Па-ди-ист

Элла Титова
Поход в филармонию на детский музыкальный утренник прошел, как говориться, не очень продуктивно. Особого энтузиазма у моего сына и сразу не было, но для него было важно, что пойдет он с бабушкой, ну и буфет с пирожными конечно манил…
На утреннике исполнялась детская классика: Чайковский, Шостакович, Щедрин.
Когда эта сладкая парочка вернулась домой, я спросила ребенка, понравился ли ему концерт.

— Вообще-то, мне было скучно,— ответил Миша,— и я стал считать. Вот я тебе расскажу: в зале 24 колонны, 8 люстр, четыре ряда кресел и 16 лож. А еще я узнал в буфете, что каждая люстра весит 700 кг. У пирожных был очень вкусный крем, я съел три штуки!

После этой истории я решила, что к походу в Эрмитаж нужно подготовиться и дождаться, пока ребенок сам туда запросится. Мы часто гуляли около Эрмитажа, разглядывали атлантов, а дома иногда смотрели вместе прекрасно изданный альбом «Ленинградский Эрмитаж»

Я предполагала начать с рыцарского зала, и мы рассматривали доспехи в альбоме. Или, например, посмотреть на знаменитого золотого павлина. В альбоме он тоже был представлен во всех подробностях и не менее подробно описан.
И вот в один прекрасный день сын сказал, что хочет пойти в Эрмитаж, смотреть часы-павлина.

— Ура! — ликовала я, — сработало!

Жители Питера знают, что знаменитые часы заводятся для посетителей один раз в неделю, в среду в семь часов вечера. Так что такой поход с ребенком нужно было тщательно спланировать!

Но, как всегда, все пошло не по плану. В Эрмитаже мы встретили мою подругу со своим сыном, семилетним Сашей. Мише было девять. Мы не виделись уже лет сто и поэтому, конечно разговорились. Дети держались рядом и что-то живо обсуждали. Как-то незаметно мы оказались перед залом египетских древностей. У моей подруги не было четкого плана осмотра Эрмитажа, и она решила пойти с нами. К павлину нужно было подниматься на второй этаж, но мы решили, что ничего страшного не будет, если мы пройдем через египетский зал…

Миша по дороге занудно высчитывал: протяженность залов Эрмитажа в части Зимнего дворца порядка 15 километров. А мы пойдем со скоростью 5 км в час и за три часа все осмотрим!

И тут-то все и началось. Народ, как обычно окружил мумию жреца. Дети опасливо жались к родителям, бабулька — смотрительница зала зорко следила, чтобы никто не пытался фотографировать. Мы тоже подошли на свою голову.

— Смотрите, мертвый человек! — в ужасе прошептал Саша, вцепившись в Мишу. А почему он голый?

Мы подошли поближе.

— Мама, азартно посмотрел на меня сын,— а почему здесь труп? Такого поворота событий я не ожидала, ну, и, соответственно не готовилась….

— Дети, пояснила находящаяся рядом экскурсовод, это — не труп, это — мумия египетского жреца.

— Это как в мультике про мумию, снисходительно объяснили дети постарше. Но мы такое еще не смотрели.

Миша вырвался вперед.

— А почему жреца, а не фараона? Фараон же главнее!

Я судорожно пыталась вспомнить, что я знала об этой мумии.

Таак, слово «мумия» имеет арабские корни. Нет, это, пожалуй, не пригодится. Мумию подарил Эрмитажу какой-то купец, фамилию, хоть убей, не вспомню. Звали жреца Па-ди-истом — уникальный экспонат, возрастом более трех тысяч лет. Работники Эрмитажа ласково называют мумию Андрюшей… — это, пожалуй, тоже лишнее…

Миша нарезал круги вокруг мумии.

— Нет, ну какая же она все-таки классная!

Тем временем Сашу стошнило, и мама увела его в туалет, благо первый этаж. Посетители разошлись, вызвали уборщицу.

— Эх, жаль, что фотоаппарата нет, я бы снимков наделал! Миша буквально прилип к стеклу.

— Мам, а ты кем хотела бы быть, египетским фараоном или египетской мумией? А почему у мумии сломаны ноги?

"Хорошо быть египетским фараоном, плохо быть египетской мумией",— мелькнуло в голове.

— Миша, сломаны не ноги, а кости. Думаю, что их сломали грабители кургана, где была захоронена мумия.

— А что такое курган?

— Мам, а ты боялась эту мумию когда была маленькой?

— Мам, а почему Па-ди-ист улыбается? Ему было перед смертью смешно, а не страшно? А почему у него есть все зубы, он же был старенький, когда умер?

