222 ад дд. Хроника Января 43-го

Владимир Мутин 2
222 ад дд. Хроника Января 43-го

Главный маршал авиации Голованов А.Е. в мемуарах «Дальняя бомбардировочная...»  о событиях, наступившего 1943 года, пишет в главе «Конец армии Паулюса»:
«10 января 1943 года начались боевые действия по разгрому и ликвидации окруженной группировки противника, которые и были успешно завершены. Сотни тысяч гитлеровцев или были уничтожены, или взяты в плен. Огромные трофеи в виде всевозможной техники, вооружения, снаряжения и другого военного имущества были взяты войсками фронта. Авиация ДД, ведя боевые действия в крайне сложных метеорологических условиях и используя малейшую возможность для боевых вылетов не только ночью, но и днем, наносила бомбардировочные удары по войскам и технике противника как на переднем крае, так и в местах их сосредоточения, выводила из строя летные поля аэродромов, которые использовала авиация противника, помогая своим окруженным войскам. По ликвидации окруженной группировки противника в районе Сталинграда в январе АДД произвела 1595 самолетовылетов».

А в главе «Нашествие могучих бомбардировщиков» указывает на задачи, которые предстояло теперь решать АДД:

«В первой половине 1943 года одной из главных задач, поставленных перед Авиацией дальнего действия, являлась боевая работа по срыву железнодорожных перевозок войск и техники противника, а также нарушение снабжения войск, находящихся на фронте.

Эта боевая деятельность АДД, проходила по специальному плану, составленному Верховным Главнокомандованием. Особое внимание было обращено на западное и юго-западное направления. Кроме этого, АДД вела планомерную работу по борьбе с авиацией противника путем уничтожения его самолетов на аэродромах базирования, а также активно помогала боевым действиям Ленинградского и Северо-Кавказского фронтов. Планомерная боевая работа частей и соединений АДД по всем вышеуказанным объектам проводилась с января по 5 июля 1943 года, то есть до начала битвы на Курской дуге.

На западном направлении подверглись бомбардировке крупные железнодорожные узлы и станции на магистралях: Минск — Вязьма, Полоцк — Витебск — Гомель, Брест — Брянск — Орел.

Железнодорожные магистрали Минск — Вязьма и Брест — Брянск — Орел были основными путями, по которым противник производил крупные железнодорожные перевозки войск и техники на западном направлении. С наибольшей интенсивностью использовалась противником магистраль Брест — Брянск — Орел. Боевые действия АДД, и были направлены в основном на противодействие перевозкам войск и техники противника именно на этом направлении. Если за указанный выше период времени на магистраль Минск — Вязьма АДД произвела 1542 самолетовылета, то на магистрали Брест — Брянск — Орел было сделано 10148 самолетовылетов. Описать здесь каждый налет невозможно, но о результатах некоторых из них сказать стоит. На магистрали Минск — Вязьма подвергались массированным налетам в основном четыре железнодорожных узла: Минск, Орша, Смоленск и Вязьма. Под воздействием держались также шестнадцать промежуточных станций и поезда на перегонах, которые обнаруживались там нашими ночными охотниками и атаковывались пушечно-пулеметным огнем, главным образом с задачей пробить паровой котел паровоза, чтобы вывести его из строя, создать пробку и на возможно более длительный срок приостановить движение на данном участке».

Боевая работа 222 ад ДД за январь месяц 1943 года, в рамках задач, указанных главным маршалом Головановым на первую половину 1943 г. в его мемуарах, повылетно отражена в архивных документах: «Боевые распоряжения штаба 222 ад», «Боевые донесения штаба 222 ад», а также частично в «Боевых донесениях штаба 37 ап ДД», представленных на ресурсе «Память народа».

Знакомясь с этими документами прихожу к выводу, что в январе 43-го основная дивизия АДД, которая воевала на лендлизинговой матчасти Б-25, испытывала большой дефицит в обеспечении союзниками запчастями для полноценной эксплуатации своего летного парка. К тому же полки дивизии были какими-то урезанными – вместо 30 боевых машин, как это было принято в АДД, в наличии было всего около 20, и те на половину не могли летать из-за неисправностей и истощения моторесурса.  Внимательный читатель, наверное, обратит внимание на тот факт, что Б-25 с малым ресурсом использовались только по ближним целям, основной из которых был ж.-д. узел Вязьма.  На таких машинах и летать должны весьма опытные летчики, дабы быть готовыми ко всяким передрягам, которые могли возникнуть из-за «ущербности» матчасти, но на таких машинах натаскивали «молодняк».

Любопытно заметить, что будущий ГСС Михаил Журавков, имевший уже солидный летный опыт, дважды 5 и 6 января летал на Вязьму вторым пилотом. Видать, из-за поломок своего самолета остался «безлошадным», но эту практику руководство полка на этом и прекратило. Как никак, а вторыми пилотами летали те, кто этот опыт только набирал.

Скучной может показаться боевая работа по разрушению ж.-д. путей на узловых станциях. Из полета в полет, практически одно и тоже. И сколько можно бомбить эту несчастную станцию Вязьма? Естественно, от станционных сооружений ничего не оставалось, груда битого кирпича, или напрочь сожженное строение из древесины, да и никто и не пытался их восстанавливать тогда! Главное все же ж.-д. пути. Они восстанавливались быстро. Наши их корежат по ночам, фрицы днем, силами военнопленных, восстанавливают. Тут наплыв эшелонов подловить требовался и точно разрядится по ним, гляди, на вагоны с боеприпасами и цистернами горючего, а то и по живой силе и технике, повезет налететь и учинить Армагеддон местного значения.   

За декабрь месяц 1942 года 222 ад ДД пополнилась лишь 6 машинами и в начале января 1943 года имела 58 самолетов, в т.ч. 16 ап ДД – 18 самолетов, один из них Б-25-Б был учебным; 37 ап ДД – 22 самолета, один из которых был учебный и один транспортный; 125 ап ДД – 18.

В январе 1943 г. из США было завезено 216 самолетов. [РГАЭ, Ф.: 413, Оп.: 12, Ед.Хр.:8862] Но и враг под Сталинградом был повержен к началу февраля. Что, опять выжидали, чем дело на берегах Волги закончится? Внимательный читатель скорей всего обратит внимание, что единственный дальний боевой вылет на разброс листовок над Вильно 25.01.43 г. был совершен уже на Б-25-Д! Видать из новых поставок.

А теперь предлагаю ознакомиться с хронологией боевой работы 222 ад ДД за январь месяц 1943 года.

5.1.4-6.1.43 г.

О состояние матчасти 222 ад ДД на 5 января 1943 года можно судить по боевому донесению 37 ап ДД за № 1 от 5.1.43 г. Боевой состав полка: всего экипажей, подготовленных к боевой работе днем и ночью, 19, исправных самолетов 11, неисправных 8, всего боевых самолетов 19, в числе неисправных 2 самолета на аэродроме Клин. 

222 ад ДД в ночь с 5.1 на 6.1.43 г. нанесли эшелонированный удар одиночными самолетами по ж.-д. узлу Вязьма с целью разрушить узел и уничтожить скопления ж.-д. эшелонов, произведя 29 самолетовылетов. 37 ап ДД в 16:30 должен был отправить с КП дивизии самолет разведчик. По распоряжению №1 штаба дивизии наряд самолетов должен быть: 16 ап ДД – 12 самолетов; 37 ап ДД – 13 самолетов; 125 ап ДД – 8 самолетов. Цель должна освещаться экипажами 16 и 37 полков.

Погода на маршруте и над целью ясная, видимость до 10 км. Севернее и юго-западнее цели на расстоянии до 15 км сплошная стена многослойной облачности, с нижней кромкой 400-500 м. Последний экипаж бомбометание производил из-за облаков. На маршруте сильный встречно-боковой ветер.

Бомбометание производилось в период с 18:50 по 19:30 с высоты 2500-3900 м. Всего по основной цели было произведено 29 самолетовылетов. Было сброшено 237 бомб общим весом 29035 кг. Боевой налет составил 72 часа 10 минут.

37 ап ДД на боевое задание вылетел в составе 11 самолетов. Экипаж ст. лейтенанта Тимофеева производил разведку погоды с бомбометанием по той же цели.

В результате бомбометания установлено, что разрывы сопровождались пожарами и взрывами. Отмечено до 8 очагов пожаров, из них: 2 в северной части города, 1 в южной части станции, 5 на ж.-д. путях. Пожары сопровождались взрывами, из них: один большой силы на ж.-д. путях в северной части станции с большим пламенем, предположительно были взорваны боеприпасы, 2 взрыва меньшей силы в южной части станции.

Противник цель прикрывал до 3 батарей ЗА крупного калибра и до 3 батарей ЗА среднего калибра. Работало до 20-22 прожекторов. На высоте 2000-2500 м патрулировали одиночные истребители типа МЕ-109 и МЕ-110.

