Мысли на бегу

Анна Боднарук
                МЫСЛИ  НА  БЕГУ

Мы всё бежим, торопимся прожить…
А надо бы суметь остановиться.
Спасти сегодня и его продлить.
Себе позволить жизнью насладиться.
           (Автор неизвестный)

     Наша жизнь прекрасна всегда: в любое время года, в любой день недели, зимой и летом, в любом возрасте и при любых обстоятельствах. Что для этого нужно? Да, просто не принимать в расчёт нахлынувшее настроение, отбросить его за спину и перед глазами откроется Красота Божьего мира. Ведь она для людей создана. Ни одно живое существо на Земле не способно увидеть и оценить красоту, среди которой мы живём. А мы её омрачаем сиюминутным настроением, суетными заботами, пересудами, невероятными слухами… Так и хочется сказать: «Радуйтесь Божьему дню, Люди! Ведь эти наши дни давно посчитаны. Не тратьте их попусту…»

                ***
     Воробушек – птичка меленькая! Мы просто привыкли так думать. А почему? К примеру, мухоловка намного меньше воробья… Тут дело не в величине тельца этой пичужки, а в том, что мы, своё родное, почему-то не ценим. Восторгаемся заморской пустыней, а природой, которую я называю «За околицей» в грош не ставим. Примелькалась, что ли?..
     Так, вот, о воробушках. Синичка, славная птичка, а воробей – хоть убей! А, вот, не надо так о воробьях говорить! Очень даже миленькие птички.
     Вышла я как-то на осеннем солнышке погреться, села на скамейку, сижу, задумалась. Рядом со скамейкой детская песочница. Дети, кто в школе, кто в садике. Тихо во дворе. На углу деревянной коробки, в которую мелкий песочек насыпан, прибита дощечка, вроде скамеечки. А на ней лежит кирпич, дети откуда-то принесли. Новенький такой, ярко-оранжевого цвета. И вот, откуда ни возьмись, воробушки прилетели. По всему видать – птенцы ещё, из второго воробьиного выводка. Воробушки – трудолюбивые птички, умудряются по два раза за лето вырастить птенцов. Они, все шестеро, на одном кирпиче поместились. Тихонько сидят, в сторону солнца головки повернули, жмутся друг к дружке, греются. Мне до них с десяток шагов. Я сижу, не шевелюсь, и они меня в расчёт не берут. Зато мне их разглядывать – одно удовольствие. Светло-коричневые пёрышки в беленькую полосочку и с тёмненькими пятнышками. Зато все в шлемах. Беленький ободок вокруг шейки. Сверху тёмно-коричневая тюбетейка. Небольшой клювик, по обе стороны глаз и под клювом «бородка» чёрным треугольником. Да ещё щёчки чёрными пятнышками  выделяются на белом фоне. Ну, чем не красавцы? «Набирайтесь сил ребятки! Впереди зима!.. – подумала я».
     И тут родители прилетели. Что-то в клювиках им принесли. Началась суматоха. Я же, чтоб не мешать, спешно ушла от них подальше.

                ***
     …Совершенно случайно услышала фразу диктора телевидения: «По ту сторону греха». Я словно запнулась об неё и стала размышлять: «Нет человека без греха, но и нет греха без человека», «Не согрешишь, не покаешься», «Нет раскаяния без размышлений»…
     По моему мнению, очень мало на планете людей, которые осознанно, просто намеренно «идут на грех». В основном человек, с первого до последнего вздоха, просто учится правильно жить, совершает ошибки от неопытности своей. Порой сами обстоятельства подталкивают его совершить тот или иной поступок, а точнее - проступок. Раскаивается, просит прощения или старается забыть о том, что было, оставить его в прошлом. …Но чтобы понять человека, надо самому, мысленно повторить его путь, окунуться в его ситуацию. А значит – оказаться «По ту сторону греха».
     И ещё надо и то принять во внимание, что «через грехи (по недомыслию), люди познают мир души человеческой». Всё просто. Человек, пока не споткнётся, не догадается, что надо хоть иногда под ноги смотреть. Что и говорить, опыт жизни человеку  дорогой ценой достаётся…
     Уже потом узнала, что фраза диктора «По ту сторону греха», это название книги Ксении Игоревны Рудневой. То количество страниц, что я успела прочитать, привело меня к мысли о том, что эту книгу надо прочитать очень вдумчиво, размышляя и сравнивая с поступками людей дня нынешнего…
     Если спросить любого и каждого встречного человека о грехе, то в большинстве своём люди ответят словами Юрия Зелёного: «Не грешу со зла и не живу в святости». Поступаю, как получится, по ситуации. Чаще всего так получается, что другого выбора просто не остаётся. Однако анализировать свои поступки всё-таки надо, иначе перестанешь себя считать «человеком разумным»…
      
