Новое об интонации. Теория стиха

Любовь Красивая
                ИНТОНАЦИОННЫЕ  ПРОЦЕССЫ 
                В  ОБЛАСТИ  СТИХА.

Интонация – это  категория,  свойственная  поэтической  речи.  Она  является  продуктом  применения  в  стихах  так  называемого  фонетического  письма,  когда  привычная  инструментовка  насыщается  концентрированным  количеством  созвучных  единиц:  фонем,  и  гласных  и  согласных.  В  этом  случае,  поставленные  в  новые  условия  существования,   привычные  аллитерации  и  повторы  вступают,  вынуждены  вступать  в  новые  соотношения,  и  этим  свидетельствуют  о  более  высокой  и  развитой  культуре  поэтической  речи,  её  стиховых  созвучий – сочетаний.

Характерной  особенностью  фонемного,  фонетического  письма  является  то  обстоятельство,  что  фонемы  из  общего  звукоряда,  стихотворного   узора,   выделяются,   обособляются   в   определённые  ячейки,  которые  становятся  индивидуальным  элементом  стихотворной  теории,  носителями  определённого  заряда,  и  поэтому  носят  название  интонаций. 
Таким  образом – интонация – это  соотношение,  в  котором  находятся,  в  которое  вступают  минимальные  части  человеческой  речи.  Минимальными  частями  человеческой  речи,  как  известно,  считаются  слоги.
Из  этого  следует  то,  что  интонация  включает  в  себя  первую  гласную,  с  прилегающим  к  ней  согласным,  или  группкой  согласных,  и  второй  гласной  с  одной  или  несколькими  согласными.  Эти  два  слога  срежиссированы  таким   образом,  чтобы  вследствии  однородного  или  подобного  звукового  состава  они  образовывали  единый  благозвучный  комплекс,  ансамбль,  приобретающий  название  созвучия.

В  начале  2000  годов  возникает  новая  теория  стихосложения,  которая  охватывает  ряд  явлений,  незнакомых  прежней,  до  2000  года,  теории  стиха.  Это  связано  с  новоавангардными  стиховыми  течениями:  техницизмом,  структурными  стихами,  фигурально – импровизационными,  сугубо  игровыми.
Всем  этим  течениям  свойственно  одно  и  то  же  явление:  активное  внедрение  звукового,  сонорного  начала,  применение  фоники,  фонетического  письма,  усиление  значения  мелодики  и  гармонизующе – организующих  факторов.
Всё  это  обязывает  переосмысливать  привычную  инструментовку  стиха  в  качестве  более  высокой  степени  организации  и  компоновки  материала,  самого  принципа  стихостроения,  технологии  построения  стиха.          
Итак,  привычная  инструментовка  стиха,   задействующая  аллитерации,  повторы  и  рифмы,  теперь  поднята  на  более  сложный  и  более  высокий  уровень  организации.  В  этом  заключается  особенность  её  технологии.
Более  сложный  и  более  высший – потому  что  в  интонации  взаимосвязаны,  взаимодействуют  2  направления,  2  фактора  грамматического  значения:  на  уровне  горизонтальном,  включающем  в  себя  последовательность  синтагм,  (линейная  последовательность),  и   на   уровне   вертикальном,   когда  гласные  тона  интонации  образуют  один  интервал,  звуковысотное  соотношение  (высотный  интервал,  когда  2  элемента  отмечаются  вместе). 
Обратимся  к  стихам:

              В  купели! 

                В  капелле!

          В  компактном,
                понятно, 
                комплексе
                Капель,
           В  комплекте,
                компоте,
                в  компании
                Платьев,

              В  их  кипе –
                кантате,
                Из
                Плоти  и
                плоти,
                Плоти  и 
                плоти,
                Платьев  и
                платьев,
                Платьев  и
                платьев,
                Стати  и
                стати,
                Стати  и
                стати,
                (Знати  и 
                знати,
                Знати  и
                знати)

                Значится –
                Там
                Находится
                один
                Приятель!


В  самое  начало  стиха  вынесены  2  однородных  по  звуковому  составу,  слова:  «в  купели»  и  «в  капелле».  Однородный  состав  заключается  в  наличии  в  обеих  словах  одних  и  тех  же  фонем:  «в,  к,  п,  л».  Как  видим,  различия  в  словах  настолько  незначительные,  что  второе  слово  буквально  повторяет  первое.  Поэтому  два  этих  слова,  поставленные  рядом,  образуют  созвучие  наивысшей  степени  благозвучия,  и,  следовательно,  наивысшей  организации:  они  образуют  внутреннюю,  так  называемую,  смежную  рифму:

В  купели : в  капелле

То  есть  эти  слова  вступили  в  соотношение,  называемом  созвучие,  которое  сводится  к  тому,  что  первое  слово  находится  в  звуковом  отношении  ниже  первого,  из  за  наличия  в  нем  гласной  «у».  Эта  гласная  имеет  более  густую  тембральную  окраску,  по  сравнению  с  гласной  «а»  второго  слова,  вследствии  чего  она  расположена  акустически  ниже.  Что  обусловлено  самими  природно – акустическими  характеристиками  гласных  звуков  русского  языка.
Слоги,  из  которых  состоят  эти  слова,  взаимодействуют  между  собою.
Их  3  пары:  ку + ка,  (КУпели : КАпелле),  пе + пе,  (куПЕли : каПЕлле)  ли + лле,  (купеЛИ : капеЛЛЕ).  Также  в  состав  интонации  входит  повтор  предлога  «в : в».
Вследствии  перекличек  согласных,  а  также  гласных  тонов,  прослеживаются  связи  между  слогами  слов:  они  притягивают  друг 
друга,  вступая  в  союзы.  Это  последствия  воздействия  их  энергетики  одного  на  другое,  одного  слога  на  слог  из  второго  слова. 
Слоги – это  те  частицы  речи,  которые  несут  заряды  энергетики.  Поэтому  они  либо  притягивают  друг  друга,  это  называется  явлением  магнетизма,  либо  отталкивают  друг  друга,  противоречат,  и  это  явление  носит  название  экстремизма.  Это  совершенно
новые  термины,  привычнее  понимание  на  уровне  акустического  благозвучия - как  консонирования  и  как  диссонирования. 

На  приведённом  примере  прослеживается,  как  от  первоначальной  пары  слов  тянутся  связи  к  последующим.  Они  оказываются  вовлечены  в  интенсивную  фонетическую  игру,  которая  выражается  в  том,  что  слова  опеваются,  повторяются,  перекликаются,
 обтекаются  в  общем  потоке,  призванном  организовать  слова  мелодически.  Эта  мелодия  аппелирует  к  дисциплине  стиха,  к  упорядоченности.  Порядок,  в  котором  располагаются  слова,  отвечает  правилам  поэтики  стиха.  Задача  этих  правил – создавать  гармоничные,   приятные,   полноценные  в  акустическом  отношении  сочинения,  которые  бы  отвечали  эстетическим   потребностям   человека.  Ведь  поэзия – это  звуковое  искусство. Это  игра,  которой  мы  пытаемся  придать  подобие  смысла.      
Побольше  пленительной  гармонии,  поменьше  просмотров  и  случайных  провалов. 
   

                *****
   
Данная  публикация  представляет  из  себя  начальный  фрагмент  моей  новой  статьи.  Потом  я  её  допишу  и  доработаю.