальи Борисовны Долгорукой «Своеручные записки». Писарев пытался увлечь своего читателя. Писарев-рецензент не пропускает и  записки А.Т. Болотова.

В журнале Кремпина начинает Писарев как собственно литературный критик. Он дает рецензии тем произведениям, что и ведущие критики эпохи, поэтому есть особый интерес в том, чтобы сравнить их позиции и его.

Дает отзыв о стихотворениях поэтессы Юлии Жадовской сомневается в совершенстве художественной формы стихов. Писарев рассматривает роман Гончарова «Обломов» с точки зрения в нем «обширной общечеловеческой». «Дворянское гнездо» Н.С. Тургенева – национальный, конкретно-исторический колорит занимает его в статье.

Анализирует рассказ Л.Н. Толстого «Три смерти» - признает писателя «глубоким психологом». Рецензия оказалась единственной в практике Писарева, он использовал метод «эстетической критики», обратил внимание на художественные красоты писателя.

Пока Писарев непоследователен, он ищет свой критический метод, свою сферу деятельности, ищет себя. Он сознает ограниченную возможность журнала «Рассвет». Сделано много переводов, но не всегда есть издатели. Статья «Мысли по поводу Марко Вовчка» не была опубликована. Безнадежна и любовь к кузине Раисе Кореневой.

Душевный кризис, неадекватное восприятие окружающего приводят к помещению юноши  частную психиатрическую больницу. Через несколько месяцев он сбежит и расскажет о своем пребывании там, в очерке «Тайны желтого дома. Записки бежавшего пациента» (1861). Это опыт Писарева в беллетристической роли – вспомните «Записки сумасшедшего» Гоголя, «Красный цветок» Гаршина.

По выздоровлении перед нами другой Писарев. Любимым писателем становится Гейне.

В 1860 году знакомится с Григорием Евлампиевичем Благосветовым, редактором журнала «Русское слово». Журнал был демократического направления и стоял в оппозиции к официальным органам печати.

Имя Писарева и название журнала будут связаны неразрывно.

В многочисленных статьях и рецензиях, опубликованных Писаревым в «Русском слове» с 1860-1866, он ставит вопросы литературы, философии, педагогики, истории, естествознания. Круг его интересов широк.

Писарев критик-публицист, ясно дающий понять читателю свое отношение и к произведению, и к тому, что в нем происходит.

Все выступления Писарева, все его выводы и «приговоры» базируются на твердых демократических убеждениях, а в критике он видит один из способов служения обществу.

На прогресс, в научности, на образование, на дельных людей возлагает Писарев свои надежды. К научности должна стремиться критика, тогда будет польза.

Настоящее литературы и общества – главный предмет изучения и размышлений Писарева-критика. Его концепция собственно истории русской литературы мало разработана, определен лишь критерий отбора литературных произведений прошлого, полезных для его современников.

Особое место Писарев в русском литературном процессе отводил Тургеневу. Тургенев оказался тем писателем, который позволил Писареву высказать ряд верных соображений в соотношении – «литература – жизнь». Это был импульс и к самораскрытию. В статьях о Тургеневе формируется его представление о герое времени, о содержании полезной деятельности, о роли любви в жизни человека.

Центральными стали статьи о творчестве Тургенева «Базаров» (1862), «реалисты» (1864). Специальную статью «женские типы в романе и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» (1861) посвящает Писарев женским образам в русской литературе. Писарев выступил защитником Тургенева.

Писарев подробно анализирует увлечение Базарова Одинцовой, приводя к выводу, что любовь обречена. В самой художественной реальности произведения находит доводы в пользу своих убеждений. Критик показывает, что в истинно художественном творении нет эпизодов случайных и деталей ненужных: все они связаны и составляют особый художественный мир. Писареву удается проявить тот такт перехода от художественного мира к реальному, который не всегда ему удается.

«Реалисты» - программное произведение Писарева. Основное место занимает изложение взглядов критика на искусство и науку, его представление о содержании понятия «реалист». Реалист – это тот тип человека, на которого общество должно и может возлагать наибольшие надежды там, где речь идет о переменах к лучшему в плане социальном.

В этой же статье заложен фундамент «писаревщины». Писарева страшит все, что не подвластно разуму, рационалистическому объяснению и анализу. Ценность чего нельзя доказать, то просто кажется ценностью – по привычке, по заблуждению. Писарев воспевает умственный труд.

Писаревский призыв к научной деятельности оказался плодотворным: появилось немало ученых: Тимирязев, Бах. Они были увлечены идеями Писарева.

