3. 3. Тридцать три года ожидания

Моисей Харитонов
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.

Константин Симонов «Жди меня, и я вернусь», лето 1941 г.
= = = = =
Она ждала уже не для себя – для сына.

У моих школьных друзей Ленчик Вайнтрауб, Виля Бронз, Миля Манн тоже были еще молодые, красивые мамы; но, они получили четкие военкоматские «похоронки» на отцов своих сыновей. И … у моих друзей появились отчимы, насколько помню – хорошие мужики. Меня тепло принимали в семьях друзей. По случаям на меня распространялась частичка мужского воспитания; не более чем.

А мама писала запросы:

И только

*** 1943 г., из эвакуации в Узбекистан

НКО – СССР
Главное Управление
Формирования и укомплектования войск Красной Армии
Центральное бюро по персональному учету потерь личного состава действующей Армии
Отдел 3
22 июня 1943 г.
№ УП-3/5/1816  г. Москва

Копия гр. Лейдерман М. М., Андижанская обл., ст. Шарихан,
до востребования 

Сведения о пропавшем вашем муже начальнике финансовой части дивизиона, т/интенданте 2 ранга, Харитонове Марке Кивовиче, уроженце г. Тульчина, Винницкой обл., 1909 года рождения, подтверждаются. Находясь на фронте он пропал без вести 5 августа 1941 года.

Ст. пом. Начальника 3 отдела
Майор Вьюков
Пом. Начальника 3 отдела
Ст. л-т адм. Службы Урусов

Копия верна
Секретарь Наркомхоза КАССР ДТ…(подпись неразборчива)


*** 1962 г., после обустройства в воссозданном из руин городе рядом с бывшими местечками, откуда корни и откуда мужчины семейства невозвратно уходили на войну

АРХИВ
Министерства обороны Союза ССР
Отдел 4
29 декабря 1962 г. № 53224, г. Подольск, Московск. обл.

г. Винница, ул. Ленина, дом 32, кв. 8
гр. ЛЕЙДЕРМАН-ХАРИТОНОВОЙ М. М.

На Ваше письмо сообщаю, что условный номер в/ч 3196 принадлежал 287 отд. зенитно-артиллерийскому дивизиону 30 гв. СД, документов которого на хранении в Архиве МО нет, а поэтому навести справку о судьбе ХАРИТОНОВА М. К. не представляется возможным.

ВРИО НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА
Полковник Г. Носенко

НАЧАЛЬНИК АРХИВОХРАНИЛИЩА Вербицкий


*** 1974 г., проживая у сына - специалиста в Авианаукограде


Министерства обороны Союза ССР
Главное управление кадров
103160  г. Москва К-160

№ 173/4/И-114539 27 февраля 1974 г.

тов. Харитоновой М.М., 140160 г. Жуковский, Моск. обл, ул. Гагарина, …

На Ваше письмо сообщаю, что по учетным документам Главного управления кадров, начальник финансовой части 287 отдельного зенитного артиллерийского дивизиона 30 стрелковой дивизии техник-интендант 2 ранга Харитонов Марк Кивович числится пропавшим без вести 5 августа 1941 года.

Других сведений о его судьбе в Главное управление кадров не поступало.

Начальник отдела Войтенко

Ну, а я ...

В летние школьные каникулы гостил с мамой в деревне Кордилевка Калиновского района Винницкой области у папиной сестры, она же – мамина тетя, Марии Телеройт, работавшей там бухгалтером на сахарном заводе. В воскресный день мы трое нежились на пляжном пятачке искусственного озера при сахзаводе. Тетушки тихонько разговаривали, вспоминали войну и как ждали-недождались своих мужей. Я растянулся на травке, нарабатывая впечатляющий загар; сквозь дрёму иногда прислушиваясь к их разговору.

Мама вспомнила, как в 45-м, после войны, списалась с папиным сослуживцем – може быть от него узнать что-то об отце. И папин сослуживец тогда приезжал к нам в Нальчик. Мне, пятилетнему, мама только сказала – дядя с папой были вместе на войне, папу надо ждать.

А в этом подслушанном пляжном разговоре я услышал подробности – папа и еще двое младших сослуживцев удирали на армейском грузовичке от стремительно настигавших их гитлеровцев. Грузовичок то ли разбомбили с самолета, то ли обстреляли. И тройка бросилась бежать в какие-то заросли. Двое успели спрятаться и гитлеровцам в спешен наступления было не до поисков, а папу схватили вражеские автоматчики и увели в плен. Двое пробрались к своим и прошли через переформирование, потом уже действительно воевали.

Я не помню своё состояние в тот пляжный момент. Но, с какого-то момента и, возможно, исподволь, случай с отцом стал определять моё мировосприятие и поведение.

Через семь десятков лет образ отца, еще до некоторой степени, был прояснен для меня - главка "На пути к Моменту истины".