Экипаж капитана Марочкина из 16 ап ДД был атакован одним МЕ-110, который в момент атаки зажег фару и дал очередь с дистанции 300-400 м. Ответным огнем стрелка-радиста старшины Зайцева МЕ-110 загорелся и горящим ушел с резким снижением. Место падения не наблюдали, так как уходили с маневром от прожекторов. Факт поражения МЕ-110 подтверждает весь состав экипажа.

Все экипажи отмечают ослабление взаимодействия ЗА с прожекторами при наличии истребителей противника в воздухе.

По докладам экипажей 37 ап ДД при следующем налете на Вязьму пункт г. Гжатск необходимо обходить на расстоянии звуковой слышимости полета наших бомбардировщиков, чтобы достичь внезапного подхода к цели, т.к. прожектора Гжатска своими лучами показывали направление полета наших самолетов в сторону Вязьмы.

Успешность выполнения задания 37 ап ДД подтверждают экипажи подполковника Кондратьева и ст. лейтенанта Алексеева, который одновременно с подсветкой цели контролировал бомбометание цели экипажами.

В эту ночь 222 ад ДД повторила бомбардировочный налет на ж.-д. узел г. Вязьма.

Командир дивизии приказал 16, 37 и 125 ап ДД в ночь с 5.1 на 6.1 43 г. эшелонированными ударами одиночных самолетов разрушить ж.-д. узел Вязьма и уничтожить скопление ж.-д эшелонов. 37 ап ДД подготовить самолет-разведчик погоды. Наряд самолетов: 16 ап ДД – 12 самолетов; 37 ап ДД – 13 самолетов; 125 ап ДД – 8 самолетов. Цель освещают 16 и 37 ап ДД. На маршруте Волоколамск и Гжатск обходить на расстоянии 15 км западнее и северо-западнее. Запасная цель ж.-д. станция Сычевка.

222 ад ДД повторным вылетом в ночь с 5.1 на 6.1. 43 г. разрушала ж.-д. узел Вязьма. Произведено 28 самолетовылетов по основной цели. Бомбометание производилось 27 самолетами в период 0:14 – 0:45 с высоты 3000-4200 м и 1 самолетом-разведчиком погоды в 0:10 6.1.43 г. с высоты 3500 м. Всего было сброшено 225 бомб общим весом 26850 кг. Боевой налет составил 64 часа 48 минут.

Погода на маршруте ясная, видимость 10 км, над целью облачность 5-8 баллов, многослойная с высотой нижней кромки от 800 до 2000 м. местами до ясно. Наблюдалась дымка, видимость до 3 км.

При бомбометании отмечено до 15 очагов пожара, из них 10 на ж.-д. путях и района станции, 3 в центре и западной части города, 5 взрывов в северо-западной части и центре станции, 1 взрыв в квартале, примыкающем к ж.-д. станции.

Противодействие ПВО противника практически осталось таким же, как и при первом налете 5.1.43 г.

В боевом донесении №2 штаба 37 ап ДД имеются данные о наблюдении экипажами в 00:25 с высоты 3200 м бомбометания города Сычевка и 2 взрыва большой силы, сопровождавшихся большими пожарами. Видимо, другие части АДД в этот период работали по Сычевке. Экипаж ст. лейтенант Чернова наблюдал патрулировавшего истребителя противника с зажженными фарами на трассе Гжатск – Вязьма на высоте 2000 м.

При подходе к цели самолета-разведчика погоды ст. лейтенанта Тимофеева цель была закрыта облачностью 7-10 баллов, в результате чего экипаж пошел на запасную цель, но, видя, что облачность стала смещаться от цели на северо-запад, решил возвратиться на основную цель, что им и было сделано.

Успешность выполнения задания 37 ап ДД подтверждают экипажи капитана Жилина и ст. лейтенанта Алексеева, который одновременно с подсветом цели контролировал бомбометание цели экипажами.
*****

6.1 -7.1.43 г

Согласно боевого распоряжения № 3 штаба 222 ад ДД от 6.1.43 г. командир дивизии приказал силами 16, 37, 125 ап ДД в ночь с 6.1 на 7.1.43 года уничтожить бомбовым ударом скопление войск и техники противника в г. Невель и ж.-д. эшелоны, скопившихся на ж.-д. узле Вязьма.

Приказом предназначалось на цель г. Невель посылать особо подготовленные экипажи и на самолетах с достаточным моторесурсом. На цель г. Вязьма предназначалось посылать менее подготовленные экипажи и с малым моторесурсом.

Разведку погоды предназначалось осуществить одним из экипажей 37 ап ДД с вылетом на задание в 15:00. Цель над г. Невель приказывалось освещать 16 ап ДД, ж.-д. узел Вязьма 37 ап ДД. Самолеты-осветители высылать за 10-15 минут до выхода основных групп бомбардировщиков. Предписывалось, если будет слабое противодействие ПВО противника, бомбометание осуществлять с минимально допустимых высот и обстреливать цели из пулеметов.

222 ад ДД в ночь с 6.1 на 7.1.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожали скопление войск противника в г. Невель и разрушали ж.-д. узел Вязьма. Всего по двум целям произведено 31 самолетовылет. Из них по г. Невель - 25 самолетовылетов; по ж.-д. узлу Вязьма - 6 самолетовылетов.

При бомбометании по обеим целям было сброшено 257 бомб общим весом 31155 кг., а также на г. Невель сброшено 150000 листовок на белорусском языке «Вести с Советской родины». Боевой налет составил 112 часов 48 минут.  Один самолет 16 ап ДД, пилотируемый капитаном Давыдовым, с боевого задания не вернулся.

В 16 ап ДД было два летчика по фамилии Давыдов: командир звена лейтенант Александр Дмитриевич Давыдов, будущий Герой Советского Союза, и командир звена капитан Дмитрий Семенович Давыдов.

Оба были представлены 8 января 1943 г. к государственным наградам и приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 г. были награждены Орденом Красного знамени. Но если наградная «подноготная» Александра Дмитриевича представлена на ресурсе «Память народа» аж до 30.12.1956 г., то для Дмитрия Семеновича Давыдова это оказалась последней наградой.  Майор Дмитрий Семенович Давыдов окончил службу 01.07.1946 г.  Правда на «Памяти народа» нашелся еще один комплект на Давыдова Дмитрия Семеновича с того же г.р. - 1904 и место рождения практически совпадает, но без привязки к боевым частям, и Орден Красного знамени значится там первым. А последней наградой был орден Красной звезды от 05.11.1946 г.  Вероятность того, что это один и тот же человек, весьма большая, но утверждать этого пока не буду.

Штурман капитан Клименко Григорий Тимофеевич последнюю награду – орден Красной звезды, получил в ноябре 1944 года.

Второй пилот гвардии ст. лейтенант Деркач Григорий Кузьмич последний раз награждался в апреле 1944 г. и погибнет при выполнении боевого задания в ночь с 9.7 на 10.7.44 года.

А вот стрелок-радист старшины Дунайский Владимир Викентьевич, как и его командир капитан Давыдов Д.С. был награжден приказом подразделения №: 96/н от 12.03.1943 г.  Орденом Красного знамени и на этом его наградная «подноготная» на «Памяти народа» прекращается. Одним из подвигов старшины Дунайского из наградного листа значится сбитый при налете на Вязьму немецкий истребитель в конце 1942 года.

Воздушный стрелок Балашов Валентин Александрович орден Отечественной войны получит 14.4.44 г. и при выполнении боевого задания пропадет без вести 27.08.1944 г.

Только ни в одном наградном документе ни на одного из двух Давыдовых и членов их экипажей не упоминается факт невозвращения с боевого задания в ночь с 6.1 на 7.1.43 г. Предполагаю, что «присели» на запасном аэродроме, а затем на следующий день перелетели на свой. Это обычная практика в АДД и перед вылетом на боевые задания обязательно указывались запасные аэродромы.

Но вернемся в ночь с 6.1 на 7.1.43 г.

Экипаж 37 ап ДД капитана Козлова производил разведку погоды по маршруту с последующим бомбометанием по той же цели. Но в следствии плохих метеоусловий над целью экипаж 18:09 с высоты 3400 м бомбардировал запасную цель – г. Сычевка, после бомбометания по центру города экипаж наблюдал один очаг пожара.

Над целью г. Невель наблюдалось резкое увеличение слоистой облачности до 6-8 баллов, с видимостью до 3 км. Нижняя кромка до 800 м. Над ближней целью ясно, видимость до 6-8 км.

Экипаж самолета-разведчика погоды, прилетев на цель в сумерки, наблюдал взлет 9 истребителей противника с аэродрома в одном километре юго-восточнее города.  После внезапного бомбометания капитан Козлов, маневрируя по высоте и увеличивая скорость, ушел от атак истребителей противника.

