Взрывоопасно, газ!

Владимир Калабухов
                НАША ЖИЗНЬ

     Первый мой визит в литературные круги состоялся не так уж давно – в 2002 году. Корреспондент газеты «Городской вестник» светлой памяти Виктор Николаевич Любезнов, будущий организатор Дома-музея Андрея Белого и ЛИТО «Кучинский Парнас», принял меня в редакции, располагавшейся в Железнодорожном ещё на Пролетарской улице, 2.

     А пришёл я с животрепещущим вопросом – польская газовая колонка в моей квартире, отработав более 30 лет, приказала долго жить, что было зафиксировано в акте домоуправления. В те времена шла реорганизация ЖКХ, но ещё действовали правила замены изношенного газового оборудования – плит и колонок за счёт городского бюджета. Тогда в не таких уж высоких тарифах на газ учитывались нормативная его цена с учётом количества прописанных в квартире жильцов, стоимость обслуживания, текущего ремонта и даже замены домашнего газового оборудования, а также расходы на приём платежей без комиссионных процентов. Заменить колонку? Я сообщал о длительном преодолении бюрократических преград, дошедших до судебного разбирательства. В итоге дело окончилось ничем – денег в городском бюджете было мало. Мы с сыном поехали на Тишинский рынок и купили другую импортную колонку фирмы «Электролюкс», кстати, прослужившую чуть больше 10 лет. Об этих мытарствах и был мой рассказ. Виктор Николаевич в это время готовил подобную публикацию с названием «У разбитого корыта» и мой эпизод подошёл дополнением к подробному описанию волокиты коммунальщиков и их отношений к простым людям.

     К газовым колонкам прогоревшие медные змеевики хорошо умели запаивать специалисты не газовой службы, а самодеятельные ребята, даже державшие на Салтыковском вещевом рынке свой деловой контейнер по обмену «худых» змеевиков на запаянные. От такого ремонта газовая служба и домоуправления постоянно уклонялись, опасаясь ответственности за брак. А замену змеевиков выполняли сами жильцы или нанятые платные слесари-сантехники.

     Пришли новые времена. Всё домашнее газовое оборудование десятка конкурирующих на рынке фирм и очень многих моделей теперь принадлежит владельцу квартиры. Приборы учёта расходуемого газа устанавливаются пока только в «частном секторе». А вот с обслуживанием и ремонтом такого хозяйства, многономенклатурного и взрывоопасного, заниматься никто особо не желает – требуется лицензия на обслуживание газового оборудования и складские запасы или умение доставать запчасти той самой десятки фирм, что в нынешних условиях весьма проблематично. Но безопасность-то обеспечивать как-то надо. И вот появились фирмы-надзиратели. В Железнодорожном – организация «Виссервисгаз». С ней по рекомендации управляющих компаний жители заключают договоры, по которым не реже одного раза в квартал специалисты обходят, осматривают и обнюхивают оборудование, дают советы по замене шлангов, установке диэлектрических вставок, вытяжных гофротруб и т. п. Эта услуга стоит около 3000 рублей в год для каждого владельца газооборудованной квартиры. Постоянно растущие тарифы на газ уже не учитывают никакого ремонта, обслуживания и тем более замены, а при ежемесячной оплате за газ и за надзорный обход с соответствующих сумм кассы приёма платежей берут ещё и комиссионные проценты.

     Всё бы хорошо, но газовое оборудование стареет, изнашивается, что-то в нём ломается. Вот и наступил, так сказать, момент истины. Ровно 20 лет, целых два гарантийных срока, верой и правдой прослужила у меня газовая плита модели «Брест 3106» с четырьмя конфорками, духовым шкафом и сетевым электророзжигом. Ослабли пружинные шарниры, которые должны прижимать дверцу духового шкафа к уплотнителю, приходится делать внешний прижим хоть шваброй. И вдруг провалилась внутрь нажимная головка теплостойкой кнопки розжига. Можно пока обходиться спичками или специальной зажигалкой. Плита чистая, смотрится прилично, работает отлично. Менять вроде бы рано. Попробуем подремонтировать. И началась волокита... Почти как много лет назад с польской колонкой.

