О том, как ваше масло кладут на чужой кусок хлеба

Эдуард Островский
Вебинар для журналистов «Госзакупки, как объект внимания СМИ» 25.02.2021

https://www.youtube.com/watch?v=Dh5Os8TkHmk

        Госзакупки-основной способ использования заработанной обществом государственной собственности. Поскольку в госсекторе создается порядка 70% ввп, от эффективности этой работы государства в существенной степени зависит уровень жизни людей в в России.
        Поэтому я прокомментирую этот сюжет союза журналистов, выложенный на странице" Общественный контроль..." Дмитрия Доброштана. Там даны интересные примеры применения специального законодательства регулирующего госзакупки, с целью повышения их эффективности.
        Для такой работы нужны именно общественные организации наподобие той, что создал Дмитрий. Отдельным гражданам это не потянуть,-предмет слишком сложный.
Кроме специальной ответственности за нарушения в гос закупках,закрепленной фз 44, 223, которую и пытаются применять журналисты, используя сми, возможна общеуголовная ответственность, где кроме специальных статей- 200.4, 200.5 ук рф, существуют и статьи предусматриваюшие ответственность за мошенничество, создание ОПГ, соответственно ст.ст. 159 и 210 УК РФ. А в особенности на ст 285УК Рф- злоупотребление должностными полномочиями.
        В особенности, поскольку только эта статья предусматривает ответственность не только при наличии доказанных корыстных мотивов, но и по мотивам " иной личной заинтересованности".
        А что это? Если кратко, то когда госзакупку получает предприятие предложившее явно завышенную цену, это и есть " иная личная заинтересованность чиновника" ( корыстная, как правило, не доказана), поскольку он действовал не в интересах предприятия заказчика, как должен был по закону, а в интересах частного предприятия-исполнителя госзакупки. Это открывает возможность уголовного преследования ВСЕХ руководителей, кто решил отдать закупку исполнителю по явно завышенной цене. Именно поэтому полиция и не регистрирует такие факты, или делает это не по своей инициативе, а по решению " политического руководства". Иначе бы 90% контрактных управляющих и руководителей госпредприятий и учреждений, где практикуют госзакупки, - неминуемо оказались бы зэками...
       Обратиться в полицию, прокуратуру, в фас, в администрацию президента ( если вас не услышат правоохранители) по силам любому гражданину, если он полагает, что в каких то госпредприятиях, учреждениях занимаются под прикрытием госзакупок- хищением бюджетных, государственных средств. И уже вопросы выяснения деталей преступной деятельности-будут делом полицейских. А информация об этом доступна каждому на сайте Закупки гов, ру.
       Так 14 02 2023 УВД по Свердловской области был зарегистрирован по моей инициативе ( по обращению в прокуратуру) материал n1559 "О нарушениях при закупке картофеля облпсихбольницей (сокпб)".
       Да, все это не просто и развивалось в течение 5 лет в рамках других " отказных" материалов, но квалифицируемых полицией именно по ст 285.
Так что сроки рассмотрения, при обращении по данным фактам непосредственно в полицию, с 9 месяцев, как это происходит при журналистском расследовании, сокращаются до 3 - 10 дней, - времени рассмотрения заявления о событии содержащем признаки преступления и принятия по нему решения. То есть "динамить" могут и в этом случае, но не используя сроки рассмотрения, а будут вынуждены мгновенно определяться со своей позицией о наличии или отсутствии состава или события преступления.
       Тогда появляется "право жалобы" в вышестоящую полицию, прокуратуру, администрацию президента не по поводу административного нарушения, а по поводу злоупотребления ( хищения) со сроком отсидки до 10 лет...
Только применение уголовного законодательства позволит уйти от эмитации полицией, прокуратурой, ФАС, казначейством "бурной деятельности" в борьбе с коррупцией. Уйти от игры в песочнице административной и дисциплинарной ответственности, к ответственности реальной за реально-причиненный ущерб.
      А в госзакупках этот ущерб по году равен, по разным оценкам, от 8 до 20 триллионам, при том, что например на пенсии уходит 6, а на оборону в 2022 году- 4,6 триллионов рублей.
      По опыту общения с людьми в результате моих многочисленных публикаций на эту тему мне известно, что люди, за исключением самых обездоленных, вообще этой тематикой "чиновной коррупции", в частности и при госзакупках, - не интересуются.
Госсобственность же нам не принадлежит, пока нам прямо ее не выделяют. Причинно-следственная связь, что наш кусок зависит от размера общего куска, - не сформировалась в сознании людей ни в России, ни в ссср, ни в РФ. Этот контроль всегда был делом самих чиновников. Так обстоят дела с этим "общим куском" и сегодня.
      И только чрезвычайные обстоятельства, в которых мы все сегодня оказались, позволили мне убедить Администрацию Президента, что надо бы вопросом начинать заниматься по-настоящему, а не отдавать его решение на усмотрение тех, кто заинтересован в полной безответственности за такие хищения. Про это обычно говорят: " Мыши против сыра".
      Общество в России уже научилось зарабатывать достаточно для безбедной жизни всех граждан. И мы все сможем безбедно жить, если научимся контролировать то, что нам принадлежит по закону. Где я такой закон откопал? В конституции, - ст. 7:"РФ- социальное государство обеспечивающее достойную жизнь и свободное развитие человека". Госзакупки, вышибание из них мохнатой лапы вороватых чиновиков, это то место и тот способ-откуда и как эти деньги для себя-любимых найти.
      Работа общественности с применением только "специально- госзакупочного" законодательства явно недостаточна, чтобы решить проблему хищений в госзакупках. Проблема такова, что только инициирование и общественными организациями, и правоохранителями, и отдельными гражданами прежде всего законодательства уголовного, сможет поставить под контроль эту работу чиновников.
Соблазн легкого обогащения у граждан, когда они становятся чиновниками, слишком велик, чтобы ограничить его административными штрафами, выговорами и увольнениями.
      Пропаганда приучила нас к мысли, что коррупция,это прежде всего взятка. Работа по борьбе с преступностью в госзакупках показывает, что это не так. Не взятки, а хищения чиновников на десятки триллионов только в госзакупках, - вот что такое коррупция.Победим на этом внутреннем фронте, - победим и в войне с Западом на "украинском направлении". Победим, потому что людям в России, кроме общих, пусть и правильных, патриотических лозунгов, будет иметь смысл бороться за свою, равную с другими, часть государственной собственности.
      Учреждение такого фонда, подобного тому что недавно учредили в Казахстане, думаю произойдет в ближайшее время. И тогда в экономии средств в госзакупках станет прямо заинтересован каждый.
      А этот беспредел, существующий в госзакупках сегодня, останется в прошлом.