В результате бомбардировки основной группы наших бомбардировщиков г. Невель в период 18:00-18:40 с высот 800-2800 м, что было подтверждено контролерами, разрывы бомб сопровождались пожарами, два в центре города, четыре в северной части, два в юго-восточной части, три в северо-западной, один в западной, два больших очага пожаров на ж.-д. путях сопровождались четырьмя взрывами, предположительно были взорваны боеприпасы.

Экипаж 37 ап ДД Катаржина в следствии плохих метеоусловиях над основной целью бомбардировал в 19:17 с высоты 2500 м запасную цель Сычевка. Остальные экипажи полка бомбили по расчету времени из-за облаков.

В результате бомбардирования ж.-д. узла Вязьмы было установлено до 25 попаданий по ж.-д. станции. Отмечено 5 очагов пожаров, из них два в южной части станции, пять в центре станции. Пожары сопровождались взрывами: один в районе станции, один большой силы на южной окраине города.

Цель в г. Невель прикрывалась тремя батареями до ЗА крупного калибра, до трех батарей ЗА среднего калибра, до 10 точек МЗА и ЗП. Работало до 10 прожекторов. Патрулировали отдельные истребители противника, но атак не производили.

По докладу капитана Козлова вылет самолета–разведчика в 15:00 на цели, полет до которых составляет два часа и меньше, производить не целесообразно, так как приход самолетов основной группы в светлое время может быть подвергнут атакам истребителей противника.
*****

7.1.43 г.-8.1.43 г.

Боевым распоряжением штаба 222 ад ДД № 4 от 7.1.43 г. командир дивизии приказал в ночь с 7.1. на 8.1.43 года 37 ап ДД 9-тью самолетами уничтожить скопление войск противника в г. Невель, и двумя самолетами с малым моторесурсом бомбардировать ж.-д. узел Вязьма; 16 ап ДД 9-тью самолетами разрушить ж.-д. узел Вязьма и уничтожить скопление ж.-д. эшелонов на нем.; 125 ап ДД 7-мью самолетами уничтожить эшелоны на ж.-д. участке между ст. Гредякино и ст. Семлёво. При отсутствии скопления ж.-д. эшелонов на участки цели бомбардировать ж.-д. узел Вязьма. Запасная цель – Сычевка. Выделить самолет-разведчик погоды. Готовность № 3 к 15:30, выход по распоряжению с КП дивизии. Цели освещать каждому полку самостоятельно, для этого самолетам-осветителям иметь полный комплект САБ-15.

В период 15:42 – 18.58 один самолет Б-25-С, командир экипажа капитан Козлов, штурман ст. лейтенант Щукин, произвел разведку погоды по северному маршруту в районе Невель, Сычевка, Волоколамск, Клин, Загорск, аэродром.

Погода: 15:42-18:58 по маршруту аэродром-Загорск, Клин, Старица – ясно, видимость 5-10 км. Старица, Андриаполь облачность 2-10 баллов высокослоистая Н= 2500-3500 м – видимость 10-15 км. Андриаполь, Торопец, оз. Святое – облачность 5 баллов, высокослоистая Н=3500 м, 10-15 км. Оз. Святое и далее на запад к цели Невель облачность 10 баллов, кучевая Н=600 м, видимость 0-1 км. Оз. Святое, Сычевка облачность 5 баллов Н=3500 м, видимость 5 км. Сычевка – ясно.

Из-за неблагоприятных метеоусловий над целью Невель самолет-разведчик произвел бомбометание в 18:09 с высоты 3400 м по запасной цели Сычевка, сбросив 7 бомб общим весом 1150 кг при противодействии 3-х батарей среднего калибра при наличии 3-х прожекторов. В результате бомбометания экипажем отмечен один очаг пожара в центре города.

В ночь на 7.1.43 года 222 ад ДД в период 0:24 – 1:37 повторно бомбила ж.-д. узел Вязьма и произвела 23 самолетовылетов по основной цели при ясной погоде по маршруту и над целью, сбросив 185 бомб общим весом 22410 кг и израсходовав 350 патронов 12,7 калибра. Боевой налет составил 51 час 39 минут.

В результате повторной бомбардировочного налета по ж.-д. узлу Вязьма при интенсивном огне ЗА крупного, среднего и мелкого калибра во взаимодействии с прожекторами до 20 шт., отмечено до 7 очагов пожаров и 6 взрывов на территории ж.-д. станции и в кварталах города, прилагающих к ней. Было произведено 23 самолетов по основной цели

В районе цели экипаж 37 ап ДД лейтенанта Лазарева был атакован одним истребителем противника. Атака производилась сзади с низу. Лейтенант Лазарев уклонился от атаки истребителя маневром по высоте и курсу.

Успешность выполнения боевого задания экипажами 37 ап ДД подтверждали экипажи: ст. лейтенанта Алексеева, который одновременно с подсветом цели контролировал бомбометание экипажами и экипаж подполковника Кондратьева.
*****

10.1. - 11.1.43 г.

Боевым распоряжением штаба 222 ад ДД за № 5 от 10.1.43 г. был назначен очередной бомбардировочный удар по целям г. Невель и г. Вязьма, но вылетевший в период 18:33-20:05 11.1.43 г. на разведку погоды экипаж ст. лейтенанта Тимофеева из-за плохих метеоусловий возвратился с рубежа реки Лама западнее 45 км от г. Клин, обнаружив 10 балльную облачность начиная с высоты 100 м и видимостью от 0 до 0,5 км при снегопаде,  экипаж в 20:05 благополучно совершил посадку на свой аэродром с бомбами общим весом 1150 кг.
*****

12.1. - 13.1.43 г.
Командование 222 ад ДД распоряжением №7 от 12.1.43 г. наметило в период с 18:20 по 19:40 эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожить скопление войск противника в г. Невель и разрушить ж.-д. узел Вязьма, то есть наконец-то выполнить боевую задачу, поставленную еще 10.1.43 г.

Было намечено время удара и наряд самолетов для полков: для 125 ап ДД 18:20-18:30 8-ю самолетами: для 37 ап ДД 18:25-18:35 14-ю самолетами; для 16 ап ДД 18:30-18:40 10-ю самолетами.

Но согласно боевого донесения №8 от 13.1.43 г. в период 20:45 12.1.43 г. – 01:00 13.1.43 г. экипаж ст. лейтенанта Тимофеева (штурман ст. лейтенант Баченков) произвел разведку погоды по северному маршруту с бомбометанием г. Невель. Бомбометание было произведено в 23:15 12.1.43 г. с высоты 3000 м. Из-за неблагоприятных метеоусловий над целью бомбы в количестве 7 штук и общим весом 1150 кг были сброшены по расчету времени из-за облаков. Результаты бомбометания и противодействие ПВО над целью не установлено. Общий боевой налет составил 4 часа 15 минут.

Погода по маршруту к цели характеризовалась облачностью 4-10 баллов с высоты 200-300 м, с отдельными прояснениями, с видимостью 2-5 км, а на отдельных участках маршрута видимость ограничивалась до 1 км. Над целью облачность установлена в 10 баллов с высоты 200 м, без прояснений и видимостью до 2 км. На обратном маршруте наблюдалось значительное ухудшение метеоусловий: облачность 8-10 баллов с высоты 200-300 м без прояснений и видимостью 1-3 км.

И 13.1.43 г. вылетавший на разведку погоды в 15:45 экипаж из 16 ап ДД капитана Бирюкова (штурман лейтенант Гуров) лишь подтвердил сложные метеоусловия для выполнения боевого задания. На маршруте: аэродром – Загорск наблюдалась облачность 10 баллов с высоты 100 м при видимости до 2 км; Загорск, Клин облачность - 10 баллов с высоты 50-75 м при видимости до 1 км. Зафиксировано обледенение самолета. Далее за Клином видимость 0. Налет составил 0 часов 52 минут.
*****

16.1 - 17.1.43 г.

Наконец-то распогодилось: над целью – ясно, видимость до 8 км, и лишь в районе Клин, Загорск дымка с видимостью 1-2 км. 222 ад ДД возобновила боевую работу и произвела два боевых вылета.

Первый в ночь с 16.1 на 17.1.43 г. эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожала скопление войск противника в г. Невель и продолжила разрушать ж.-д. узел Вязьма, произведя 26 самолетовылетов. Из них по г. Невель 16 самолетовылетов, по ж.-д. узлу Вязьма 8 самолетовылетов.

Были вынуждены вернуться с маршрута с бомбами два экипажа: капитана Шкоды и майора Дмитриева, из-за неисправности материальной части. Не вернулись с боевого задания два самолета: ст. лейтенанта Крапивы и ст. лейтенанта Иванова, от экипажа которого была получена последняя радиотелеграмма в 17:23 – «Прошел Клин», после экипаж на вызовы земной радиостанции не отвечал.

