С началом Масленичной недели!

Нестихия
Ну, что Друзья? Обещала продолжить разговор о праздновании Масленицы на Руси. Что ж – продолжаем разговор.

Как мы выяснили из предыдущего поста (не того, что после Масленицы наступит, а моего публикационного) теперь у нас Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье.

И вся праздничная неделя делится на два периода: Узкая и Широкая Масленицы. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — соответственно, последние четыре с четверга по воскресенье.

Считалось, что первые три дня хозяйкам можно заниматься любыми домашними делами и делать уборку. С четверга же все хозяйственные хлопоты должны быть прекращены – начиналась Широкая Масленица.

В эти дни любые работы по хозяйству и по дому категорически запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины. Представляете, какие широкие гуляния устраивали на Широкую Масленицу наши праздные пращуры?!

Ты, Масленица, МасленИца.
Ой, красавица девица,
За ворота выходи,
На парнишку погляди!
Хороша-то, хороша
Радуется аж душа!
И наш парень хоть куда –
Выходи за воротА! *

Ведь на Масленицу на Руси устраивали и смотрины. Каждый день масленичной недели имеет свое название и издревле наполнен особенным смыслом.

Вот как дни масленичной недели именовались на Руси:

Понедельник — Встреча.
Первый день масленичной недели закономерно назывался – да и по сей день именуется «Встречей» — это начало Масленицы. С этого дня хозяйки начинают печь блины. По заведённой на Руси традиции первый блин было положено отдавать нищим, чтобы они помолились за души усопших родственников. Если по близости таковых не оказывалось – оставляли его на пороге в дань памяти предкам. Не отсюда ли пошла приговорка: «Первый блин комом»? Имея ввиду – покатить, как солнечный коловорот от ворот.

Первый блинок
На помянный денёк.
Покатись коловорот,
Чтоб от наших от ворот
Лихо отвести, беду
Недород и хворобу.

В понедельник в деревнях занимались организационными вопросами, касающимися будущих празднований. И в этот же день завершались работы по подготовке к гуляниям: достраивались снежные горки, сооружались балаганы, качели, ставили лотки для торговли блинами и сладостями.

С самого утра мужнины родители отправляли невестку на весь день в её отчий дом, а вечером приходили всей семьёй к сватам в гости угоститься блинами и вместе порадоваться началу масленичной недели.

В первый масленичный день в селах начинали снаряжать-обряжать и чучело Масленицы. Делала это в основном молодёжь с шутками-прибаутками старательно и весело. Набивали соломой и другим подручным, хорошо горящим материалом, рядили в старую одежду и другие лохмотья по принципу кто что принёс, таким образом избавляясь заодно и от старья. Сооружённое таким образом чучело сажали на длинный шест и возили на санях по улицам. После чего выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади и оставляли так до воскресенья.

Вторник — Заигрыши.
Вторник так назван неслучайно. Традиционно на селе он считался был днем гуляний, игр и забав. В этот день с утра начиналось настоящее веселье: катание на санях, ледяных горках, каруселях. По улицам ходили скоморохи, и ряженые, развлекая народ и угощаясь щедрыми подаяниями хозяек.
В этот день звали родных и знакомых на блины.

Ох, тень-потетень,
До чего морозный день!
Подходи скорей кума –
От тебя я без ума!
Угости меня блинком
С чечевишным пирожком.
Расскажу тебе секрет
К дочке ждать сватов аль нет…

Потому как Заигрыши были и днем сватовства в деревнях. Молодые люди приглядывались друг к другу, парни присматривали себе невест, девушки засматривались на парней и украдкой гадали, кто же из них первым пошлет сватов. Родители присматривались к будущим родственникам и в шуточной форме начинали сговариваться о предстоящем торжестве.
По сути все Масленичные обряды сводились к сватовству, чтобы сразу после Великого – честным пирком да за свадебку!

Среда — Лакомка (Лакомица).
В среду зять по традиции приходил к тёще на блины, которые она готовила специально для него. Считалось, что тёща должна вдоволь накормить зятя и всячески демонстрировать (в это день) расположение к мужу дочери. Не из этого ли обычая пошло в народ выражение: «Пришел зять, где сметаны взять?».

Если замужних дочерей у хозяйки было несколько – приглашались и другие гости: родные, соседи. Тогда столы просто ломились от яств.

Зятья славили тещ, пели им хвалебные песни и даже разыгрывали веселые сценки с переодеваниями.

Ой, теща моя –
ты серебряная,
Жинка тоже хороша,
Да к тебе лежит душа.

 - бывало подгулявший зятёк затянет. Да разбитная тёща в долгу не останется:

Ох, зятёк ты мой
Милай, милай, дорогой,
Отчего ж я не злотая?
Молода да нескупая
И собой недурна
Да ещё чуток хмельна!

Руки в боки да так и подзадоривает муженька дочкиного тоже чуток осоловевшего.

Незамужние же девушки и молодые женщины сбегали от этих застолий, потому что такие гулянки порой переходили в слишком уж… развесёлые для слуха молодух пирушки. Они собирались вместе и устраивали собственные развлечения: катались на санях по деревням и также распевали веселые песни и частушки.

Я нашла себе подругу:
Во поле седую вьюга
К ней сбежала от дружка,
Молодого муженька!
Ой, вот, ой, вот:
Убежала из ворот!

Вот и я сыскала друга
Для совместного досуга:
Ветра буйного в степи
Бесшабашней не найти!
Эх, вот, эх, вот:
Приводи к нам в хоровод!

Четверг — Разгул. Или в некоторых местностях, Разгуляй.
С четвёртого дня начиналась Широкая Масленица. Все хозяйственные работы, как было сказано выше, заканчивались. А начинались, широко разворачиваясь, настоящие гулянья в честь Масленицы. Народ вовсю предавался всевозможным потехам, игрищам и забавам.

Об этих празднованиях расскажу вам, друзья, что знаю, позднее…

Приятного начала Масленичной недели!

 ________________
* все стихотворения, частушки, запевки - авторск.