Биография Писарева стала показательной для молодежи, он был осужден за напечатанный нелегально памфлет. И посажен в Петропавловскую крепость. Предметом осмеяния стала брошюра агентства царского правительства в Бельгии барона Ф.И. Фиркса (псевдоним Шедо-Ферроти). Нападки Фиркса на Герцена, клевета на него вызвали гнев в передовых кругах русского общества. Одним из проявлений возмущения и была статья Писарева. По своему содержанию она шире, чем защита честного имени издателя «Колокола». Писарев говорит о политических арестах в России, об избиениях арестантов, о расправе с демонстрантами в Варшаве, о приостановлении издания журнала «Русское слово», «Современника», выражает надежду на близкую гибель династии Романовых и всей «петербургской бюрократии».

В 1862 году издатель статьи П. Баллод был арестован и назвал автора статьи. В крепости Писарев провел 4 года. Благодаря хлопотам матери он получил разрешение продолжать творческую деятельность. В крепости им написано около 30 статей, часть из них – о литературе.

В статье «Мотивы русской драмы» (1864) Писарев продолжает свой спор с Добролюбовым и его оценкой драмы Островского «Гроза». Вернее ее героини – Катерины. Добролюбов увидел в ней «луч света в темном царстве», а Писарев считал, что он поддался «порыву эстетического чувства».

Анализ романа «Что делать?» Писарев дает в статье «Мыслящий пролетариат» (1865). Подробно анализирует идеи романа и типы «новых» людей.

В 1865 году публикует статьи «Евгений Онегин» и «Лирика Пушкина», объединяемые общим заглавием «Пушкин и Белинский». И оказалось, что есть ценности вечные. Обширный замысел дать «ряд статей» о Пушкине не был осуществим Писаревым.

Этот цикл «Пушкин и Белинский» принес автору скандальную славу и нападки со всех сторон: и от врагов, и от друзей.

«Пушкин и Белинский» - крупнейшая неудача Писарева-критика. Оценка Пушкина у Писарева лишена историзма.

Настоящий литературный боец, человек, рожденный для полемики и спора, Писарев не всегда верно определял направление удара. Критик сознавал, что часть положений его статей преходяща, обусловлена интересами сиюминутной борьбы, и бестрепетно признавался в том. Писарев сохранил строгую позицию объективного критика-публициста. Таким он выступил в статьях о произведениях Ф.М. Достоевского.

В «Погибших и погибающих» (1866) сравнивает русскую школу с русским острогом, основываясь на тех материалах, которые дают, с одной стороны, «Записки из Мертвого дома» Достоевского, а с другой – «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского.  Там и там изображается жестокое принуждение, гнет моральный и физический , почти неизбежная деградация личности.

Статья «Борьба за жизнь» (1867, 1868) посвящена роману Достоевского «Преступление и наказание». Писатель и критик не были единомышленниками, и Писарев подчеркивает, что станет анализировать произведение Достоевского, учитывая не «личные убеждения автора», а лишь ту картину реальной жизни русского общества, изображение которой он дал.

Главная мысль статьи: преступление Раскольникова порождено его ужасающей нищетой. Тревога Достоевского о молодежи, его предупреждения не слышны Писареву. По Писареву, раскольников – человек образованный, и потому он, в отличие от большинства совершающих преступление, способен его осмыслить, хотя причины те же: добыть средства, чтобы выжить. Отсюда название статьи «Борьба за жизнь».

В 1866 году кончился срок тюремного заключения Писарева. В том же году прекратил существование журнал «Русское слово». Писарев сотрудничает в «деле», «Отечественных записках». Тематика широка: «Французский крестьянин в 1789 году», «Очерки из истории европейских народов», «Старое барство». Не уменьшается и популярность Писарева. Осуществляемое Ф.Ф. Павленковым издание сочинений Писарева провоцирует судебный процесс. Павленков выигрывает его, но сам Писарев принимает малое участие в этом. Тюрьма не прошла даром, что-то надломилось. Не приносят успокоения и отношения с любимой женщиной Марией Александровной Маркович (писательница Марко Вовчок). В июле 1868 года, 28 лет, Дмитрий Иванович, купаясь, утонул в Рижском заливе.

Газеты и журналы поместили некрологи. Некрасов обратился к Маркович со стихотворением «не рыдай так безумно над ним». Начинается публикация воспоминаний о Писареве. Он входит в историю. И всегда рядом стоит его «писаревщина». Они неразлучны, но – отличимы. Каждый раз, когда однозначно говорят о «пользе» искусства или  его «вреде» - перед нами «писаревщина». Писарев противоречив, страстен, умен, «писаревщина» холодна, одномерна, примитивна. Писарев – «язвительный критик, порой склонный к преувеличениям, всегда исполненного остроумия, благородства и энергии» (А.И. Герцен).

(Материал из Интернет-сайта)