     В первую очередь не так уж сложно заменить кнопку, где-бы её только найти? От сети плита отключена, 16 винтов отвинчены, правда, у трёх оторвались головки, пришлось их высверлить и нарезать резьбу. Доступ к кнопке организован. Да, она сломалась. В Интернете продавцов кнопок сколько угодно, но конкретная модель двадцатилетней давности практически отсутствует. Сын в одном из московских магазинов нашёл её, но ему отказали в продаже образца с витрины. В другом кнопка продавалась только в комплекте со всеми проводами и блоками устройств розжига плиты, где-то около 2000 рублей. На стройдворе в Кучино и в специализированном магазине на улице Андрея Белого, 1 подходящей кнопки тоже не оказалось. Ладно, поищем ремонтную службу.

     На полумиллионный городской округ Балашиха в Интернете не нашлось ни одной мастерской по ремонту газового оборудования, ни одного специалиста-индивидуала, готового привезти и установить несчастную кнопку. Откликнулась «Единая служба сервиса» («ЕСС») в Люберцах. Заказ принят, мастер позвонит, договоритесь о времени встречи.

     На Рождество, 7 января, в каникулы прибыл молодой человек, представившийся мастером с трёхлетним стажем работы. Достав из дорожной сумки электрошуруповёрт, другой инструмент и... термопластовую маленькую кнопку взамен большой сломавшейся, он быстро пристроил кнопку, закрепив её сзади хлорвиниловой изолентой. На мои сомнения по теплостойкости этой конструкции возразил, что будет нормально работать. Гарантия. Оплата кнопки и вызова – 6120 рублей. За эти деньги можно было купить три комплекта кнопки с проводами и устройствами розжига на всю плиту... А сколько будет стоить замена двух шарниров к дверце? (Сами шарниры в Интернете продаются по 1000 рублей за пару). Эта работа будет стоить 17000 рублей. Ну и тарифы! Проще новую плиту купить.

     Через два дня кнопка перегрелась при работе духового шкафа, и её нажимная головка вылетела пулей. Звонок в «ЕСС». По номеру наряда найден мастер, ему сообщено об отказе кнопки. Звонок мастера с обещанием через недельку подобрать и установить замену в посадочное отверстие диаметром 16 мм, что по его просьбе я измерил. Вторая, третья, четвёртая недели. Три напоминания звонками в «ЕСС», три обещания доделать по гарантии... Действовать через суд? Дороже станет... Но этот рассказ – выговор недобросовестной конторе с гигантскими монопольными тарифами (конкурентов-то нет!), раскладывающей по почтовым ящикам граждан «заказные» письма со своими рекламными материалами и магнитными визитками (фото 2). Наконец 18 февраля после нескольких звонков в контору и отосланного в виде комментария к заявке на ремонт предварительного варианта этого рассказа прибыл с напарником тот же мастер, и мы общими усилиями установили «правильную» кнопку розжига. Бесплатно, по гарантии. На другой день я изготовил из подручных деталей внешний поворотный пружинный прижим дверцы духовки (фото 3). Так что газовая плита «Брест 3106» 2002 года выпуска ещё послужит, не надо тратиться на замену шарниров прижима. Кстати, мастер посоветовал купить новую комбинированную плиту с четырьмя газовыми конфорками и электрическим духовым шкафом. Безопасней ли такая электрогазовая плита? Сомневаюсь. Пока тратиться на неё не будем.

     Но не в деньгах счастье, как гласит народная пословица. Главное – безопасность работы газового оборудования, которое некому обслуживать даже в полумиллионном городском округе Балашиха. Взрывы с жертвами и пострадавшими регулярно происходят в разных местах России. И о причинах этих бед можно говорить много. Но надо и что-то предпринимать, в том числе к фирмам-надзирателям, вроде «Виссервисгаза». Которые не умеют, не желают ремонтировать и поддерживать в рабочем и безопасном состоянии домашнее газовое оборудование граждан. Зато умеют зарабатывать на надзоре, а в свободное время, которого у них «навалом», готовы за плату, например, заправлять картриджи принтеров, даже цветных... Те ведь не взрываются. И к газовому оборудованию никакого отношения не имеют. Лучше бы ремонтировали с надёжностью и гарантией газовые плиты и колонки, умея доставать запчасти. Глядишь, и взрывов бы в стране поубавилось.

     2023