                ***
     Мне два раза в год становится деревьев жаль. Это, когда в начале лета появляется сочная листва и молоденькие деревца от тяжести гнутся до земли. Как мама когда-то говорила: «В три погибели». А листвы с каждым днём всё больше, больше, веточки длиннее. Растут деревца, а земли вершинкой не касаются. Материнская «спина» гнётся, но не ломается. В августе и вовсе начнёт выпрямляться. Это когда первые листики, как воробушки гнездо, покинут дерево. А ствол всё крепчает, крепчает. К октябрю уже ровные деревья, как спички вершинами в небо глядят.
     Выходит не одна только я их жалела. Помогало Солнышко, Земля-кормилица, да ещё Ветер гибкие спины разминал, листвой шелестел, подбадривал. Поздней осенью гляжу на деревья: похудели, постройнели, молодые прутики одеревенели, к холодам готовятся.
     Сосенки тоже подросли, прошлогоднюю хвою сбросили, красавицами вдоль дорог стоят. А мне их больше других деревьев жаль. Это они сейчас в оголившемся лесу прохожих взгляды к себе притягивают. А придёт время снег выпадет. Вроде бы лёгкая снежинка-пушинка. А сколько этих снежинок за зиму выпадет, на зелёную хвою ляжет. Крещенские морозы прижмут, инеем кроны, словно в латы закуёт. Деревья, которым уже десятки лет, и те долу гнутся. Бывает, что под тяжестью снега ломаются. Зима-то красавица, но уж больно характер у неё крут. Не пожалеет, не обогреет. И то подумать, а что ей жалеть? Она же не растила земных детушек, мачехой к ним пришла. Вот и просим Солнышко: «Обогрей батюшка, тяжесть с древесных плеч сними». И Ветер ему в помощь.
     Слаб человек, да совестлив. У Бога милости и для зелёных братьев просит…

                ***
     Не люблю я высоких домов. По моему мнению: человеку нужно жить наравне с природой, а не над ней. А там, где выше 4-5 этажа, где сидя дома на диване, за окном и дерева не видно – это уже не нормально. Скудеет человек от такого отрыва, становится раздражительным, вроде как сам себя радости лишил, того, среди чего человек веками жил…
     Такие мысли пришли ко мне, когда я, по воле случая побывала в девятиэтажке, всего-то на седьмом этаже. Чудно, необычно и голова кружится. Видно далеко. Осенний лес, разноцветный и таинственный. Не знаю, может быть пожила бы, привыкла, но представить себе, как бы я жила одна в квартире, между небом и землёй… даже мурашки по телу пробежали.
     Опять пришла я в этот дом недельки этак через две-три. Выглянула в окно. Лес пуст, трёхцветен: хвойный, белые кости берёз и какой-то серый, бестелесный, мрачный, удручающий. Вздохнула и отошла от окна, утонула в мягком  кресле, а взгляд всё к окну тянется.
     От мрачных дум спас меня на подоконнике большой букет рыже-красных фонариков физалиса. Мир за окном, с серыми тяжёлыми тучами, оголённым лесом и кажущейся пустотой под ногами, скрашивали фонарики, выросшие в саду у хозяйки.
     - Что, нравятся? Могу парочку подарить…
     - Нет, не надо. У меня деревья видны за окном и воробьи чирикают. Тебе такой букет нужнее, даже необходимее. Он создаёт приятный климат. А это очень важно для жизни…
     Хозяйка сперва удивлённо слушала мои слова, потом согласно кивнула головой, устало села на диван и вздохнула.

                ***
     «Одиночество – это красная нить нашей жизни!». И эти слова оказываются главными, среди ряда мною услышанных. Ведь человек потому и называется Разумным, что он понимает: он смертен и к тому же – одинок. Одинок в различных жизненных ситуациях. Хорошо это или плохо, у каждого человека свои мысли на этот счёт.
     «Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие – великий дар небес». «Мне нравится моё одиночество, нравится моё личное пространство и нравится, когда меня оставляют в покое». «Каждый человек должен учиться с самого детства находиться одному. Это не значит быть одиноким. Это значит – не скучать с самим собой», «Когда ты одинок – это не значит, что ты слабый. Это значит, что ты достаточно сильный, чтобы ждать то, чего ты заслуживаешь».
     Всё это – опыт других людей. А свою жизнь каждый человек строит сам и в разном возрасте делает свои выводы. Одно я для себя поняла: человеку творческому просто необходимо одиночество. Одиночество для того, чтобы упорядочить мысли свои, подвести «промежуточную черту на сегодняшний день», выписаться, ибо невозможно всю накопившуюся информацию держать в голове… Великий Харуки Мураками писал: «Словно обоюдоострый меч, одиночество защищает вас, но в то же время незаметно ранит изнутри».
     Всё должно быть в меру. Одиночество – это разгрузочный день, а не голодание. Одиночество полезно, пока оно радует тебя, но не наоборот…

