Развитие социальной справедливости и идеи Маркса

Аникеев Александр Борисович
     Уже в конце своей жизни основоположники диалектического материализма К.Маркс и Ф.Энгельс, переосмыслили всё самое ценное и прогрессивное из опыта исследования категории социальной справедливости передовыми мыслителями прошлого.  Изучив объективный характер социальной справедливости и её связь понятий об общественном труде, равноправии и свободе с общественными интересами и государственными институтами в соединении прав с обязанностями они осмыслили и формы ее реализации.

     Творческий вклад Маркса в исследование сущности и содержания социальной справедливости в обобщённом виде состоит в следующем:

     Во-первых, классики марксизма отказались рассматривать понятие социальной справедливости вне его конкретно-исторического содержания, вне реальных общественных отношений, что было наиболее характерно для домарксовых теорий. Справедливость перестала навязываться общественно-историческому процессу как нечто внешнее по отношению к нему, а стала целиком и полностью выводиться из результатов этого процесса, что придало ее содержанию характер научной истины.

     В противовес абстрактным, вневременным, оторванным от жизненных реалий рассуждениям об идеале вечной справедливости Маркс и Энгельс установили земные, материальные корни идеи развития социальной справедливости и ее высшего критерия. «Справедливость,- указывал Ф.Энгельс, - всегда представляет собой лишь идеологизированное, религиозное  выражение существующих социально-экономических взаимоотношений людей либо с их консервативной, либо с их революционной стороны».

      Во-вторых, согласно выводам Маркса, всё, что называется справедливым (или несправедливым) и к чему применяется соответствующее понятие, прямо или косвенно связано с общественными отношениями трудового, обменного или распределительного типа, что должно регулировать, нормализовать и упорядочивать общественную систему, способствовать  развитию общества. Именно в этих целях в обществе происходит непрерывный процесс обмена деятельностью, продуктами труда, идеями, материальными и духовными ценностями, постоянно распределяются жизненные условия между индивидами, коллективами, большими и малыми социальными группами, классами и другими социальными субъектами.

     В-третьих, социальная справедливость рассматривалась Марксом в контексте открытого им закона смены общественно-экономических формаций, в соответствии с которым ее содержание соответствует определенному способу производства материальных благ.

     А цель научного анализа сущности социальной справедливости Маркс видел в выявлении противоречий социально-экономической реальности и нахождения путей их преодоления.  Согласно основным выводам из политэкономии, заработная плата и рабочее время определяются ещё и конкуренцией, а значит справедливость требует, чтобы все стороны участвующие в производственном процессе и развивающие их были с самого начала поставлены в относительно равные условия. Но этого нет и не может быть при капитализме!

     Если капиталист не договорится с рабочим об условиях труда и зарплаты, то он в состоянии ждать, живя на свой капитал. У рабочего же нет никакого капитала и он вынужден брать работу тогда, там и на тех условиях, на которых он может ее получить. Рабочий с самого начала оказывается в неблагоприятных условиях,  а между тем, согласно убеждениям капиталистов, в этом-то и заключается сущность свободы и справедливости при капитализме.

     В данном контексте Маркс не приемлет никакой социальной справедливости капитализма, поэтому капиталистическая формы обмена  труда на деньги без всяких социальных гарантий трудящихся по труду очерчивает капитализму чёткие пределы развития экономики, достигнув которые он начинает тормозить дальнейшее развитие как производительных сил, так и всего общества.

     Указанное препятствие, с точки зрения марксизма, можно устранить только революцией в социально-экономических отношениях между трудящимися и капиталистами, а сделать это могут только сами трудящиеся объединённые в свою парламентскую партию и вести свою организованную борьбу до достижения победы своей программы развития общества на парламентских выборах!

      Но программа партии обязательно должна содержать основной вывод Маркса из всей критики капитализма, что узаконенное равенство рабочего времени должно определять не только относительно равное количество труда, но и относительно равные и достойные человека нормы производимых трудящимися базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры на одежду от их общего производимого в обществе количества!

     И все трудящиеся должны иметь право на эти нормы по количеству и квалификации своего честно и справедливо нормированного общественно необходимого труда не только по времени труда, но и по сложности, трудоёмкости, опасности для здоровья и прочее. Имея зарплату по результатам квалификации труда, чтобы каждый мог сам формировать благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды, а также приобретать производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества исходя из своих возможностей!

      Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? А старики, больные и немощные должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду или степени инвалидности пенсию для благополучной жизни и старости!

      А коммунизм наступит только тогда, когда с развитием экономики и людей общества у каждого с правом на общественно необходимый труд будет право на пользование и всеми необходимыми средствами коммуникации!  А это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, а на рынке лишь их конечные устройства, если кого-то не устраивают стандартные или их общественные формы!  И тогда наступит полное социальное благополучие необходимое для интеллектуально-духовного развития и для творческого, созидательного труда и полноценного отдыха в жизни каждого! И всегда помнить, что ресурсы ЗЕМЛИ не безграничны и пользоваться ими необходимо разумно и мудро!

      Ваше право, иметь это всё или не иметь, но вам всё это должно быть доступно по закону как трудолюбивому, добросовестному и законопослушному гражданину общества!

      А интеллектизм наступит, когда у всех будут условия для своего нормального интеллектуально-духовного развития. Ведь интеллигентность это не столько обладание интеллектуальным богатством, сколько стремление нести это богатство людям! А если каждый будет направлять это полученное богатство лишь на личное потребление, то чем он лучше рабовладельца, феодала или капиталиста?

      Практически так живут люди в кибуцах Израиля, граждане таких стран, как Норвегия, Дания, Финляндия, Канада, Сингапур, Швейцария и другие, но по своим национальным традициям, по богатству природных ресурсов, по развитию экономики, поэтому и нормы социальных гарантий будут разные.

      Теоретически это возможно и в России.  Теоретически.  Но реально сегодняшние граждане России не готовы даже к объединению сторонников такого образа жизни.  Если они, конечно, есть…

      Или вы знаете социально развитую страну, где у власти нет избранной народом правящей партии с социально прогрессивной программой развития своей страны?

      А сказочку про коммунизм, где каждый будет трудиться на благо народа по способностям, а иметь от народа необходимое для жизни по потребностям независимо от участия в труде на благо народа, ЗАБУДЬТЕ, это для ДЕБИЛОВ! Ни один уважающий себя народ не будет кормить бездельников, если у них нет документа об их полной физической или интеллектуальной инвалидности и не позволит себе обеспечивать лентяев и бестолковых как и трудолюбивых, грамотных и добросовестных специалистов!

      Маркс такую хрень мог писать только по молодости, когда ещё не выработал саму сущность коммунистического общества, чтобы привлечь внимание к коммунистической идее.

      Но когда Маркс и Энгельс поняли, что в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, ни у мудрых, ни у глупых, а ресурсы земли ограничены, больше они такую глупость НИКОГДА не писали. Ведь им не было и тридцати, когда писали Манифест...

      А вы вспомните себя в этом возрасте, шибко умными были? Даже христианская религия в своём учении о Христе утверждает, что он своё учение о свободе и справедливости в загробном мире, за благочестие в этом, создал в 33 года! А сколько раз это учение потом исправляли и переделывали каждый гад на свой лад и сделали орудием для угнетения людей труда?