При бомбометании было сброшено 200 бомб общим весом 22625 кг и израсходовано патронов 200 штук 12,7 калибра, а также было сброшено 111000 листовок на русском, белорусском и немецком языках. Общий налет составил 87 часов 54 минуты.

По г. Невель бомбометание производилось в период 19:00-19:24 с высот 3100-3600 м и одним самолетом разведчиком погоды в 18:30 с высоты 3000 м. По результатам бомбардировки установлено до 75 попаданий по городу: 16 по северной части, 17 по восточной части, до 32 по центру, 3 в районе ж.-д. станции, 5 в северо–восточной части города. Разрывы бомб сопровождались пожарами: 4 в северной части города, 3 в центре города, 2 в районе ж.-д. станции. Отмечено, что ПВО г. Невель вела зенитный огонь не интенсивно и не организовано, отсутствовало взаимодействие с прожекторами. Патрулирование истребителей противника не установлено.

По ж.-д. узлу Вязьма в период 18:22-19:00 с высоты 3000-3600 м было сброшено 65 бомб разного калибра и предназначения. В результате бомбометания было установлено до 30 попаданий по ж.-д. станции. Разрывы бомб сопровождались 4 очагами пожара и двумя взрывами, предположительно были взорваны боеприпасы. Работа ПВО противника: огонь ЗА не интенсивный и не организованный, взаимодействие с прожекторами отсутствовало. Отмечено патрулирование одиночных истребителей над целью на высоте 3500 метров с зажженными фарами, но атак они не производили.

222 ад ДД в ночь с 16.1 на 17.1.43 г. повторила эшелонированные удары одиночными самолетами по прежним целям, произведя 19 самолетовылетов: 11 самолетовылетов по скоплению войск противника в г. Невель, и 8 – по ж.-д. узлу Вязьма. При этом было сброшено 153 бомбы разного калибра и предназначения общим весом 20175 кг., а также было раскинуто 42000 листовок на русском и белорусском языках. Боевой налет составил 62 часа 20 минут.

В результате бомбометания по г. Невель установлено и котроллерами подтверждено 42 попадания по разным районам города, которые сопровождались 9 очагами пожара: 3 в центре, 4 в южной части, один большого размера в юго-западной части и один на ж.-д. станции.

В результате бомбометания по ж.-д. узлу Вязьма установлено до 35 разрывов бомб в районе станции, что вызвало 4 очага пожара.

Отмечается значительное ослабление активности ЗА противника как по дальней, так и по ближней целям. Работа прожекторов в ясную лунную ночь не эффективная. Патрулирование истребителей противника отсутствовало.

Самолет ст. лейтенанта Крапивы по полученным дополнительным данным, потеряв ориентировку при возвращении от цели, произвел посадку на аэродроме Слобода в 15 км севернее Киржача. Самолет исправный, экипаж невредим.
*****

Из донесения о безвозвратных потерях [ЦАМО, Ф.: 58, Оп.: 18001, Д.: 967]:

Иванов Николай Васильевич, 1911 г.р., командир звена 37 ап ДД, ст. лейтенант, убит при выполнении боевого задания 17.01.1943 г. Первичное место захоронения: Калининская обл., Кировский р-н, Селижаровский с/с, Селижарово, в районе.

Участвуя в налете на аэродром противника в районе Демидова 29.7.41 г. звено 37 авп 31 авд ЗапФ ст. лейтенанта Иванов имело 4 прямых попадания в самолеты противника. При возвращении обратно будучи атакованным истребителями противника и раненным в обе ноги, уменьшил скорость для защиты своего ведомого самолета, подбитого ЗА противника, чем обеспечил перелет наших самолетов через линию фронта, а экипажу вернуться на свой аэродром. Приказом подразделения №: 415 от 12.04.1942 по ВС Западного фронта награжден Орденом Красной звезды. [ЦАМО, Ф.: 33, Оп.: 682524, Д.: 309]

Власенко Павел Емельянович, 1917 г.р., помощник начальника штаба по разведке и аэрофотослужбе, штурман 37 ап ДД, ст. лейтенант, убит при выполнении боевого задания 17.01.1943 г. Первичное место захоронения: Калининская обл., Кировский р-н, Селижаровский с/с, Селижарово, в районе.

Кривоженко Иван Иванович, 1917 г.р., воздушный стрелок-радист 37 ап дд, ст. сержант, убит при выполнении боевого задания 17.01.1943 г. Первичное место захоронения: Калининская обл., Кировский р-н, Селижаровский с/с, Селижарово, в районе.

Ежов Яков Иванович, 1922 г.р., пилот 37 ап ДД, сержант, убит при выполнении боевого задания 17.01.1943 г. Первичное место захоронения: Калининская обл., Кировский р-н, Селижаровский с/с, Селижарово, в районе.

Алексеенко Николай Семенович, 1913 г.р., воздушный стрелок 37 ап ДД, старшина, убит при выполнении боевого задания 17.01.1943 г. Первичное место захоронения: Калининская обл., Кировский р-н, Селижаровский с/с, Селижарово, в районе.
*****

17.1. – 18.1. 43 г.

Командир 222 ад ДД приказал в ночь с 17.1 на 18.1.43 года силами 16, 37 и 125 ап ДД эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожить скопление войск противника в г. Невель и самолетами с малым ресурсом разрушить ж.-д. узел Вязьма, а также 37 ап ДД несколькими экипажами с хорошо подготовленными бомбардирами уничтожить скопление ж.-д. эшелонов на ж.-д. станции Опухлевики в 15 км северо-восточнее Невеля.

37 и 16 ап ДД предписывалось подготовить самолеты-разведчики погоды с готовностью №2.

При наличии слабого противодействия ПВО противника над целью требовалось бомбометание производить с минимально допустимых высот.

Из боевого донесения штаба 222 ад ДД за № 12 от 18.1.43 г. узнаем, что соединение Титова в ночь на 18.1.43 г. при ясной погоде по маршруту и над целью произвело 25 самолетовылетов на уничтожение скопления войск противника в г. Невель, скопления ж.-д. эшелонов на станции Опухлики и разрушало ж.-д. узел Вязьма. По г. Невель совершено 14 самолетовылетов; по ж.-д. станции Опухлики – 5 самолетовылетов; по ж.-д. узлу Вязьма – 6 самолетовылетов.

Было сброшено 192 бомбы различного калибра и предназначения общим весом 25875 кг и разбросано 42000 листовок на русском и белорусском языках. Боевой налет составил 87 часов 30 минут.

В период 18:43 – 19:07 при бомбардировке с высоты 2700-3500 м целей г. Невель наблюдением экипажей было установлено до 72 попаданий по городу: 18 по центру, 8 по восточной окраине, 8 по южной окраине, 14 по северо-восточной части, 14 попаданий отмечено по ж.-д. станции. Разрывы бомб сопровождались пожарами и взрывами: до 7 очагов пожара в центре и 2 взрыва, 4 очага пожара на восточной окраине и 1 взрыв.

Два больших очага пожара на станции на станции среди 2-х ж.-д. эшелонов сопровождались двумя большими взрывами и рядом последовательных мелких. Предположительно рвались боеприпасы. Зарево пожаров наблюдалось экипажами на удалении до 20-30 км.

Огонь ЗА до 3 батарей среднего калибра и до 6-10 точек МЗА и ЗП был не организован. Работа до 8 прожекторов в ясную лунную ночь была не эффективной. Патрулирование истребителей противника обнаружено не было.

В период 18:20 - 18: 45 бомбометание по ж.-д. узлу Вязьма производилось с высоты 3500-3900 м, в результате чего было установлено до 28 попаданий по заданным целям. Разрывы бомб сопровождались шестью очагов пожаров, зарево которых наблюдалось экипажами до 40 км удаления от цели. Предположительно горело горючее.

Цель прикрывалась до 3-х батарей крупного и среднего калибра и до 10 точек МЗА и ЗП, работало до 10 прожекторов. Огонь ЗА по сравнению с ночью с 16.1. на 17.1.43 г. более интенсивный, противник применил постановку заградительного огня, но он оказался малоэффективным. Разрывы наблюдались на всех высотах и направлениях. Работа прожекторов в ясную лунную ночь также была неэффективной. Патрулирование истребителей противника обнаружено не было.

По ж.-д. станции Опухлики бомбометания производилось в период 18:55-19:04 с высоты 2000-2300 м, в результате которого экипажи наблюдали 16 попаданий по двум ж.-д. эшелонов, стоящих в центре станции. Возникло 5 пожаров, один из них большой силы. Пожары сопровождались взрывами. Предположительно рвались боеприпасы и горел эшелон.

Цель прикрывалась одной батарей ЗА среднего калибра и тремя точками ЗП, работал один прожектор. Противодействие ПВО было слабое: огонь велся не организованно и не эффективно. Работа ИА не отмечена.