                ***
     Давно дело было. Шла я со своими, ещё малыми детьми и своей знакомой тропинкой вдоль берега реки. Осень обрывала последние листья с деревьев. Заметно похолодало. Впереди слышны были голоса мальчишек, хохот, и подбадривающие возгласы. Когда подошли поближе, то увидели, что мальчишкам понравилось прыгать по стволу склонившейся над водой вербе. Было странным то, как ещё держится эта дерево, корнями вцепившись в каменистый грунт, держа свою крону над водой. И хотя ствол был довольно таки толстый, но на нём прыгало четверо десятилетних пацанов и ветки, раз за разом, погружались в воду.
     - Что делают, что делают негодники?! – возмущённо сказала я. На что моя знакомая, хорошо знающая не только этих мальчишек, но и их родителей, с чувством безнадёжной грусти сказала:
     - Бесполезно им что-то говорить… Пока не сломают, не уйдут…
     Назад я шла той же тропинкой, только со своими детьми. Подходя к этому месту, мы прислушались. Было тихо. Мальчишки ушли. Как и предсказывала моя знакомая, большая ветка на дереве откололась и висела только на живой коре. Ветки, которые недавно при раскачивании только касались воды, теперь глубоко были погружены в воду. Мы остановились и долго смотрели на искалеченное дерево. Я догадывалась, что, когда сломалась ветка, кто-то из сорванцов плюхнулся в холодную осеннюю воду, а может и все четверо искупались…
      - Похие! – так оценил озорство тех мальчишек мой младший сын. И к его словам уже нечего было добавить. Я запомнила этот случай, уверена, что и дети мои помнят.

                ***
     Много раз слышала задаваемые вопросы: «Какое время года тебе больше всего нравится и почему?» …И начинают перечислять все природные красоты: зимы, весны, лета и особенно осени. А я слушаю и думаю: «Пой, ласточка, пой! Какая бы погода ни была снаружи, главное, чтобы в стенах твоего дома было лето… Погуляешь, полюбуешься красотами природы и домой спешишь, к теплу…»

                ***
     Можно бесконечно перечислять мастеров маскировки в живой природе. Это: лягушки, кузнечики, жучки, червячки и даже крупные звери – тигры к примеру. В зелёной траве, в опавшей листве, в дуплах, в норах, в развешенных паутинках, а те, которые в воде живут, так там у каждого своя уловка, чтобы не только выжить, но ещё и сытому быть.
     А что же человек? Человек «не стесняясь» пользуется всем тем, что Природа вырастила и создала за миллионы лет. А что взамен? Скрытые и явные свалки… человеческое предательство! Бесстыжее, бессовестное, бездушное, как мина замедленного действия… Так, мы собираемся продолжить свой род или…?

                ***
     Спрашиваю себя: «На что мы тратим время своей жизни?...
     В основном на будничную, рутинную работу, по сути – проживаем свою жизнь в полусне. И чтобы хоть как-то стряхнуть с себя полудрёму, освежить взгляд, чтоб жизнь расцвела новыми красками. Говорю себе:

…Сделай бусы из капель росы,
Улыбнись и надень на запястье.
Где бы взять мне такие часы,
Чтоб не время считали, а счастье…

                ***
     Когда моё настроение клонится в сторону необъяснимой тоски, ничего делать не хочется, а заставлять себя – дело зряшное, я ищу способ себя вылечить от этой напасти. Включить телевизор? Это не поможет. Там, либо политика, либо сериалы. Так и до таблетки можно докатиться. Выбираю нечто среднее: рассматриваю интернетовские картинки. Это занятие ни к чему не обязывает. Просто бесцельно смотрю, перескакиваю с одной темы на другую. Хоть я это не планирую, но чаще всего так случается, что обо что-нибудь споткнусь. И всё это – Природа, как бы она ни выглядела, будь то дерево, ручей или облако. И, если поразмыслить, то «мы все одной крови…»: на земле рождены, ею питаемся и в неё уйдём.
     В лёгкой задумчивости листала-листала, сперва пролистнула, но потом вернулась к этой картинке. Скорее всего фотографии, на которой такие сочные, аппетитные вишни. Вишни и в нашем саду растут, но куда сибирским вишням до южных. Я их в раннем детстве называла – червони яблочки с косточками. Смотрю на картинку, а у самой полон рот слюны. А всё потому, что помнится мне та оскомина на зубах, что и хлеб откусить невозможно…
     Смотрела долго, нахлынувшие воспоминания в уме перебирала, но и это прошло. Потекли мысли с лёгким налётом жизненного опыта. На картинке всего-то веточка, а на ней ягод – считать, не пересчитать. И все с тугими красными щёчками, глаз не отвести. Но вопрос о том, что сама веточка тоненькая, вряд ли толще берёзовой, а какой богатый урожай на ней! Так это на том месте, которое за прошлое лето выросла. Уже в это лето веточка сантиметров на 15-20 удлинилась. Окрепнет, одеревенеет и уже на том месте надо ждать нового урожая. А как же мы, люди? Чем радует нас Божий мир, нами прожитый год? Тоненькая веточка, а сколько радости на ней…

                ***