ИНТОНАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В ОБЛАСТИ СТИХА.
Интонация – это категория, свойственная поэтической речи. Она является продуктом применения в стихах так называемого фонетического письма, когда привычная инструментовка насыщается концентрированным количеством созвучных единиц: фонем, и гласных и согласных. В этом случае, поставленные в новые условия существования, привычные аллитерации и повторы вступают, вынуждены вступать в новые соотношения, и этим свидетельствуют о более высокой и развитой культуре поэтической речи, её стиховых созвучий – сочетаний.
Характерной особенностью фонемного, фонетического письма является то обстоятельство, что фонемы из общего звукоряда, стихотворного узора, выделяются, обособляются в определённые ячейки, которые становятся индивидуальным элементом стихотворной теории, носителями определённого заряда, и поэтому носят название интонаций.
Таким образом – интонация – это соотношение, в котором находятся, в которое вступают минимальные части человеческой речи. Минимальными частями человеческой речи, как известно, считаются слоги.
Из этого следует то, что интонация включает в себя первую гласную, с прилегающим к ней согласным, или группкой согласных, и второй гласной с одной или несколькими согласными. Эти два слога срежиссированы таким образом, чтобы вследствии однородного или подобного звукового состава они образовывали единый благозвучный комплекс, ансамбль, приобретающий название созвучия.
В начале 2000 годов возникает новая теория стихосложения, которая охватывает ряд явлений, незнакомых прежней, до 2000 года, теории стиха. Это связано с новоавангардными стиховыми течениями: техницизмом, структурными стихами, фигурально – импровизационными, сугубо игровыми.
Всем этим течениям свойственно одно и то же явление: активное внедрение звукового, сонорного начала, применение фоники, фонетического письма, усиление значения мелодики и гармонизующе – организующих факторов.
Всё это обязывает переосмысливать привычную инструментовку стиха в качестве более высокой степени организации и компоновки материала, самого принципа стихостроения, технологии построения стиха.
Итак, привычная инструментовка стиха, задействующая аллитерации, повторы и рифмы, теперь поднята на более сложный и более высокий уровень организации. В этом заключается особенность её технологии.
Более сложный и более высший – потому что в интонации взаимосвязаны, взаимодействуют 2 направления, 2 фактора грамматического значения: на уровне горизонтальном, включающем в себя последовательность синтагм, (линейная последовательность), и на уровне вертикальном, когда гласные тона интонации образуют один интервал, звуковысотное соотношение (высотный интервал, когда 2 элемента отмечаются вместе).
Обратимся к стихам:
В купели!
В капелле!
В компактном,
понятно,
комплексе
Капель,
В комплекте,
компоте,
в компании
Платьев,
В их кипе –
кантате,
Из
Плоти и
плоти,
Плоти и
плоти,
Платьев и
платьев,
Платьев и
платьев,
Стати и
стати,
Стати и
стати,
(Знати и
знати,
Знати и
знати)
Значится –
Там
Находится
один
Приятель!
В самое начало стиха вынесены 2 однородных по звуковому составу, слова: «в купели» и «в капелле». Однородный состав заключается в наличии в обеих словах одних и тех же фонем: «в, к, п, л». Как видим, различия в словах настолько незначительные, что второе слово буквально повторяет первое. Поэтому два этих слова, поставленные рядом, образуют созвучие наивысшей степени благозвучия, и, следовательно, наивысшей организации: они образуют внутреннюю, так называемую, смежную рифму:
В купели : в капелле
То есть эти слова вступили в соотношение, называемом созвучие, которое сводится к тому, что первое слово находится в звуковом отношении ниже первого, из за наличия в нем гласной «у». Эта гласная имеет более густую тембральную окраску, по сравнению с гласной «а» второго слова, вследствии чего она расположена акустически ниже. Что обусловлено самими природно – акустическими характеристиками гласных звуков русского языка.
Слоги, из которых состоят эти слова, взаимодействуют между собою.
Их 3 пары: ку + ка, (КУпели : КАпелле), пе + пе, (куПЕли : каПЕлле) ли + лле, (купеЛИ : капеЛЛЕ). Также в состав интонации входит повтор предлога «в : в».
Вследствии перекличек согласных, а также гласных тонов, прослеживаются связи между слогами слов: они притягивают друг
друга, вступая в союзы. Это последствия воздействия их энергетики одного на другое, одного слога на слог из второго слова.
Слоги – это те частицы речи, которые несут заряды энергетики. Поэтому они либо притягивают друг друга, это называется явлением магнетизма, либо отталкивают друг друга, противоречат, и это явление носит название экстремизма. Это совершенно
новые термины, привычнее понимание на уровне акустического благозвучия - как консонирования и как диссонирования.
На приведённом примере прослеживается, как от первоначальной пары слов тянутся связи к последующим. Они оказываются вовлечены в интенсивную фонетическую игру, которая выражается в том, что слова опеваются, повторяются, перекликаются,
обтекаются в общем потоке, призванном организовать слова мелодически. Эта мелодия аппелирует к дисциплине стиха, к упорядоченности. Порядок, в котором располагаются слова, отвечает правилам поэтики стиха. Задача этих правил – создавать гармоничные, приятные, полноценные в акустическом отношении сочинения, которые бы отвечали эстетическим потребностям человека. Ведь поэзия – это звуковое искусство. Это игра, которой мы пытаемся придать подобие смысла.
Побольше пленительной гармонии, поменьше просмотров и случайных провалов.
*****
Данная публикация представляет из себя начальный фрагмент моей новой статьи. Потом я её допишу и доработаю.