222 ад ДД в ночь на 18.1.43 г. повторила бомбардировку ж.-д. узла Вязьма, совершив 20 самолетовылетов по основной цели при ясной погоде и видимости 10-12 км на маршруте и в районе цели, что позволило экипажам произвести прицельное бомбометание в период 0:18-1:00 с высот 3500-4000 метров. Было сброшено 159 бомб различного калибра и предназначения общим весом 22550 кг и разбросано 10000 листовок на русском языке: «Вести с Советской родины» от 14.1.43 г.

В результате бомбометания установлено до 100 разрывов бомб по разным районам самой ж.-д. станции. Отмечено 8 очагов пожара. Хорошо наблюдался пожар большого размера, горели центр станции и эшелоны. Два зарева пожаров со взрывами наблюдались на удалении от цели до 30 км.

Из боевого донесения 37 ап ДД за № 12 от 18.1.43 г.  после бомбометания экипажами отмечено 41 прямое попадание в ж.-д. узел Вязьма. Возникло 3 очага пожара, наблюдался один взрыв большой силы с черными клубами дыма и красным пламенем огня, предположительно рвались бензоцистерны. В 00:23 с высоты 3500 м на станции Новоторжская наблюдался горящим один ж.-д. эшелон. Успешность выполнения задачи экипажами подтверждали экипажи подполковника Катаржина и капитана Жилина.

Один экипаж произвел бомбометание рощи в 1,5-2 км западнее ст. Новоторжская, в результате чего последовал огромной силы взрыв с белым пламенем и рядом небольших взрывов, однозначно был взорван большой склад боеприпасов.

Как в дальнейшем выяснилось в ночь на 18.1.43 г в период 0:45-0:50 с высоты 3700 м экипаж ст. лейтенанта Юдина со штурманом ст. лейтенантом Красавиным из 125 ап ДД нанес удар по складу боеприпасов, находящегося в роще западнее 1 км станции Новоторжская. По докладу экипажа, штурман ст. лейтенант Красавин при неоднократном бомбометании ж.-д. узла Вязьма знал по разведданным, что западнее ст. Новоторжская в роще находится склад боеприпасов и горючего, каждый раз сбрасывал по 1-2 бомбы по роще, но результатов положительных кроме взрывов своих бомб не наблюдал.

В ночь на 18.1.43 г. подлетая к цели, штурман наблюдал в районе территории склада отдельные 2-3 костра. Взяв их за точку прицеливания сбросил серию из 3-х бомб, результатом чего явился взрыв большой силы. Пожар наблюдал и подтверждает экипаж лейтенанта Деткова и его штурман ст. лейтенант Соколовский.

ПВО противника прикрывала цель тремя батареями ЗА крупного и среднего калибра. При приближении первой группы наших бомбардировщиков был отмечен заградительный огонь ЗА, и в дальнейшем зенитный огонь хотя и был интенсивным, но велся беспорядочно. Разрывы наблюдались на всех высотах и направлениях. Эффективность работы 10 прожекторов была снижена за счет ясной лунной ночи. Над целью на высоте 2500 м патрулировали 3 истребителя не установленного типа, и когда они появлялись над целью обстрел ЗА тут же прекращался, но атак истребители не производили. Один экипаж на южной окраине города и в 5 км южнее города на высотах 2000-2500 м наблюдал до 13 аэростатов заграждения, что требует дополнительной проверки.
*****

18.1.43 г.

В ночь с 18.1 на 19.1.43 г. командование 222 ад ДД наметила очередной боевой вылет по целям в г. Невель, ж.-д. станции Опухлики и ж.-д. узла Вязьма. И как всегда предполагалась воздушная разведка, которую должны осуществить два экипажа из 16 и 37 ап ДД.

18.1.43 г. в период 15:20-17:40 и 16:37-19:50 экипажи лейтенанта Сенагина из 16 ап ДД и ст. лейтенанта Козлова из 37 ап ДД осуществляли разведку погоды: первый летал на г. Невель, второй на г. Вязьму. Общий налет составил 5 часов 33 минуты.

Самолет лейтенанта Сенагина из-за обледенения и низкой облачности вернулся из района Старицы.

Самолет ст. лейтенанта Козлова одновременно с разведкой погоды произвел в 18:23 бомбометание по ж.-д.  перегону ст. Цементная – Брянск-2. В связи с низкой облачностью, начинающейся с высоты 450-500 м, бомбометание осуществлялось по расчету времени с высоты 2500 м из-за облаков, результат которой экипаж не наблюдал. Было сброшено 7 бомб разного калибра и предназначения общим весом 1150 кг.

По неблагоприятным данным метеоусловий погоды, полученным в результате воздушной разведки, было принято решение перенести боевой вылет 222 ад ДД на другой более благоприятный для этого день. 

24.1.43 г.

Командир 222 ад ДД приказал 16, 37 и 125 ап ДД в ночь с 23.1 на 24.1. 43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожить скопление ж.-д. эшелонов на ж.-д. станции Невель и самолетами с малым ресурсом продолжать разрушать ж.-д. узел Вязьма. Для этого 37 ап ДД произвести разведку погоды одним самолетом.

Погода по маршруту к цели была с облачностью до 10 баллов с высоты 1000-1500 м, ближе к цели погода становилась ясной с видимостью 5-6 км. На обратном маршруте начиная с Андреаполя до аэродрома наблюдалась 10 балльная облачность с высоты 300-500 м с видимостью 1-2 км.

222 ад ДД в ночь на 24.1.43 года при ясной погоде над целями с видимостью 5-8 км произвела 23 боевых самолетовылета: по ж.-д. станции Невель – 14; по ж.-д. узлу Вязьма – 6.  Три экипажа: два из 16 ап ДД, один из 125 ап ДД, задание не выполнили, вернувшись с маршрута из-за неисправности матчасти. Посадку произвели с бомбами благополучно на своем аэродроме. Один экипаж из 16 ап ДД на задание так и не вылетел из-за неисправности матчасти: правый мотор не додавал 200 оборотов. С вылетами на боевое задание с аэродрома Чкаловская двух полков произошла задержка из-за неподготовленности взлетных полос из-за несвоевременной их расчистки от снегопада.

При бомбометании было сброшено 146 бомб разного калибра и предназначения общим весом 21755 кг и израсходовано 50 патронов 12,7 калибра. Боевой налет составил 68 часов 36 минут.

При бомбардировке в период 3:48-4:46 с высоты 2900-3500 м ж.-д. станции Невель наблюдениями экипажей установлено до 70 разрывов бомб на ж.-д. станции в разных ее районах и до 8-10 разрывов в северо-восточной части города. Разрывы сопровождались пожарами, которых отмечено 8 очагов, а один из них больших размеров в квартале, примыкающем к юго-западной чисти станции, привел к ряду взрывов. Предположительно были взорваны боеприпасы. Цель прикрывалась двумя батареями ЗА среднего калибра при работе шести прожекторов. Огонь ЗА был не интенсивным, а эффективность прожекторов из-за ясной лунной ночи оказалась низкой. Патрулирование истребителями противник не вел. На высоте 3000 м были замечены два аэростата.

При бомбардировке в период 3:30-4:20 с высоты 3000-3500 м по ж.-д. узлу Вязьма установлено до 25 попаданий по ж.-д. станции и до 10 разрывов бомб на западной окраине города. Отмечено 8 очагов пожара, один из них большого размера в центральной части станции. Цель прикрывалась 2-3 батареями ЗА среднего калибра при работе 8 прожекторов. Огонь ЗА был не активным, взаимодействия с прожекторами отсутствовало, к тому же из-за ясной лунной ночи эффективность применения прожекторов оказалась низкой. Патрулирование истребителями противник не вел. Над центром и северо-восточной части города на высоте 3000-3500 м подтверждается наличие аэростатов заграждения.

Надо отметить, что, к примеру, 37 ап ДД в эту ночь произвел 10 самолетовылетов двумя группами: по цели в г. Вязьма – 3, а по целям в г. Невель -7.  Выходит, что 3 Б-25-С были с малым ресурсом. Боевой состав полка к повторному вылету был следующим: исправных самолетов было 13, в том числе 2 требовали облета; неисправных – 6. Всего боевых самолетов к тому моменту насчитывалось – 19.
*****

25.1 -26.1.43 г.

Экипаж ст. лейтенанта Тимофеева в составе: второй пилот старшина Косточкин, штурман ст. лейтенант Баченков, стрелок-радист ст. сержант Смирнов, воздушный стрелок мл. сержант Гадалин, в период 22:17 24.1.43 г – 01:47 25.1.43 г. производил разведку погоды по маршруту с бомбометанием ж.-д. эшелонов на станции Новосокольники.  При подходе к цели экипаж наблюдал 2 крупных очага пожара в центре города Новосокольники от предыдущего воздушного налета, которые были видны с расстояния до 30 км от цели. Подлет к цели осуществлялся на приглушенных моторах со снижением. В 00:05 с высоты 3400 м экипаж произвел бомбометание по заданной цели, сбросив 2 ФАБ-250, 2 ФАБ-100 и 2 ЗАБ-100 тш. Бомбы легли в южную часть станции, вызвав один очаг пожара. ЗА противника огонь не вела. Прожекторы заработали уже после ухода нашего бомбардировщика за черту города.

