В горы за черникой

Ирина Абрамова 3
-- Мариша, а ты не хочешь в выходные съездить в горы, за черникой? - В начале недели предложил Николай.
- Не знаю, как-то не думала об этом. А ты знаешь куда ехать? Она ведь там не везде растёт.
- Не знаю, но спрошу. Костя Волжанин постоянно на Уральские горы ездит, наверно уже все известные и неизвестные места объездил. Помнишь, как мы с ним на Жигаланские водопады ездили?
- Конечно, помню, это же в прошлом году было, там очень красиво и водопады, и горы. Особенно красив третий водопад, вода таким мощным потоком падает с горы, образуя внизу бассейн. А Костя так здорово фотографировал природу. На его фотках всё такое яркое, красочное и падающая с гор вода, и растения, и снег. Умеет найти нужный ракурс.
 - А помнишь, как вы с Настей босиком по снегу ходили?
- Ну да, Настя тогда ещё разделась, и фоткалась, лёжа на снегу в купальнике и в очках. Классная фотка получилась. Я кому показываю, у меня все спрашивают: «Вы что? Холодно же на снегу?» Но там, в горах, снег какой-то не холодный, может оттого, что в воздухе тепло. И снег там не везде, а только местами, белеет проплешинами. Видимо там, где солнца мало он долго не тает.  А помнишь, как катались с горки, по снегу. Я сначала скатилась на сидушке, а потом Влад дал свой сапог болотный, на нём я далеко уехала. И дети все на сапоге катались. На водопадах было здорово, надо будет ещё туда съездить. Жаль, что в этом году не получилось. А ещё мы оттуда «золотой корень» привезли, помнишь, где-то лежит у нас.
- Мариш, ты чего-то путаешь, «золотой корень» мы на Конжаке собирали. Вспомни, когда поднялись примерно с километр от поляны художников, его там много росло.
- Да, точно, невысокий кустик и жёлтенькие, пышные цветочки. Мы ж на водопадах в начале июня были, ещё ничего не цветёт в это время. Я потом в интернете посмотрела, оказывается, литературное название «золотого корня» - «родиола розовая», это уже в народе назвали «золотой корень».
-А почему, знаешь? Помнишь? Когда его чистили, у него корешки блестели, словно золотом покрыты. Он очень полезный, его считают вторым женьшенем.
- На Конжаке тоже очень красиво.
- Да, но на самую высокую вершину Северного Урала, которая называется Конжаковский Камень, ты так и не поднялась, а вид оттуда замечательный открывается. Все горы, и низкие, и высокие, сплошь покрытые лесом, местами в голубоватой дымке облаков, Йовское плато похожее на цветной ковёр с небольшим как пятачок озерцом.
- Это было уже выше моих сил. До поляны художников хоть и в гору дорога, но она не крутая и не очень каменистая, легко было шагать. А вот после поляны художников дорога пошла круто в гору и почти сплошные камни. Они мелкие и крупные, заросшие мхом, травой и лишайником, которые покрывают камни почти целиком. Выглядят красиво, от тёмно-коричневого до голубоватого и почти снежно-белого оттенков. Но на ощупь эти лишайники - как наждачная бумага. Если забыл взять с собой хлопчатобумажные перчатки, то можно очень сильно поранить руки. Приходилось передвигаться, перешагивая с камня на камень. Порой ступаешь, а они под ногой шевелятся. Идти было очень тяжело, поэтому и не дошла. 
- Оставалось дойти то всего километр.
- Ну да на этом километре дорога ещё круче в гору пошла, вот я и сдалась.
- Ты внизу сидела, отдыхала, а я на тебя сверху смотрел, вид был классный. Вокруг тебя облака, и впечатление, как будто и ты на облаке сидишь.
- Получается, ты выше облаков забрался? А помнишь, по дороге мы видели унитаз, интересно, откуда он в горах мог появиться?
- Наверно затащил кто-то.
- Ничего себе затащить на такую высоту унитаз, это только если на спор. Хотя, есть ведь без башенные люди. Вон сколько народу приезжает со всей страны и даже из-за границы, чтоб бежать марафон там, на Конжаке, а это сорок два километра. Я пешком еле шла, а они бегом несутся.
