Весь покрытый золотом, абсолютно весь...

Кора Крылова
На днях встретилось в интернете четверостишие, которое вызвало размышления по нескольким направлениям: и за, и против.

Вот это первичное, заинтересовавшее меня четворостишие, ходящее по интернету:
"Весь покрытый золотом, абсолютно весь,
патриарх московский у России есть,
патриарх московский у России есть,
весь покрытый золотом, абсолютно весь…"

Очевидно, что стих создан по мотивам песенки из популярной советской комедии "Бриллиантовая рука" (1968 года). И очень удачно совпадают подход в решении проблемы как в оригинале песни, так и в её интерпретации под новую проблему — проблему с церковным антуражем и жизнеобеспечением высшего руководства духовных православных пастырей России.

Прочитав это четверостишие, стало понятно, что автор не мог ограничиться только им, и можно поискать в интернете продолжение сего остроумия. Конечно же нашлось. Стихи оказались корректные и в тему, написанные в 2019 году. В этот год наша православная церковь всё ещё соревновалась с католицизмом в проявлении богатства и власти в духовно-политической сфере, если можно так назвать такую направленность деятельности любой церкви любой конфессии. Полный текст и остроумное добавление к нему (в 2021 году) вы можете прочитать на Стихи.ру. https:// stihi.ru/2019/10/03/972 Жаль, что так мало рецензий на очень важную тему, отражённую в стихотворении, которая не так проста, как кажется на первый взгляд. Моя рецензия настолько постепенно удлинилась, что мне подумалось поставить её отдельной статьёй.

Отношение к стихотворению и поднятой в нём проблеме у меня двоякое.

1) Отличное стихотворение! Подбор песенки из "Бриллиантовой руки" — очень в точку: в ней есть и вопрос, и ответ на извечно больную тему "А почему так?!" В самой песенке-оригинале есть ответ на этот вопрос. Ответ иносказательный:
"Как на зло на острове нет календаря.
Ребятня и взрослые пропадают зря,
Ребятня и взрослые пропадают зря:
На проклятом острове НЕТ КАЛЕНДАРЯ!"

Поэтому "понедельники" не могут отменить. А что символизирует слово "календарь"? Календарь — это прежде всего упорядоченность, согласованность с космическими закономерностями движения светил и нашей матушки-Земли, которые добываются путём изучения неба и законов Природы. Календарь — это отражение космических закономерностей, применённых для человеческих ежедневных нужд. Важность календаря можно показать на таком историческом примере.
Когда Корея была в полной вассальной зависимости от Китая, то на территории Кореи можно было пользоваться только тем календарём, который спускался из столицы Китая императором своим вассалам. Свой календарь создавать корейцам было строго запрещено. Хотя китайский календарь из-за более южного географического расположения Китая по сравнению с Кореей вносил хаос в хозяйственную деятельность Кореи. Ведь вместе с календарём требовалось выполнения каких-то обрядов, праздников и земледельческих действий, т. е. была полная привязка к календарю всей жизни страны. У России сейчас наблюдается привязка к Европе, и григорианский календарь сыграл в этом не последнюю роль… Корее и её понимающим властителям пришлось немало и порой жестоко бороться за право иметь свой календарь и жить по нему. Им удалось этого добиться, и благодаря этому жизнь корейского народа получила возможность развития и укрепления. Можете посмотреть об этом интересный исторический сериал "Чан ён силь" (это имя корейского учёного, под руководством которого разрабатывался новый календарь).

К календарю применимо выражение: "Знание — сила". В календаря фиксируется знание, и жизнь человека упорядочивается согласно этому знанию.
Но на некоем "острове" нет "календаря", - нет знания, нет упорядоченности, а значит нет силы что-либо изменить. Ведь чтобы изменить что-то, мало возмущаться происходящим безобразием или несправедливостью: надо знать, где свет и куда идти к нему из тёмного лабиринта незнания. Только знание куда и как шагнуть даёт возможность сделать хотя бы шаг к свету, к изменению к лучшему. Не зная куда идти, как вы сдвинетесь с места? А если и сдвинетесь, то куда? Куда надо или к ещё большему незнанию — просто в гнев и недовольство?

В остроумном прибавлении к стихам Ирины Новаковой у Юрика Морозоффа есть такое окончание:
"Вроде не безбожники и могли бы жить.
Им бы подношения взять и отменить,
Им бы подношения взять и отменить,
Но как же патриарху без этого прожить?"