Данные разведки погоды были следующими: по маршруту к цели от аэродрома до Старицы облачность в 10 баллов начиная с высоты 200-300 метров и видимостью 3-5 км. От Старицы до Андреаполя наблюдалась облачность в 5-10 баллов с высоты 600-800 метров. От Андреаполя до цели ясно, видимость 5 км. На обратном маршруте: цель - Андреаполь – Старица метеоусловия ухудшались. Облачность распространялась на восток от 5 до 10 баллов начиная с высоты от 300 до 150 метров с видимостью 1-3 км.
Боевой налет самолета-разведчика погоды составил 3 часа 31 минуту.

А уже в ночь на 25.1.43 г. 222 ад ДД совершила 24 самолетовылетов: из них 19 самолетовылетов на уничтожение эшелонов на станции и войск противника в г. Новосокольники и 5 самолетовылетов на разрушение ж.-д. узла Вязьма. Было сброшено 185 бомб разного калибра и предназначения общим весом 26195 кг. Общий боевой налет составил 81 час 18 минут.

По целям г. Новосокольники бомбардировка производилась в период 18:40-19:00 с высоты 2100-2700 метров. В результате бомбометания установлено до 55 попаданий по ж.-д. станции и до 38 попаданий по городу. Разрывы бомб сопровождались пожарами и взрывами. Всего отмечено 20 очагов пожаров, два из них большой силы, сопровождающиеся сильным взрывом. Предположительно рвались боеприпасы. Весь город и ж.-д. станция окутаны густым облаком дыма от пожаров, Зарево пожаров наблюдалось на удалении до 20 км. Цели прикрывались 2 батареями ЗА среднего калибра, огонь велся неактивно, а три прожектора из-за ясной лунной ночи работали неэффективно. Над ж.-д. станцией на высоте 3000 м отмечено 4 аэростата заграждения, что требует дополнительной проверки. Работа ИА не обнаружена.

По ж.-д. узлу Вязьма бомбовый удар пришелся на период 18:19-19:02 с высоты 3700-4000 метров. Отмечено экипажами 17 разрывов бомб по станции и городу с двумя очагами пожара: один в центре станции и один в центре города.

И хотя цели в г. Вязьма прикрывались тремя батареями ЗА среднего калибра и было задействовано до 15 прожекторов, их огонь был не активным и взаимодействия зениток с прожекторами не было, да и ясная лунная ночь этому способствовала.  На высоте 4000 метров барражировал один МЕ-110 с зажженными фарами. Аэростатов заграждения не отмечено.
*****

25.1 – 26.1.43 г.

В ночь с 25.1. на 26.1.43 г. командованием 222 ад ДД были намечены эшелонированные удары одиночными самолеты на уничтожение скопления ж.-д. эшелонов на ж.-д. узле Витебск, а также предполагалось продолжать разрушать ж.-д. узел Вязьма самолетами с малым ресурсом. 16 и 125 ап ДД предназначалась точка прицеливания входные стрелки на Сортировочной ж.-д. станции Витебск. 37 ап ДД должен бомбардировать скопление эшелонов на Центральной 1, а точкой прицеливания был назначен центр станции.

Командир дивизии приказал командиру 37 ап ДД в ночь с 25.1 на 26.1.43 г. одним самолетом произвести сбрасывание одной тонны листовок в районе Вильно. При наличии облачности за линией фронта ниже 400 метров и видимости менее 1 км задание не выполнять и возвращаться на свой аэродром. Листовки сбросить по возможности ближе к району Вильно на оккупированной территории.

222 ад ДД в ночь с 25.1. на 26.1.43 г. произвела 25 самолетовылетов по заданным целям, из них: по ж.-д. станции Витебск (Центральная и Сортировочная) – 17 самолетовылетов; по ж.-д. узлу Вязьма – 6 самолетовылетов; по ж.-д. станции Сычевка – 1 самолетовылет.

Один экипаж 125 ап ДД капитана Гордиловского задание не выполнил, вернулся с маршрута из-за неисправности матчасти: упало давление масла одного мотора и увеличилась температура до предела, перебои в моторе. Капитан Гордиловский произвел посадку на свой аэродром с бомбами благополучно.

Было сброшено 190 бомб разного калибра и предназначения общим весом 23890 кг, и израсходовано 200 патронов 12,7 калибра. В районе ж.-д. узла Витебск было разбросано 240000 листовок на русском языке «Вести с Советской Родины».

Бомбардировка по ж.-д. станции Витебск производилась в период 18:54-19: 52 с высоты 1500-3600 метров. В результате наблюдения экипажей отмечено до 73 попаданий по ж.-д. путям и сооружениям ж.-д. узла и до 10 попаданий в районе города. Разрывы бомб сопровождались пожарами, которых отмечено до 25, два из них в районе Сортировочной станции оказались больших размеров, а районе двух эшелонов отмечен взрыв большой силы. Предположительно были взорваны вагоны с боеприпасами. Отдельные взрывы были видны в удалении от цели до 20 км. ПВО противника вела себя пассивно: до 2 батарей ЗА среднего калибра прикрывали цель слабым огнем без взаимодействия с 8 прожекторами. ИА противника в небе отсутствовала. 

В период 19:52 – 20:25 25.1.43 г. экипажем 16 ап ДД капитана Жарова и штурмана капитана Новикова производилось наблюдение результатов бомбометания по ж.-д. узлу Витебск. Наблюдение велось с высоты 2700 м. При подходе к цели 19:45 отмечено два больших пожара в районе Сортировочной станции и большое количество мелких очагов пожара в районе ж.-д- узла и города. К общему числу пожаров, отмеченных до подхода контролера к цели, возникло еще два пожара в районе ж.-д. узла и до пяти пожаров в северо-восточнее города. Отмечено бомбометание г. Городок, где наблюдались сильные пожары и освещение САБами. В районе г. Городок отмечено неустановленное обозначение в виде треугольника из огней.

Бомбардировка по ж.-д. узлу Вязьма производилась в период 18:24-19:43 с высоты 2900-4000 метров. В результате наблюдения экипажей отмечено 29 попаданий. Разрывы бомб сопровождались семью очагами пожаров, один из них был большого размера. Цель прикрывалась 2-3 батареями ЗА среднего калибра не интенсивно и не организовано. Действовало 12 прожекторов. Работа ИА не отмечена.

Бомбардировка по ж.-д. станции Сычевка производилась в период 18:22-19:28 с высоты 3000 метров. В результате бомбометания отмечены разрывы бомб в центральной части станции. Цель прикрывалась до 7 батарей ЗА среднего калибра, отмечена работа двух прожекторов. ИА противника в районе цели не замечена.

25.01.43 г. экипаж 37 ап ДД капитана Козлова на самолете Б-25Д в составе пилота старшины Косточкина, штурмана ст. лейтенанта Щукина, стрелка-радиста старшины Июдина, воздушного стрелка сержанта Белова произвел полет на сбрасывание листовок и брошюр в г. Вильно. Полет произведен в период 16:53-23:02, сбрасывание произведено в 19:52 с высоты 3000 м с учетом ветра. Город был освещен. Налет составил 6 часов 09 минут. Остаток замеренного горючего после полета составил 210 галлонов. Было сброшено листовок и брошюр 600 кг.  Погода от аэродрома по всему маршруту до цели и обратно была ясной при видимости 5-7 км. Средства связи самолета с землей на протяжении всего полета работали хорошо. Противодействия ПВО над целью не оказано.

Листовки и брошюры были на литовском языке, в том числе газета «Тиса» в количестве 8500 шт., договор между СССР, США и Англией о совместных действиях в войне против фашистской Германии – 11900 шт., приказ НКО № 130 – 8925 шт., «Кто такие большевики» - 20400 шт., «К литовскому народу» - 5950 шт., «Что творят немецкие оккупанты» - 2040 шт., «Обращение к литовцам» - 8500 шт., доклад Сталина в брошюре на 24 стр. «О 25 Годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции» - 34000 шт., Молотов «О ратификации Англо-Советского-Американского соглашения» брошюра на 32 стр. – 255 шт., доклад Сталина «О 24 Годовщине Октябрьской революции» в брошюре на 36 стр. – 850 шт., Василенко «Кто такие фашисты» - 1020 шт., сборник стихов «Живой Литве» в брошюре по 100 стр. – 510 шт. 