- Там, на вершине, - сказал Николай. - Перед останцем из огромных каменных глыб, ещё несколько огромных покрышек от каких-то грузовиков или тракторов лежат.
- Ого! Вот же кому-то сил и терпения хватило затащить всё это в гору!
- Артёмка, сын Васильевых за пять часов и двадцать минут марафон пробежал, он тогда призовое место занял.
- А знаешь, что мне там нравится? - спросила Марина.
- И что?
- Люди. Или горы их меняют или плохой человек туда просто не пойдёт.
- И чем они тебя поразили?
- Там все какие-то весёлые, приветливые, ты их не знаешь, а они с тобой здороваются и охотно общаются, рассказывая, откуда приехали.
Так за приятными воспоминаниями быстро прошёл вечер.
- Марина. Собирайся, в пятницу едем в горы. Я встретился с Костей, он нарисовал мне маршрут, по которому поедем. В прошлом году он там был, говорит, черники было – завались, - сообщил жене Николай через пару дней.  Марина стала спешно собирать всё необходимое: продукты, посуду, палатку, спальные мешки. Семья Ковалёвых: супруги и двое детей - подростков, часто выезжали из города на природу, ночуя в палатке. В этот раз дети - Данил и Ольга, ехать с родителями отказались. Не привлекла их идея собирать далеко в горах чернику.
В пятницу, сразу после работы, Ковалёвы быстро погрузили всё необходимое в свой старенький жигулёнок, и выехали, по нарисованному другом, маршруту. Проехав город Карпинск, супруги свернули в сторону гор. Горная дорога, построенная ещё до Отечественной войны, заключёнными местных лагерей, представляющая собой смесь мелких и крупных камней, и утрамбованных песка и глины, не была ровной. Но жигулёнок, объезжая препятствия, бойко рвался вперёд. За день до поездки прошёл сильный дождь, и на дороге местами сверкали лужи. Изредка путешественников обгоняли машины, в основном это были внедорожники - Нива, УАЗ.
- Ну, мы то Коля с тобой за черникой едем, а они все куда поехали?
- Хобби у всех разное, кто-то на охоту, а кто-то и на рыбалку.
- Что нельзя ловить рыбу поближе к городу, зачем в такую даль ехать?
- Не скажи, в горных реках водится редкая рыба Хариус, вот и едут его ловить.
Проехав ещё немного, супруги услышали шум горной реки.
- Коля, мы к какой-то речке подъезжаем, а тут на карте её нет. Наверное, мы не туда приехали?
- Не знаю, посмотрим.
Николай заглушил мотор и вышел из машины. Остановив, проезжавший мимо уазик, он спросил водителя, где они находятся.
- Да, мы действительно не туда свернули, это дорога на речку Язьву, мужики едут Хариуса ловить. Сейчас вернёмся назад, проедем немного дальше и там свернём. - Сделал вывод Николай, внимательнее посмотрев на маршрут, нарисованный Костей.
Они вернулись на главную дорогу. Хотя там, в горах, сложно понять какая дорога является главной. Проехав пару километров, они увидели нужный поворот. Метров через сто после поворота, неширокая дорога пошла немного в гору. Так как накануне прошёл дождь, на глинистом участке пути машина забуксовала. Под колёсами оказался накат из брёвен, проложенный над небольшим ручьём. Жигуль на брёвнах пошёл юзом, и его стало сносить с дороги. Выйдя из машины, Николай понял, что левое, заднее колесо, повисло над канавой.
- Коля, похоже, мы основательно застряли.
- Мариша, не волнуйся, сейчас что-нибудь придумаем.
Николай походил вокруг и нашёл нетолстое, но крепкое бревно, им он попытался приподнять и сдвинуть машину в сторону дороги, но в итоге над канавой повисло и второе колесо. Жена помогала Николаю, поддерживая бревно, которое тот использовал как рычаг.
- Да, Мариша, ты тут мне не помощник. Парочку мужиков покрепче, вытащили бы махом.
