Я б в родители пошел, пусть меня научат

Кайрбек Нагуманов
     В спорах быть или не быть 12-тилетнему образованию, мы совсем не задумываемся о том,  кого нам надо готовить. Когда-то стране не хватало специалистов - инженеров, врачей, учителей. С тех пор система не только высшего, но и среднего образования  нацелена на решение  этой задачи и  дает установку молодым   на деловую карьеру. Уже с первых классов в специализированных школах готовят лингвистов, экономистов, музыкантов, биологов, математиков и т.д. А на спортивные достижения юных дарований настраивают чуть ли не с детского сада. Но времена меняются, и уже другие проблемы выходят на передний план, волнуют и людей, и государство. Это подтверждает и опрос, проведенный среди родителей. На вопрос: «Что у Вас вызовет больше переживаний: когда  у Вашего ребенка не сложится деловая карьера или личная, семейная жизнь?» подавляющее большинство (72%)  ответило – «семейная жизнь». Лишь для 18% родителей больней отозвалась бы не сложившаяся карьера. Были и те (10%), кто давал ответ с учетом пола ребенка: признали драматичной  не сложившуюся карьеру сына или  семейную жизнь дочери.

     «Семья – основа общества» - не пустые слова. Какую бы нашу социальную болячку ни взять – алкоголизм, преступность, наркомания, брошенные дети, старики и т.д., - поиск причин, в конце концов, обязательно приводит  к  домашнему очагу. Поэтому предпосылкой и самым результативным способом решения этих проблем  будет всесторонняя подготовка подрастающего поколения с младых ногтей к здоровому, семейному образу жизни. Нынешняя же школа занята подготовкой ребят к поступлению в вуз, к престижной работе. И рапортует о своих успехах числом выпускников, поступившим в вуз. А надо бы – еще и числом тех, кто радует и себя, и родителей, и общество созданием крепкой семьи. К тому же  пробелы в среднем образовании не восполняются высшим. Понадобились менеджеры, юристы, экономисты и другие рыночные профессии - пожалуйста, нет проблем! Их готовят сейчас все, кому не лень. Но вот нигде не видно объявлений о приеме студентов на родительский факультет.

      Между тем еще древние мудрецы считали самой главной и трудной профессию родителя. К этому надо добавить, что она является и самой нужной и распространенной. Поражает лишь тот факт, что именно этой профессии не учат, не готовят. Любая, мало-мальски сложная, ответственная профессия требует специальной подготовки, аттестации, допуска к работе. Ничего подобного для брака и семьи не предусмотрено. Единственным препятствием на пути к маршу Мендельсона поставлен брачный возраст.

      Справедливости ради надо сказать, что еще в советское время предпринимались попытки дать хоть бы элементарные знания по семье и браку. Но курс "Этика и психология семейной жизни" для старшеклассников объемом в 34 часа не отвечал серьезности обсуждаемой проблемы ни по содержанию, ни по количеству отведенных часов, ни по подбору кадров учителей. Эти часы отдавали и до сих пор отдают учителям совсем других предметов, чтобы они могли добрать часы до нормативной нагрузки. Правда, в последнее время в школе появились психологи, но вопросы психологии семейной жизни составляют всего лишь часть всего круга проблем. Нужны специалисты именно по семье и браку. Странно, что если не государственное, то более оперативное частное образование все еще не откликнулось  на существующий спрос.

      Мы  еще в 1994 году  ставили вопрос о подготовке кадров по семье и браку в высшей школе, но он, к сожалению, остался без внимания. Однако это объективное требование жизни, и оно неумолимо пробивает асфальт бюрократии. Не у нас, так у других. В США во многих школах и университетах введены обязательные предметы по семейному образованию. Так, в Университете Пердью, штат Индиана, факультет семейной жизни был организован еще в 1926 году. Здесь преподаются такие дисциплины как «Личные и семейные финансы», «Семейная политика», «Семейная психология», «Управление семейными ресурсами», «Практические занятия: работа с семьями» и т.д. Большое внимание  подготовке  специалистов по семейному образованию и воспитанию уделяется в университете Бригама Янга (штат Юта). Молодежь чувствует  востребованность профессиональных знаний в этой сфере  не только в обществе, но и в своей личной жизни. Поэтому здесь на такой же факультет большой конкурс. При праве на свободное посещение занятий число желающих  превышает вместимость аудиторий. Так, в весеннем семестре  2002 года  на трехразовые в течение недели занятия по дисциплине «Укрепление семьи и брака»  к 9-ти преподавателям записались 787  человек при наличии 773 мест.
     У нас уже давно существует практика работы школ с углубленным изучением отдельных предметов с начальных классов. Так не пора ли, учитывая остроту проблемы, принять такой же способ подготовки молодых к семейной жизни. Причем это должны быть не отдельные специализированные школы, а во всех должен быть и обязательный, как математика, физика, биология,  предмет «Основы семейной жизни». По той простой причине, что каждый человек по профессии должен быть, прежде всего, семьянином, а все остальные профессии  должны подкреплять ее  и служить ей.