По наблюдению экипажа в 18:48 с высоты 2000 м перелетая линию фронта в районе Новосокольники было отмечена сильная артперестрелка с обеих сторон. В 19:10 с высоты 3000 м по дороге Освеч – Полоцк отмечено движение отдельных автомашин с зажженными фарами на Полоцк до 15 единиц. В 19:21 с высоты 3000 м по дороге Шарковщизна – Глубокая наблюдалось движение автомашин в направлении Глубокая до 30 единиц. В 19: 23 с высоты 3000 м пролетая над г. Шарковщизна отмечено много световых точек. В 19:48 с высоты 3000 м на дороге Михайлишки - Вильно зафиксировано движение отдельных автомашин в обе стороны.

222 ад ДД в ночь с 25.1 на 26.1.43 года повторным вылетом в период 1:10 – 2:50 26.1.43 года разрушала ж.-д. узел Витебск и ж.-д. узел Вязьма. Было произведено 24 самолетовылета, из них: по ж.-д. узлу Витебск - 12 самолетовылетов, при этом один самолет капитана Жарова и штурмана капитана Новикова вел наблюдение за результатами бомбометания с 2:28 до 5:56 с высоты 2500 метров; по ж.-д. узлу Вязьма – 12 самолетовылетов, при этом 6 экипажей из-за неблагоприятных метеоусловий возвратились с маршрута на дальнюю цель в г. Витебск и бомбардировали ближнюю -  в г. Вязьма.

Один самолет капитана Давыдова и штурмана Клименко при возвращении с боевого задания из-за течи масла по команде командира полка благополучно произвел посадку на ближнем запасном аэродроме Клин.

Всего было сброшено 179 бомб разного калибра и предназначения общим весом 25840 кг. Боевой налет составил 86 часов 33 минуты.

В результате бомбардировки ж.-д. узла Витебск в период 2:00-2:50 26.1.43 г. с высоты 2000-3500 по наблюдениям экипажей установлено 48 попаданий в основном по центру ж.-д. станции, что привело к 8 очагам пожаров – 6 на путях станции и два в центре города, один из них большого размера. Цель прикрывалась до 2-х батарей ЗА среднего калибра, работало до 7 прожекторов. Огонь ЗА вела не организованно и взаимодействия с прожекторами не было. ИА противника не отмечено.

Экипаж капитана Жарова и штурмана Новикова в период 2:28-2:56 26.1.43 г. производил наблюдение за результатами бомбометания ж.-д. узла Витебск с высоты 2500 метров, но ввиду закрытия цели облачностью наблюдение положительных результатов не дало.

По ж.-д. узлу Вязьма бомбометание производилось в период 1:10 – 2:15 26.1.43 г. с высот 3500-4000 метров. Наблюдением экипажей установлено 41 попадание по ж.-д. путям и сооружениям станции. Разрывами бомб создано до 70 очагов пожара, один из них сопровождался большим взрывом. Цель прикрыта до 3-х батарей ЗА среднего калибра, огонь также велся МЗА, количество которой не установлено, работало до 10 прожекторов, но неэффективно. ИА противника не отмечено.
*****

26.1 -27.1.43 г.

Командир 222 ад ДД приказал силами 125, 16 и 37 ап ДД в ночь с 26.1 на 27.1.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожать скопление ж.-д. эшелонов на ж.-д. станции Колодня. Точка прицеливания центр станции. 37 и 16 ап ДД подготовить самолеты-разведчики погоды к 15:30 26.1.43 г. Наряд самолетов: 16 ап ДД – 6 самолетов; 37 ап ДД – 11 самолетов; 125 ап ДД – 7 самолетов. 125, 16 и 37 ап ДД самолетами с малым ресурсом как всегда разрушать ж.-д. узел Вязьма. Цель освещать 125 ап ДД и для себя, и для 16 ап ДД. 37 ап ДД цель освещает для своих самолетов. 16 ап ДД выделить самолет-контролер с командиром экипажа капитана Жарова. При наличии облачности ниже 600 метров бомбардировать запасные цели: ж.-д. узел Вязьма и участок ж.-д. станции Издешково, станцию Алферово. Быть готовым к повторному вылету.

Экипаж ст. лейтенанта Тимофеева в составе пилота сержанта Косточкина, штурмана ст. лейтенанта Бочанкова, стрелка-радиста мл. сержанта Смирнова, воздушного стрелка мл. сержанта Гадалина в период 21:43 26.1.43 – 00:52 27.1.43 г. произвел полет на разведку погоды по маршруту Броницы – Юхнов – Смоленск с бомбометанием станции Колодня – Клин – Загорск – аэродром. Бомбометание производилось в 23:25 26.1.43 г. с высоты 3100 метров. Было сброшено 7 бомб: 3 ФАБ-250, 2 ФАБ-100, 2 ЗАБ -100, общим весом 1150 кг, в результате чего экипажем было установлено 4 попадания по ж.-д. станции в районе ж.-д. путей. Боевой налет составил 3 часа 12 минут.

ПВО станции Колодня входило в систему ПВО города Смоленск. Отмечено до 6 батарей ЗА среднего калибра, которые вели огонь с северной и северо-восточной окраины города. Работало 8 прожекторов. На подходе к цели противник пытался организовать заградительный огонь. В дальнейшем огонь ЗА велся не интенсивно, разрывы наблюдались на всех высотах и во всех направлениях. Взаимодействие ЗА и прожекторами отсутствовало, ИА противника не установлено.

За период 21:43 26.1.43 г. – 00:52 27.1.43 г. погода была следующей: аэродром – Бронницы – цель ясная, видимость 1 км. В районе цели облачность 3 балла на высоте 3700 м, видимость 1 км. На обратном маршруте: цель – Клин облачность 3-5 баллов на высоте 1500 м, видимость 1-1,5 км; Клин – Загорск облачность 3-10 баллов на высоте 1000 м; аэродром облачность 5 баллов на высоте 1000 м, видимость 1 км.
*****

27.1-28.1.43 г.

Командованием 222 ап ДД было намечено нанести силами 37, 16 и 125 ап ДД эшелонированные удары одиночными самолетами с целью уничтожения ж.-д. эшелонов и разрушения ж.-д. путей на ж.-д. узле Брянск II. Точка прицеливания – центр ж.-д. станции. 37 ап ДД предписывалось подготовить самолет-разведчик погоды к 16:00 27.1.43 г. Первый удар предполагалось нанести в период 19:00 – 19:55 27.1.43 г., второй – в период 1:40 – 2:15 28.1.43 г. Цель предназначалось освещать одним самолетом от 37 ап ДД и одним самолетом от 125 ап ДД. Самолеты–осветители требовалось высылать за 5 минут до выхода основных групп бомбардировщиков. Боевая зарядка на самолет составляла: 50% - 4 ФАБ-250 и 2 ФАБ-100 и 50% - ЗАБ-100. Самолетам-осветителям иметь полный комплект ЗАБ-15.

37, 16 и 125 ап ДД самолетами с малым ресурсом предназначалось как всегда разрушать ж.-д. узел Вязьма.

Командирам полков предписывалось обратить особое внимание на подготовку штурманов по изучению маршрута и приводов.

222 ад ДД в ночь на 28.1.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожала скопление ж.-д. эшелонов, разрушала пути на ж.-д. узле Брянск II и разрушала ж.-д. узел Вязьма.

Всего было произведено 28 самолетовылетов, из них: по ж.-д. узлу Брянск II -24 самолетовылета; по ж.-д. узлу Вязьма – 2 самолетовылета.

Погода на маршруте и в районе цели была ясной, видимость 4-5 метров.

Было сброшено 183 бобы разного калибра и предназначения общим весом 26570 кг. Снижение средней бомбовой нагрузки произошло за счет 3-х самолетов осветителей от всех полков, учитывая боевую работу подствета цели в темное время. Боевой налет составил 86 часов 43 минуты.

В результате бомбометания по ж.-д. узлу Брянск II в период 18:40-19:27 с высоты 2800-3900 метров экипажами было установлено, а контролерами подтверждено, до 80 разрывов бомб по ж.-д. путям цели и до 25 разрывов в поселке Фокино. Разрывы сопровождались пожарами и взрывами. Всего отмечено до 13 очагов пожаров, из которых один больших размеров. В северной части ж.-д. узла отмечено два взрыва большой силы с ярким белым пламенем. Предположительно были взорваны боеприпасы. Зарево пожаров наблюдалось на удалении от цели до 25-30 км.


Цель была прикрыта до 6 батарей крупного и среднего калибра, работало 6 прожекторов и один прожектор большой силы на северной окраине цели. Отмечен один истребитель противник, патрулирующий на высоте 1000 метров с зажженным аэронавигационными огнями, но атак он не производил. Огонь ЗА хотя и усиливался, но велся не прицельно. Разрывы наблюдались на всех высотах и направлениях с большими ошибками в определении высоты. Взаимодействия ЗА с прожекторами отсутствовало.

Бомбометание по ж.-д. узлу Вязьма производилось в период 18:43 – 18:47 27.1.43 года с высоты 3500-3700 метров, в результате которого наблюдалось до 6 разрывов бомб по цели при одном очаге пожара небольших размеров. Огонь ЗА до 3-х батарей среднего калибра велся не интенсивно, работало до 12 прожекторов без взаимодействия с ЗА. Иа и аэростаты заграждения не отмечены.