- Только где ты их тут возьмёшь? Что-то пока ни одной машины мимо не проехало. Ходят ли они тут вообще?
- Не боись, ездят. Кто-нибудь да проедет. А сейчас пошли, глянем, есть ли черника, до неё тут недалеко. Судя по Костиной карте, мы почти доехали.

Из багажника супруги достали по небольшому ведёрку и отправились проверить, что растёт в ближайшем окружении. Неширокая, заросшая мелкой травой дорога, не была грязной, поэтому шагалось по ней легко. Проходила она через невысокую гору, как бы деля её надвое. Путешествуя пешком по Уральским горам, можно наблюдать, как изменяется растительность. Если в предгорье сосны поражают своей высотой, величием, то чем выше забираешься в горы, тем деревья становятся ниже, теряя свою стройность. Высоко в горах растут в основном карликовые сосны, которые почти стелются по земле. В горах, куда забрались наши путешественники, росли слегка кривые, похожие на вопросительный знак сосны, высотой полтора - два метра, земля под ними покрыта мхом, а камни лишайником. На обочине дороги, по которой шли супруги, росли молоденькие грибочки. Сорвав один гриб, Марина определила, что это волнушки.
- Мариша, подожди, не собирай, их ещё много будет. Завтра перед отъездом наберём, а сейчас что ты с ними будешь делать, за ночь испортятся.
А вскоре попались и заросли черники. Черничник стоял, что называется, стеной, но вот ягод на нём не было. Марине удалось набрать только горсточку, которая тут же отправилась в рот. За сбором редко попадавших ягод, женщина не заметила, как осталась одна. Николай, как и всегда он делал в лесу, убежал куда-то далеко, думая, что может там он найдёт больше ягод. На какое-то мгновение ей стало жутко, ведь неизвестно, кто ещё тут может бродить? Тем более что на траве, возле дороги она заметила приличную кучку, подозрительно тёмного цвета: «Тут, похоже, и медведи ходят, кучка приличного размера, мелкий зверёк такую не оставит. Раз нет ягод, наберу хотя бы грибов, в суп брошу, вкуснее будет».
Вскоре, про опасность и возможно бродящего где-то медведя, Марина и думать забыла. Она присела в траву и просто наслаждалась чистым, горным воздухом и цветущим вокруг разнотравьем. В воздухе очень терпко пахло травой, женщина узнала резкий запах багульника, и увидела рядом его невысокие кустики. Но женщине пришлось быстро покинуть это место, так как от дурманящего запаха багульника начала болеть голова.
Вскоре появился и Николай, так же с пустым ведёрком.
- Коля! Что ты меня всё время одну оставляешь? А вдруг медведь, или ещё какой зверь нападёт?
- Не боись, никого тут нет. Ну что сварганим чего-нибудь поесть? Доставай припасы, а я костерок разведу.
Они прошли ближе к машине, достали из неё всё необходимое. Из протекающего вблизи ручья, Николай набрал воды и вскоре на костре, в котелке весело бурлил суп. Такое варево, Николай называл «забабуриха», он сказал: «Кладём в суп всё, что взяли из дома: колбасу, яйца, тушёнку, крупу какую-нибудь, картошку, и то, что нашли в лесу – например грибы. Только есть два правила. И первое из них гласит -  нельзя мешать рыбу с мясом!»
- А какое второе правило? - спросила Марина
- А второе -   нельзя мешать мясо с рыбой!
Пока Марина варила ««забабуриху», супруг поставил старенькую, китайскую палатку. Её, семья приобрела ещё в двухтысячном году, для поездки в Крым. Она была лёгкой по весу, мгновенно разбиралась и быстро собиралась. Палатку поставили на траву возле перекрёстка дорог, чтоб не пропустить, проходящую мимо машину. Недалеко от палатки лежала большая покрышка от колеса грузовой машины. На острых камнях горной дороги даже такие мощные покрышки выходили из строя. По всей видимости, водителю лесовоза именно в этом месте пришлось её менять. На ней и расположились супруги на ужин, достав из своих припасов бутылочку водки, огурчики, помидорчики, хлеб.