— Да мне, Миша, как-то не кажется, что он улыбается. Ученые установили, что жрецу было около 35 лет, когда он умер, так что все зубы при нем.

— Значит, его убили? Мам, ну посмотри какой этот Па-ди-ист красивый! Хорошо бы его зарисовать…

— Миша, посмотрим подробное описание в альбоме, может, пойдем уже? Посмотрим, что там с Сашей.

— Хорошо, пойдем, посмотрим, только потом опять вернемся!

— Миша, а как же павлин?

— Ну, мам, павлин в другой раз, я хочу вернуться к мумии!

Мы направились к туалетам. Саша, очень бледный, сидел на диванчике в гардеробе.

— Саша, как ты себя чувствуешь, тебе уже лучше? — спросили мы с Мишей.

— Да,— прошелестел Саша. Я просто очень испугался…

Мы решили побыть со знакомыми, пока они одеваются, а потом вернуться к мумии. Спорить с Мишей было себе дороже!

— Миша, как ты думаешь? — спросил Саша, — зачем царю столько горшков?

— Каких горшков?

— Ну, в туалете мы с мамой были, а там очень много горшков!

— Пойдем, Саша, я тебе объясню по дороге, — заторопилась подруга. Мы попрощались и опять отправились в египетский зал к злосчастной мумии.

Миша с неослабевающим интересом приник к мумии. Что там можно было рассматривать с таким упоением?

— Мам, а почему никто не чинит сломанные кости этой мумии? А как его так высушили, на солнце надолго оставили?

— А когда мы загораем, мы что, тоже можем превратиться в мумии? Значит долго загорать нельзя? Бабулька-смотрительница даже дремать перестала и с любопытством следила за Мишей. Нечасто она, наверное, видела такой упорный интерес.

Вот уж ей-богу, «О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют...»

На мое счастье подошло время закрывать музей. Дома Миша немедленно засел за раздел древностей в альбоме про Эрмитаж, спать его уложить было невозможно.


В субботу к нам приехала бабушка. К этому времени все сведения о мумиях, приведенные в детской и взрослой энциклопедиях были выучены наизусть. Над Мишиной кроватью висел тщательно срисованный из альбома план Эрмитажа, на котором зал № 100 (Египетский) был помечен красным фломастером.

Мумия стала моим кошмаром. Чтобы хоть как-то спастись, я вручила Мише увесистую книгу «Из истории алхимии» с подробнейшим разделом «Медицинская мумия». Это было большой ошибкой! Миша решил приступить к практическим занятиям.

Не ожидавшая подвоха бабушка сразу же попала в цепкие Мишины ручонки.

— Бабушка, а ты знаешь что такое «иудейский асфальт? А что для изготовления мумий в древнем Египте использовали кедровую или сосновую смолу, но кедровая ценилась больше? А еще пчелиный воск и битум. А еще во время бальзамирования на тело накладывались всякие заклятья! Правда, интересно? Я тебе сейчас расскажу такое про мумию!

Бабушка была деморализована.

Наконец, приблизительно через час, ей удалось вырваться ко мне на кухню, с мечтой попить уже, наконец, кофе.

— Ты слышала, спросила она «пропитавшись» темой? — Эрмитажная мумия хотела отправиться на историческую родину в Египет (Миша замер в коридоре, я закатила глаза), но тоже... не смогла купить билеты…

— Мама, ну ты-то хоть не начинай! Но было уже поздно!

— Бабушка, а как мумия хотела, она же неживая? А разве у нее теперь Родина не Эрмитаж?

— Мам, а зачем мумии в Египет?

— Миша, да бабушка просто пошутила, это такой анекдот. Миша надулся. Бабушка пыталась его растормошить.

— Ну, ладно, ожил неожиданно Миша,— а хочешь, пойдем вместе бальзамировать зайца?.....

В течение нескольких следующих месяцев мы ходили к мумии каждую субботу. Мумия снилась мне по ночам. Что-либо другое посмотреть в Эрмитаже удавалось, только пообещав, что мы начнем с мумии, а потом к ней вернемся!

В заключение скажу, что с годами интерес к мумии не угас! Когда в Эрмитаже появились компьютеры, посещение музея выглядело так: сначала нужно было отстоять очередь на вход, потом еще одну очередь за билетами, потом еще одну очередь к компьютеру (это еще было в диковинку).

На компьютерах была установлена программа, дающая возможность начертить и затем распечатать план похода по музею. Стрелочками был проложен маршрут к заданному залу. Куда бы мы ни направлялись, конечной точкой всегда была проклятая мумия!

«Не дай мне Бог сойти с ума….»