Кожедуб с нашими лётчиками предотвратил 3 Мировую

Виктор Шушарин 2
ВОЕНВЕД

Чем закончился визит чекистов МГБ СССР к летчику Кожедубу
2 дня назад
93K прочитали
Поздним ноябрьским вечером 1950 года в дверь комнаты кисловодского санатория, где отдыхала семья трижды Герой Советского Союза Ивана Кожедуба, настойчиво постучали.

Когда подполковник ВВС открыл дверь, он увидел двух офицеров в форме МГБ, которые попросили срочно пройти с ним. Жена испугалась, до войны в РККА шел широкий вал репрессий, забирали офицеров и после войны. Сами чекисты ничего не объясняли.

Кожедуба посадили на пассажирское сиденье в черном автомобиле, который привез его не в отделение, не в изолятор УМГБ, а в ставропольский крайком партии.

Несмотря на позднее время, в окнах обкома был свет. На месте оказались и секретари краевого комитета партии. Кожедубу протянули трубку телефона правительственной связи. На проводе была Москва. Звонил Василий Сталин, командующий ВВС Военного Московского округа, приказал срочно прибыть в Москву для дальнейших указаний.

Уже в Москве И.Н.Кожедуб получил секретное задание: возглавить группу советских летчиков и отбыть в служебную командировку в Корейскую народную демократическую республику для защиты корейского неба от американских самолетов агрессоров.

У советского командования, помимо помощи корейским товарищам, имелись и свои прагматические интересы: испытать в боевой практике новейшие советские истребители МиГ-15.

Самолеты перевозились в Корею в обстановке строгой секретности, с закрашенными бортовыми номерами и опознавательными знаками. Самим советским летчикам выдали китайское обмундирование.

Впервые в бою с американцами майор Кожедуб столкнулся 17 апреля 1945 года. Как писал Н.Г. Бодрихин, в советскую зону над Берлином вошли 20 американских бомбардировщиков, в сопровождении самолетов прикрытия P-51 «Мустанг» ВВС США. Советские летчики открыли предупредительный огонь трассерами, на что американцы ответили пулеметным огнем по советским истребителям. Иван Кожедуб атаковал и подбил крайнюю правую машину, а затем и ведущего, тот взорвался в воздухе.

Как рассказывал Кожедуб Бодрихину:

"Когда проявили плёнки ФКП (фотокинопулемёта), главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень чётко. Плёнки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир дивизии Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: «Эти победы — в счёт будущей войны». А Павел Фёдорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти плёнки со словами: «Забери их себе, Иван, и никому не показывай»..."
Тогда казалось, что это досадный инцидент, какая-то странная, нелепая случайность. Но пройдет всего пять лет и советские истребители снова сцепятся с американцами, не на жизнь а на смерть, уже в небе Кореи.

В июне 1950 года ударные авиационные соединения ВВС США обрушились на Северную Корею. В считанные недели военное превосходство Северной Кореи над Южной было уничтожено, а наземные войска, по сути, разгромлены с воздуха. 1 октября 1950 года правительство КНДР обратилось за помощью к КНР и Советскому Союзу. Китай направил в Северную Корею наземную военную группировку, а Сталин 20 октября 1950 года приказал прикрыть небо Северной Кореи от налетов американской авиации.

12 апреля 1951 года летчики Ивана Кожедуба приняли первый воздушный бой в небе Кореи. 40 американских бомбардировщиков, под прикрытием около 100 истребителей шли бомбить стратегический мост через реку Ялуцзян. На встречу в небо взмыли советские истребители МиГ-15, все 50 крылатых машин.

Об итогах этого боя вспоминал Сергей Крамаренко:

"Всего упало на землю 12 американских бомбардировщиков и 5 истребителей. 120 лётчиков были взяты в плен китайцами и корейцами".

Это был успех. Но воздушные бои продолжались и советские летчики тоже несли потери. Самому Кожедубу приказом командования было запрещено подниматься в воздух. Но Иван Никитович не мог утерпеть и частенько нарушал этот приказ.

10 месяцев Кожедуб командовал 324-й истребительной авиадивизией в Северной Корее. По рассказам однополчан Кожедуб сбил лично 17 самолетов противника. Зимой 1951 года Кожедуба даже пытались отравить, настолько велика была его ценность, как командира советской авиагруппы.

С. М.  Крамаренко вспоминал:

"Готовили китайские повара. Враги покушались на жизнь И. Н.  Кожедуба,  и им чуть не удалось это сделать. Повар подсыпал яд в еду. На счастье, отрава сильно не подействовала.  Но Иван Никитович долгое время лечился,  и здоровье его было значительно подорвано".
Реактивные "МиГ-15 отлично показали себя в боевой обстановке. Ни один американский самолет не мог сравниться с ними по коэффициенту эффективности боевой работы.

Поражение терпели и "сейбры", и "Б-29" и "Б-50" и прочие модели и типы самолетов ВВС США и Австралии. Потери большого количества стратегических американских бомбардировщиков резко снизили ядерный потенциал Штатов (бомбардировщики являлись штатными носителями ядерных бомб).

Всего с марта 1951 года по февраль 1952 года было сбито 216 самолетов противника. Потери советской авиадивизии составили 27 "МиГ-15" и 9 летчиков. По итогам корейской командировки И.Н.Кожедуб был награжден орденом Красного Знамени.

Внучка Кожедуба, Анна рассказывает:

"В Корее дед командовал истребительной авиадивизией. Там наши летчики намолотили столько американских и австралийских самолетов, что Штаты были вынуждены отказаться от своего плана «Дропшот», предусматривавшего атомную бомбардировку 300 главных промышленных городов Советского Союза. Многие историки говорят, что так Кожедуб и другие наши летчики предотвратили третью мировую войну".
Не пропустите новые