- Маришка!  «Забабуриха» получилась обалденно вкусной! Спасибо!
- Да вкусно - подтвердила супруга. А про себя подумала: «Только есть какая-то горечь. Из-за грибов возможно? Наверно их надо было вымачи-вать, а я так сыпанула. Они вроде съедобные, надеюсь, не отравимся.
- Мариш, а ты заметила?
- Что заметила?
- Как что? Сколько сидим, а ни один комар нас не цапнул.
- Так их здесь, похоже, нет. Вообще в лесу удивительно тихо, изредка только птички чирикают, а ни кузнечиков, ни цикад не слышно.
- Воздух тут разреженный, наверно, поэтому нет насекомых.
- Зато как легко дышится, и вода в ручье чистая и прозрачная.
- Так ручей образуется из подземных родников, а они сливаются в горные реки. Неоткуда им тут быть загрязнёнными.  Ну что Мариша, спать будем ложиться?
- Вроде рано ещё, время только полдевятого.
- Так что ещё делать? - спросил Николай - Водка закончилась, «забабуриху» съели, ягод нет, да и темнеет уже. Пока что не проехало ни одной машины, подождём до утра.
Ковалёвы ещё немного посидели у затухающего костерка, полюбовались, заходящим за ближайшую гору солнцем. Его багровый диск отбрасывал свои лучи на темнеющие вблизи горы, окрашивая их в ярко-красный цвет. Проплывающие над горами облака приобретали разные оттенки, от бледно-розового, до темно серого.
Налюбовавшись закатом, супруги стали укладываться спать. Забравшись в палатку, Николай вскоре тихонько захрапел. Марине уснуть, пока не удавалось. Но вскоре и она стала проваливаться в страну «морфея», как вдруг сквозь сон услышала звук мотора.
- Коля вставай, машина!
Николай, быстро соскочив, натянул один сапог, натягивая второй уже на ходу, выскочил из палатки. Нива уже проехала мимо, мужчине пришлось бежать вдогонку, крича и махая руками. Ехавшие в машине двое мужчин увидев Николая остановились. Узнав, что нужна помощь, мужики без лишних разговоров подъехали к застрявшей машине, и, зацепив тросом жигулёнок, быстро вытащили его на дорогу. Выслушав от супругов горячие слова благодарности, рыбаки поехали дальше. Марина с Николаем снова забрались в палатку, так как ночь уже стала вступать в свои права.  Проснулась Марина часа в два ночи. Выбравшись из палатки, озираясь, присела невдалеке по небольшой надобности. Ночь стояла тёмной и тихой, даже насекомых не было слышно. Постояв немного возле палатки, полюбовавшись ярким, звёздным небом и широкой дорогой млечного пути, раскинувшейся на всё небо, забралась обратно, но сон больше не приходил. Глаза привыкли к темноте, и Марина увидела в крыше палатки сверкающие точки. Вскоре она догадалась, что это сквозь дырки просвечивают звёзды.
- Красиво конечно, но это говорит о том, что палатка дырявая. А если дождь пойдёт? Надо сказать, Коле, что нам нужна новая палатка. Сколько лет с этой ездили и не замечали, что она дырявая, всегда же днём её раскладывали.
- Не спишь? - раздался вскоре голос мужа. - Может, домой поедем?
- Мы же грибов хотели набрать?
- Они ещё будут расти, ближе к городу куда-нибудь съездим.
Ковалёвы, быстро собрав и погрузив вещи в машину, выехали со стоянки.
- Ну вот, съездили за черникой, возвращаемся с абсолютно пустыми вёдрами, ни ягод, ни грибов, – сказала Марина. - Зачем ездили?
- Как это зачем? За впечатлениями, за свежим воздухом. Ты его с запасом в лёгкие набрала? Расходуй теперь экономно, ещё не скоро снова в горы поедем. - Пошутил Николай.
Рано утром, когда дети ещё спали, супруги были уже дома. Так закончилась их памятная поездка в горы, за черникой.

Февраль 2023 г.