Патриарх смог бы прожить, так как он не только патриарх Всея Руси, но и по совместительству бизнесмен с большим стажем. Вопрос не в патриархе, вопрос в другом.

НО КАК ЖЕ САМОЙ ПАСТВЕ БЕЗ ЭТОГО ПРОЖИТЬ?

Если не было бы нужды в такой форме проявления набожности и приобщения к праведности, то ничто не удержало бы людей от переключения их внимания на более важную для их жизни деятельность и понимание устройства Жизни, своего места и роли в Ней.

Церковь и её антураж — это яркий внешний показатель того, сколько людей в России поддерживает именно такую форму понимания окружающего жизнеустройства.

Бичевать внешнее проявление – бесполезное занятие, это – бичевание вершины айсберга. Чтобы что-то изменить в понимании народа о божественности и святости, нужны знание и умение различать добро от зла. Этому учатся с рождения и до ухода в мир иной.

Интеллектуальные знания могут быть хорошим подспорьем в умении различать правду от софизмов, но не всегда этот вид знания способен помочь: порой за листьями не видят леса, за изобилием интеллектуальных теорий и понятий не видят сути явления, - сути духовной, психологической, сердечной, душевной — того, что греет душу.

А на данном историческом этапе даже такая противоречивая церковь, какая есть в лице православия в России, многим греет душу. За этим туда и ходят люди. Люди, слушая наставления священников, слушают их через призму своих понятий и чувств, потому каждый слышит своё, близкое ему. Большинство греет приобщение к великому потоку, ведущему к праведной жизни на понятном для них языке. Это придаёт сил и уверенности, что ты не один и не одинок в своих усилиях. И золото на патриархе не коробит их: они видят в этом могущество объединённых усилий многих "малых сих", где есть и их доля участия.

Поэтому прежде всего паства не может без этого антуража церкви прожить: люди хотят видеть власть и могущество того главы, куда они приходят на поклонение. Именно на поклонение. Если бы они шли за знанием, то им важно было бы видеть в главе сияние не золота, а мудрости и знания, которое обычно пренебрегает златыми одеяниями… Но на данном этапе это не так в массовом порядке. Поэтому претензия не к одеянию патриарха, которое лишь отражение существующей действительности…

2) И "вторая сторона медали". СтОит на нашу церковь посмотреть на международном поле её деятельности. Высшее руководство православной церкви участвует в политической деятельности нашей страны. Патриарх является политиком больше, чем духовным пастырем.  Война, начатая НАТО на Украине, ярко проявила позиции духовных пастырей католицизма и украинского и русского православия. Не забудем, что на Украине украинские священники московской патриархии не только пострадали от нацистов, но и погибали и становились героями и мучениками, защищая элементарные права людей, отстаивая законность. А Ватикан проявил себя "во всей красе"… Ватикан тоже весь в золоте, абсолютно весь.

Наше православие отстаивает традиционные (нормальные) человеческие отношения в семье. Ватикан проповедует Содом и Гоморру. Наше православие отстаивает патриотизм и защиту Родины, Отечества вопреки давлению не только на экономику России, но и на личные финансовые дела православной церковной верхушки…

Когда главы правительств и дипломаты демонстрируют на себе дорогие одежды и транспорт, это воспринимается, как само собой разумеющееся. Любой руководитель не выйдет в затрапезном виде на публичное мероприятие, не поедет "на хромом кабриолете", потому что это не его личное дело: он уже себе не принадлежит, он является лицом уполномоченным от всей России. И как он должен выглядеть? Соответственно самоуважению всего народа.

Традиционно главы церкви в России одевали ризы в золоте. Возможно, поэтому великий водитель Земли Русской Сергий Радонежский отказался от этой политической роли, где внешний вид сильно разнится от того духовного направления, которому он учил. Он остался в простой рясе и был духовным главой России как в те исторические времена, так и по сей день.

3) Народ должен отстоять право главам церкви являть светочь мудрости без сверкания злата. Именно народ сначала должен пожелать и стремиться к этому изнутри своих душ. Мысли народа выльются в итоге во внешнем облике их представителей и на международном поле. Когда страна будет иметь силу такую, с которой будут считаться, несмотря на простоту одеяния, тогда и будет полное соответствие слов и дел наших глав православной церкви.