Я- учитель, я - педагог эссе

Ольга Щербакова 3
     С самого раннего детства, сколько себя помню, мечтала стать учительницей… Может быть именно поэтому, как только перешла в 4 класс после трёхлетнего обучения в начальной школе, стала вожатой у первоклассников.

С ними было так интересно инсценировать песни, проводить викторины и конкурсы, придумывать им новые игры… Мне кажется, я проводила больше времени с малышами, чем со своими одноклассниками.

Поэтому, когда наша семья переехала из г. Хабаровска  в г. Вяземский, для меня ученицы седьмого класса, было настоящей трагедией, что поручения вожатых были заняты. Я обратилась к старшей вожатой Людмиле Васильевне Истрашкиной с просьбой направить меня в тот класс, куда возможно назначенные вожатые не ходят. И, к моему счастью, такой класс в этой школе оказался.

И вот, будучи семиклассницей, я стала опять вожатой во 2 классе! И снова минуты, часы, дни, месяцы и до самого окончания школы годы творческой деятельности с малышами! 
   
Когда я окончила школу, мои подшефники  переходили в 6 класс. Помню этих выдумщиков и фантазёров, ребят – многие из которых после моего отъезда в Благовещенский государственный педагогический институт записались в театральную студию Вяземского дома Культуры. Этого и следовало ожидать, ведь, сколько песен мы инсценировали, сколько придумали сценок, провели замечательных праздников! 
   
Уже, будучи старшеклассницей - комсомолкой, я пыталась организовать интересную работу не только со своим подшефным классом, но со всеми начальными классами нашей школы.

Так появился октябрятский сектор вожатых.  Каждый понедельник вожатые октябрят проводили клубы малышей по интересам. Для этого администрация школы выделяла нам в 16 часов классы. И вожатые  после общей линейки расходились с ребятишками в кабинеты, чтобы провести занятия в клубах «Почемучка», «Светофорик», «Живая сказка», «Мастерок», «Солнышко», «Весёлый карандаш»… Все эти клубы вели старшеклассники - вожатые с большим энтузиазмом! 
   
Вспоминаю книги, которые читала в юности с большим интересом. Первая из них  Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». 

Помню, как меня потрясла и до глубины души тронула эта книга. Я стала искать всё о биографии этого педагога, и была буквально поражена трагическими событиями  его судьбы. Как, у человека, потерявшего в годы войны жену и сына, осталось такое доброе и чуткое сердце, которое он всю свою жизнь отдавал чужим детям. Я решила: обязательно буду педагогом.

Продолжала читать книги Василия Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека», «Письма к сыну», «Рождение гражданина», «Павлышская средняя школа»,  «Методика воспитания коллектива»… 
   
Закончились школьные годы, сомнений, куда поступать у меня не было: конечно, в педагогический институт!

По совету знакомых решила в БГПИ. Возраст этого вуза в то время приближался к 50 годам. Кафедра начальных классов существовала в этом учебном заведении 30 лет.  Именно в этот богатый опытом институт мне и хотелось поступить. Комсомольский и Уссурийский факультеты учителей начальных классов в то время были совсем молодыми.

Конкурс оказался сложным, на одно место претендовало 8 желающих, но успешно выдержав экзамены, я поступила!
   
Все четыре года обучения  в педагогическом институте  училась только на отлично и в 1982 году  окончила его с красным дипломом.

Когда шло распределение, мне почему-то предложили работу воспитателя группы продленного дня, и тогда я тут же  поехала на Родину, в Хабаровский край, в Вяземский район, попросилась работать в любое село, где нужен учитель начальных классов.

Почему именно в село? Была уверена, что должна работать там, где я необходима! Ведь везде можно сделать жизнь интересной и содержательной!
   
И вот по распределению Вяземского районо 10 августа 1982 года я приехала в пограничный посёлок Шереметьево. Мне дали 3 класс. Сказали, что его вела заслуженная учительница.

То-то же было моё удивление, когда на первой же августовской линейке я услышала от моих будущих учеников негативные высказывания о школе…

Позже стало понятно такое настроение третьеклассников. Оказывается «заслуженная» учительница воспитывала их указкой. А двоих мальчиков, тех, кто обозвал её после очередных  ударов, она вообще выставила из класса, и они полгода совсем не учились… Не ожидала, что могут быть вот такие учителя в наших российских школах!
    
Хорошую успеваемость трудно было предполагать. Думаю, что этот «трудный класс» был  первой проверкой верности выбора моей профессии.

Да, плакала, когда что-то не получалось, но терпеливо искала и как ни странно находила новые пути решения тех или иных проблемных ситуаций.

Например, чтобы наладить без рукоприкладства дисциплину, организовала соревнование между экипажами, во внеклассной деятельности проводила баскетбольную секцию.

Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях  учеников, после уроков объясняла детям непонятный материал. В первое время вместо двоек писала: «Уже ошибок меньше, молодец!»
   
В последующие годы, как бы трудно не было, я вспоминала этот первый третий класс, и сразу становилось легче.

Я очень благодарна  свои первым ученикам, их было 23 (19 мальчиков и 4 девочки). Я учила их, они учили меня. Это было взаимное обогащение, очень продуктивное и полезное время!

Так в первый год  моей педагогической деятельности соревнование между рядами (экипажами) помогло мне наладить дисциплину на всех уроках. Я поняла всю эффективность использования этого метода работы.

Ведь, когда даёшь задание представителям трёх экипажей, за их работой на доске следит весь класс, а , значит, все ученики повторяют и закрепляют изученный материал. Во время такой работы дети сосредоточены и внимательны. Они контролируют работу своих одноклассников, оценивают их деятельность. Этот метод я использую и сейчас, уместно  меняя содержание заданий.
    
Отработав 4 года в посёлке Шереметьево Вяземского района Хабаровского края, выпустив своих учеников в среднее звено школы, я по комсомольской путёвке была направлена в село Нижняя Тамбовка, где начиналось строительство нового города.

Но в 1986 году стройка была остановлена, и я со своим мужем поселилась в посёлке Берёзовка Краснофлотского района г. Хабаровска, где устроилась учителем начальных классов в среднюю школу № 2. Мне дали 1 «Д» класс.

Это учебное заведение было большим (шесть классов в одной параллели). Надо сказать, что коллектив в данной школе был творческим.  Именно в этом учебном заведении был организован клуб учителей новаторов «Эврика», и в 1987 году меня вместе с директором нашей школы направили в Анапу на съезд  творческих учителей.

Это было незабываемое время, то педагогическое вдохновение меня окрыляет, и по сей день.  Замечательно, что то, что было придумано тогда, успешно реализуется в настоящее время.

На том замечательном съезде мне посчастливилось поработать в мастер-классах В.Ф.Шаталова, Ш.А. Амонашвили, послушать лекцию Никитиных.
 
С 2002 года  уже 20 лет работаю в гимназии № 6 г. Хабаровска.

«Учитель – профессия дальнего действия…» Возможно, Роберт Рождественский сравнивает профессию учителя со снарядом, который летит на дальнее расстояние. Ведь, действительно, учитель передает знания ребенку, которые ему понадобятся в жизни; понимание того, что каждый из них особенный, исключительный…

Это знание вдохновляет многих стать еще лучше и непоколебимее, помогает преодолеть огромные расстояния - внутренние и внешние для воплощения сильных, красивых целей, а иногда и для воплощения своей мечты!

Процесс обучения несет в себе две важные составляющие: воспитание и образование.

В одном из известных фильмов, снятых Э. Рязановым, «Ирония судьбы, или с легким паром!» врач Женя Лукашин говорит учительнице Наде Шевелевой, что ошибки врачей дорого обходятся людям. Девушка отвечает: «Ошибки учителей менее заметны, но в конечном итоге они обходятся людям не менее дорого».

Действительно, наша профессия связана с будущим человека. И оттого, как научишь детей, как повлияешь на их воспитание, какие качества личности сможешь им привить, зависит их будущее.
      
Кроме того, по-моему, учитель должен помимо своих знаний по предмету быть всесторонне развитым человеком, чтобы ребенку было с ним интересно. В век новых информационных технологий ему просто необходимо постоянно развиваться. Он  не может быть несовременным, не имеет права отставать.

Школа меняется, мне кажется, в лучшую сторону. На место бумажных журналов пришли электронные, их заполнять легче, отчёты в таких журналах делают сами компьютерные программы.
      
Вместо обычных дневников на их место пришёл «Дневник.ру». Теперь и оценки , и домашние задания могут посмотреть и ученики, и их родители! Кроме того учитель имеет возможность написать сообщения родителям и ученикам своего класса, своевременно сделать объявления. А если ребёнок болен, учитель сообщит его родителям , что было пройдено на уроках. Именно поэтому заболевшие ребятишки моего класса фактически не отстают.

Очень эффективно выкладывание в таком дневнике ссылок интерактивных заданий по различным предметам, в зависимости от изучаемых тем. Дети заполняют кроссворды словарных слов, решают задачи, отгадывают викторины, ребусы. А , значит, в непроизвольной форме интересно и увлекательно   повторяют изученный материал.
   
Чем дальше летит снаряд, тем большую скорость он развивает. Так слово, метко сказанное учителем, запомнится надолго ученику, возможно, на всю жизнь.

Сегодня я – классный руководитель в первом  классе и  надеюсь, что мои ученики надолго запомнят те воспитательные беседы, которые я с ними провожу, классные часы, которые у них веду. 
    
Я согласна с Робертом Рождественским, что учителем нужно родиться, а только после этого стать.