Необыкновенная Гроза

Виктор Каменев
В театре «Спичка» - премьера, Оксана Половинкина поставила «Грозу» А.Н.Островского, ту самую, которая прогремела в середине XIX века на всех главных сценах императорской России, и отозвалась известными рецензиями Добролюбова, Писарева и Аполлона Григорьева. Это признанная вершина русской сцены того века, и, посмотрев спектакль «Спички», убеждаешься, что классика не стареет, поскольку... типы людей-то всё те же. Хотя сегодня на дворе юбилейный 200-й год со дня рождения А.Н.Островского.


Где наша камерная «Спичка» и где громада «Грозы» А.Н.Островского? Где? Всё во власти режиссёра. Мы видим камерное прочтение «Грозы», не всей драмы, а семейных, человеческих отношений её участников, о чём сказала, предваряя спектакль, Оксана Половинкина. Интересное прочтение, действительно, в основе любой драмы - люди, с их сложными отношениями между собой. Но этим-то они и интересны... Богу?


На сцене «Спички» мы не видим хрестоматийных «очистительной грозы» и «луча света в тёмном царстве», нет известных сильных сцен, признания Катерины, но мы видим тайные пружины драмы Островского, которые сокрыты в характерах её участников. Главные персонажи драмы Островского как бы исповедуются перед Катериной, главной героиней-самоубийцей, каждый со своей правдой, своими взглядами на жизнь.

Первым исповедуется Борис, её соблазнитель, человек по-московски образованный, и как бы «иностранец» в провинциальном городе Калинове, затем исповедуется Кабаниха - её свекровь и мучитель, человек тяжёлого старого века, потом Варвара-«шито-крыто», дочь Кабанихи и её антипод, сводница и пособница Катерины, наконец, Тихон, муж Катерины, человек добрый, но слабый, что называется, подкаблучник, только не жены, а «маменьки».

Сама Катерина исповедуется перед зрителями, и мы видим её то маленькой птичкой, то трепетной бабочкой, поражённой вдруг мыслью: почему люди не летают? Она попала в тяжёлую золочёную клетку старой купеческой семьи, но эта «птичка» с характером, и её последнее утешение — в глубинах матушки Волги. И вдруг понимаешь, что эта «птичка» - самый сильный, непокорный характер в драме, она — не добролюбовский «луч света в тёмном царстве», она — сама гроза, разразившаяся в этом «царстве», сначала своими слезами-дождями, а потом ударом грома в глубины Волги.

Такого прочтения «Грозы» Островского у нас ещё не было, причём оно сочетается с бережным отношением к нашему классику: режиссёр даёт нам подлинного Островского, с замечательной простонародной речью XIX века, мы видим воочию наших предков, наши истоки. Ни одного слова из века сегодняшнего — только Островский, и как он актуален! «Гроза» собирается всегда в отношениях между людьми, и может грянуть вдруг, как гром посреди ясного неба!

Классика хороша тем, что задаёт вечные вопросы, на которые нет ответа и сегодня, и «Спичка» нам о них напоминает. С высоты времени мы видим, как рухнуло «царство Кабанихи», и воздвиглось новое царство из «луча света его», но и оно рухнуло, и воздвиглось новое... а человеческие типы, выведенные А.Н.Островским, никуда не делись, они и сегодня среди нас... Мы видим отчётливо эти типы в интерпретации «Грозы» Оксаной Половинкиной, посмотрите им в лицо в этом спектакле: может быть, вы кого-то узнаете?

Несколько слов о таинственных ходах этого прочтения «Грозы». Вместо привычного сада на высоком речном берегу, на сцене висит магический ключ, к которому прикасаются все участники драмы, то ли это ключ от садовой калитки, которая ведёт к месту любовного свидания Катерины с Борисом, то ли... от глубин Волги. Подводные шумы и синие куртки, в которые облачаются персонажи спектакля, создают впечатление потусторонности, мы словно погружаемся в Волгу вместе с Катериной, и вместе с ней, со стороны, вспоминаем, что произошло с ней.

Актёрский состав «Грозы» больше чем наполовину новый, молодой, а я люблю смотреть на начинающих актёров, угадывать в них большие таланты. И, удивительное дело, хотя для многих актёров это едва ли не дебют, они умеют держать паузу, играют без слов, они живут на сцене, пусть иной раз с помарками, но такими милыми, главное, что они живут на сцене, это живой театр, и это привлекает всегда в «Спичке». Это свидетельство класса театра, он умеет «шлифовать» юные таланты.

В спектакле заняты Катя Спиридонова - Катерина; Светлана Макуева – Кабанова; Виктория Больбот – Варвара; Даниил Толыпин – Тихон; Давид Оплетин – Борис; Галя Ким – Катерина; Марина Решетняк – Кабанова; Аня Баулина – Варвара.

Обе премьеры необыкновенной «Грозы», 18 и 19 февраля, прошли с аншлагом и закончились длительными зрительскими аплодисментами. Интерпретация «Грозы» Оксаной Половинкиной нравится современному молодому зрителю.

Виктор Каменев
Фото Константина Бобрышева
20.02.2023
#белгород#театрспичка#театр#островский