222 ад ДД в ночь на 28.1.43 г. повторным вылетом продолжила эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожать скопление ж.-д. эшелонов на ж.-д. узле Брянск II и разрушать ж.-д. узел Вязьма. Было произведено 22 самолетовылетов по дальней цели и один по ближней. Было сброшено 159 бомб разного калибра и предназначения общим весом 26875 кг. Боевой налет составил 73 часа 41 минут.

По ж.-д. узлу Брянск II бомбометание производилось в период 01:37 - 2:40 28.1.43 года с высоты 3000-3800 метров при ясной погоде и с видимостью до 10 км. Наблюдением экипажей было установлено до 90 попаданий по ж.-д. узлу, в следствии чего возникло до 21 очагов пожаров, сопровождающихся взрывами. 12 очагов пожаров в центре ж.-д. узла слились в один большой очаг с красным пламенем и рядом с взрывов большой силы. Предположительно горело горючее и боеприпасы.

По ж.-д. узлу Вязьма производилось в 01:41 28.1.43 года с высоты 3500 м. Экипаж, сбросив 3 ФАБ-250, 3 ФАБ-100 и 2 ЗАБ-100 тш, наблюдал 3 разрыва по центру ж.-д. узла в районе ж.-д. путей.

ПВО Брянска и Вязьмы изменений в своей работе по сравнению с данными за период 18:40 - 19:27 27.1.43 года не отмечено. Подтверждается патрулирование одиночными истребителями над г. Брянск.
*****

28.1 -29.1.43 г.
Командир 222 ад ДД приказал в ночь с 28.1 на 29.1.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожать скопление ж.-д. эшелонов и разрушать ж.-д. пути на узле Гомель. Точки прицеливания: для 37 ап ДД – ст. Гомель хозяйственная; для 16 ап ДД - ст. Гомель пассажирская; для 125 ап ДД – ст. Гомель сортировочная. 16 и 37 ап ДД иметь в готовности самолеты-разведчики погоды. Цель освещать 37 и 16 ап ДД. 37, 16 и 125 ап ДД самолетами с малым ресурсом разрушать ж.-д. узел Вязьма. Командирам полков обратить особое внимание на подготовку штурманов по изучению маршрута и приводов.

222 ад ДД в ночь с 28.1 – 29.1.43 г. произвела 21 самолетовылет, из них по ж.-д. узлу Гомель 17 самолетовылетов, по ж.-д. узлу Вязьма 4 самолетовылета. Всего было сброшено 150 бомб разного калибра и предназначения общим весом 22670 кг.

На маршруте от аэродрома до линии фронта наблюдалась дымка на высоте 2500 метров при видимости 1-2 км. От линии фронта до цели отмечалась уже густая дымка, местами имела место крупа, видимость 0,5 км. В районе цели – дымка при видимости 1-2 км.

Из боевого донесения 37 ап ДД за № 24 от 28.1.43 г.: на протяжении всего полета по маршруту пилотирование происходило по приборам, так ка сплошная дымка накрывала горизонт, вертикальная видимость была в 1-0,5 км.

По ж.-д. узлу Гомель бомбометание производилось в период 19:20 – 20:22 с высот 2500 – 4100 метров. Видимость цели естественная удовлетворительная, при помощи САБ хорошая. Было также разбросано 118000 листовок на русском и белорусском языках, из них 59000 – «Сделать наши дороги не проходимы для немцев» и 59000 – «Наша Москва».

Наблюдениями экипажей и контролерами установлено до 52 разрывов бомб по ж.-д. путям и станционным сооружениям ж.-д. узла и в районе города.

При этом было отмечено 18 попадании в районе товарной станции с 8 очагами пожара, из ник один большого размера, сопровождавшийся взрывами в районе входных стрелок западной части станции. Предположительно были взорваны эшелоны с боеприпасами. Второй очаг пожара образовался в районе станционных сооружении особо большого размера, который в последствии наблюдался в удалении от цели на 20-30 км.

20 попаданий в районе пассажирской станции создали до 7 очагов пожара, при этом два очага большого размера, сопровождавшиеся взрывами в центре станции. Предположительно горели эшелоны с боеприпасами.

10 попадание в районе сортировочной станции создали до 8 очагов пожара, два из них большого размера сопровождались взрывами и отмечалось яркое пламя огня и клубы дыма. Предположительно горели цистерны с горючим. 13 попаданий в районе юго-западной окраине города, где создано было до 6 очагов пожара больших размеров - горели кварталы.

Ж.-д. узел Гомеля прикрывался одной батареей ЗА среднего калибра, действовало до 8 прожекторов, огонь велся слабо и не организовано, без взаимодействия с прожекторами. В конце бомбометания противодействие ослабло.

На обратном маршруте на участке «цель – Клин» имела место дымка, местами крупа, видимость 0,5 км; на участке «Клин – аэродром» - дымка, видимость 1-0,5 км.  При подходе к аэродрому Гжатск в 21:00 экипаж капитана Карасева отметил быструю готовность средств вражеской ПВО. В течении одной минуты наш самолет был взят в прожектора до 10 штук, ЗА до 4 батарей открыла интенсивный огонь. С аэродрома взлетело 3 самолета, предположительно 2-х моторных ночных истребителей.

По ж.-д. узлу Вязьма бомбометание производилось в период 18:41-18:56 с высот 3450-3700 метров. В результате наблюдений экипажей установлено до 25 попаданий по заданным целям.  Разрывами бомб создано один очаг пожара большого размера в южной части ж.-д. путей станции и два взрыва. При этом один взрыв большое силы в юго-западной части ж.-д. узла, предположительно взорвана цистерна с горючим.

Ж.-д. узел Вязьма был прикрыт до трех батарей ЗА среднего калибра. Огонь ЗА велся не организовано и малоэффективно. Действовало до 10 прожекторов, взаимодействие с ЗА слабое. ИА противника не отменено.
*****

29.1 – 31.1.43 г.

О состоянии матчасти 222 ад ДД на конец января месяца 1943 года можно судить по боевому донесению 37 ап ДД за № 24 от 28.1.43 г. По этому поводу там сказано: Боевой состав – исправных самолетов 10, в числе их самолет № 477 без моторесурса. Неисправных – 9 самолетов, всего боевых самолетов 19. Боеготовых экипажей к работе днем и ночью – 14.

Командир 222 ад ДД приказал силами 16, 37 и 125 ап ДД в ночь с 29.1 на 30.1.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов разрушить склады горючего, находящихся северо-восточнее Брянск II в лесу в 200 метрах севернее шоссе в заданном квадрате.  Точка прицеливания – центр склада. 37 и 16 ап ДД иметь в готовности по самолету-разведчику погоды. Цель освещают 37 и 16 ап ДД. Запасная цель ж.-д. узел Орел и ж.-д. участок Карачев – ст. Нарышкино.

Самолет-разведчик погоды от 16 ап ДД, командир корабля лейтенант Рыбалко, штурман Елисеев, в период 16:20-19:05 29.11.43 года произвел разведку погоды по маршруту и в районе Брянска.

Из-за неблагоприятной погоды на маршруте и на линии фронта, которая характеризовалась туманом, снегопадом и видимостью 0-1 км, произвел бомбометание в 17:30 с высоты 2000 м запасной цели ж.-д. станции Карачев и вернулся на свой аэродром. Было сброшено 4 ФАБ-250 и 4 ЗАБ-50 общим весом 1200 кг. В результате 4 разрывов бомб на ж.-д. станции возник 1 пожар небольшого размера среди 2-х ж.-д. эшелонов, стоящих на путях станции. ПВО никакого противодействия не оказало.  Боевой налет составил 2 часа 45 минут.

Командир 222 ад ДД приказал силами 16, 37 и 125 ап ДД в ночь с 30.1 на 31.1.43 года эшелонированными ударами одиночных самолетов уничтожать скопление ж.-д. эшелонов и разрушать ж.-д. пути на ж.-д. узле Гомель. Боевая нагрузка на самолет: по 4 ФАБ-250. По усмотрению командира полка нагрузку для некоторых экипажей увеличить дополнительно, подвесив по 2 ФАБ-100. 37, 16 и 125 ап ДД самолетами с малым ресурсом разрушать ж.-д. узел Вязьма.

Самолет-разведчик погоды от 37 ап ДД, командир корабля капитан Козлов, штурман ст. лейтенант Щукин, в период 16:04-18:23 30.1.43 года произвел вылет на разведку погоды по маршруту в район Гомеля. Из-за неблагоприятных метеоусловий на маршруте из района Перемышль вернулся обратно и произвел благополучно посадку с бомбами на своем аэродроме. Налет составил 2 часа 13 минут.