Рубин

Вера Алексеевна Соколова
/Подлинные истории/
~
      Эта маленькая история, возможно, не заслуживающая внимания, которую даже историей назвать трудно, произошла со мной во время моей молодости, ориентировочно в период с 1983 по 1984 год, точнее сказать не могу. Было мне тогда чуть за двадцать. А вспоминаю я её потому, что она кажется мне смешной.
      Это было в городе Холмске на острове Сахалин, когда мне довелось работать в Радиоцентре Сахалинского морского пароходства и временно исполнять обязанности начальника смены. Одновременно со мной в радиобюро находилось несколько радистов (я была из их числа), несколько телеграфистов, радиотелефонист, девушка на приёме и выдаче радиотелеграмм, и пара-тройка радиотехников, всего человек шестнадцать. Надо сказать, что радист 1 класса обязан знать работу телеграфиста (в том числе уметь читать перфоленту), а также требовалось знание работы радиотелефониста. Имелась ещё одна особенность, такая, как допуск.  Специалистов радиобюро проверял первый отдел. К примеру, у нас были телеграфистки, проработавшие на одном месте 25 лет, которые не имели права передавать телеграммы на телеграфных аппаратах, с которых был прямой выход в любой город мира. У меня такой допуск был.
      В Сахалинском морском пароходстве тогда было примерно около ста морских судов. В определённое время, несколько раз за сутки, каждое судно, за исключением стоящих в порту, должно было передавать береговой радиостанции в радиотелеграфном режиме так называемую служебную записку со своим местонахождением. Если служебной записки не поступало, в эфире объявлялся радиопоиск.
      И однажды до срока такая служебная записка не поступила от спасательного судна "Рубин". Часто это судно курсировало в Татарском проливе между портами Холмск, Ванино и Советская гавань. На тот момент, после выхода из порта Холмск, через некоторое время ожидался его заход в порт Ванино. Однако от судна радиограммы о заходе в Ванино в радиобюро не поступало, даже в радиотелефонном режиме начальник радиостанции спасательного судна "Рубин" на связь не выходил.
      Повода для волнений пока не было, но время поджимало. Пройдя в телеграфный зал, я села за телетайп, по которому была прямая связь с радиобюро порта Ванино, и отправила краткий запрос, есть ли в Ванино Рубин. Ответ молодого радиста до сих пор меня веселит. На телеграфной ленте я с удивлением прочитала ответ:
- Давно такой гадостью не травимся, один только "Солнцедар"...
      Не ожидала, что мой вопрос будет неправильно истолкован. А спасательное судно "Рубин" действительно уже стояло у причала в порту Ванино, но начальник судовой радиостанции своевременно не передал служебную записку.
_____

(На фото из интернета: телеграфный аппарат).