Истории стихов о Черноусовой

Лидия Невская Сызрань
Лидия Невская
Истории стихов

«Черноусова»

  Подходит ко мне пожилая женщина,  всё ещё симпатичная, ухоженная, интеллигентная. В её руках три общие тетрадки, больше похожие на книжки с твёрдой обложкой, на которой ровным ученическим почерком написано: Стихи Черноусовой Татьяны Александровны
- Лидия, посмотрите мои стихи и скажите своё мнение, вы же работаете литературным консультантом в городской газете. Вот, у меня уже накопилось много стихов.   Я писала их всю жизнь.
 Дома, когда вся семья угомонилась и легла спать, я беру её тетради, открываю и начинаю читать. Рифма есть, ритм тоже присутствует, но все стихи кому-нибудь посвящены. Пол-ночи я листала страницу за страницей и не нашла ни одного философского или описательного стихотворения, только поздравительные. «Это всё написано в течении всей жизни, — думаю я — а ведь потенциал был. Такие стихи не напечатаешь в газете, в литературном альманахе. Их можно писать только на открытках, а Татьяна Александровна ждёт, что я предложу их напечатать.»
  Отложив тетради, я замираю, возвращаясь в реальный собственный мир и с ужасом понимаю, что я и есть Черноусова.
  У неё три тетради с поздравлениями, а у меня таких тетрадей немыслимое количество.
  Подхожу к книжному шкафу, моей гордости, открываю дверцу. Там на полке лежат мои тетради с поздравительными стихами. Как я их называю: «Стихи на заказ».
- Сколько времени отнимают эти стихи на заказ — вздохнув, проговорила я вслух в ночной тишине.
Обычно все стихи на заказ я пишу ночами, когда все спят, чтобы никто не мешал. Чтобы написать стихотворение незнакомому человеку, я предварительно долго беседую с заказчиком, записываю все отличительные черты юбиляра или просто именинника. Часто заказывали стихи к свадьбам.Это были самые трудные заказы. Сами посудите, надо подобрать самые добрые и светлые слова, а тут в доме дочь с сыном дерётся, муж недоволен, что ты сидишь в углу кровати с клочком бумаги и просишь не шуметь. А им именно сегодня хочется кричать и прыгать. Трудно в такой обстановке думать о светлом будущем новобрачных.
  Никто и никогда не задумывается, а как пишет поэт вам стихи.
И что самое интересное, платить за твой труд стараются поменьше.
  Раньше в Советском Союзе вообще стихосложение не считалось за труд. К этому, обычно, относились как  к хобби. И поэтому в советские времена мне вообще не платили, давали в основном шоколадки, которые я не ела, а несла их своим детям.
  Как-то я хотела вспомнить вкус тех шоколадок и не смогла, потому что я не съела ни одной из них, а ведь шоколад — это необходимое  питание для мозга. Выходит, я использовала свой мозг, но не питала его. Отчего у меня часто болела голова.
  Когда я просила мужа сделать мне массаж головы, он очень злился. Не нравилась ему эта процедура.
   А председатель  профсоюзного комитета бюро материальных нормативов в нашем Общетехническом отделе завода Тяжмаш, чётко выговаривая слова, наставляла меня:
- Ты должна бескорыстно дарить свой талант людям!

Поэтому мне даже шоколадки было стыдно брать и поэтому, когда я их не ела, а отдавала детям, я тем самым очищала свою совесть, ведь выходило, что во мне нет никакой корысти и я, не попробовав ни кусочка из этих шоколадок, бескорыстно дарила свой талант людям.

   Только люди стали этим пользоваться, как бы  сказать помягче, в наглую.
   Помню, в своём женском коллективе на работе, я забыла про день рождения одной из сотрудниц. И вот сидим мы каждая за своим столом в один из рабочих дней. Я, как ни в чём не бывало, пишу свои расчёты по материальным нормативам упаковки мельницы, как вдруг в мою сторону полетели громкие и требовательные слова со стороны Родик Ольги, сидящей на противоположной стороне комнаты:
- Ты написала стихи к дню рождения Шурочки Голиковой?

  Я вздрогнула и огляделась по сторонам. Оказывается в этот момент Шурочка вышла и все девятнадцать женщин разных возрастов и внешности устремили требовательные взгляды на меня. И только тут я вспомнила, что я забыла о дне рождения Шурочки Голиковой, и спросила:
- А когда у неё день рождения?
- Завтра.
- Как завтра? Я не успею.
Возмущению коллектива не было предела. Накинулись все и больше всего Ольга Родик. Она ко всему прочему ещё была и подругой завтрашней имениннице.
- Ты с ума сошла? Как это ты не успеешь? И как это ты забыла про её день рождения? Ты всегда должна, просто обязана помнить про все наши дни рождения и писать стихи заранее. Чтобы завтра же стихи были готовы!..
- Но я не смогу по семейным обстоятельствам. Давайте поздравим её без стихов.
- Ты точно с ума сошла. Всем нам каждый год ты пишешь стихи, а Шурочка в этом году останется без стихов?
- Ну пусть кто-нибудь другой напишет ей стихи, ведь тут каких-то классических стихов не надо, главное внимание и доброта.
Но тут встала на защиту всех Власова. Она  громче всех умеет кричать.
- Нет уж. Никто из нас не умеет писать стихи. Кто, если не ты. Сегодня же стихи должны быть готовы.
Прекратилась перепалка также быстро,как и началась, потому что в комнату вошла сама Шурочка.  Все замолчали, а я осталась сидеть озадаченная и расстроенная. Опять всю ночь не спать.

  Все эти воспоминания всплывают сейчас, глядя на три общие тетради Татьяны Александровны Черноусовой, наполненных поздравительными стихами.
«Бедная женщина — думаю я — она тоже переживала все мои унижения и неудобства от своего таланта. С той лишь разницей, что я не только писала стихи на заказ, но и стихи для детей, стихи для взрослых, и у меня уже вышли мои персональные сборники. А она осталась на всю жизнь с этими тремя тетрадками со стихами, теперь уже никому не нужными, потому что адресаты этих поздравлений уже умерли или переехали в другие города, уволились и живут себе, не подозревая, как бережно хранит плоды своих умственных трудов и бессонных ночей автор стихов с добрыми пожеланиями и напутствиями. Им всё равно, кто сочинил слова на открытках, которые им вручал на юбилеях коллектив.

   Помню ещё, рисовали к юбилеям плакаты на ватманах. И по стечению обстоятельств эти плакаты тоже рисовала я. Утверждение, что если человек талантлив, то он талантлив во всём, самое верное на свете. Поэтому я, кроме сочинения стихов, ещё и рисовала хорошо, даже училась в художественной школе и в Заочном московском университете искусств на факультете живописи. К сожалению, не закончила, рано вышла замуж, родила детей, но талант остался.
   С плакатами было ещё труднее. Я рисовала их дома, разложив краски, палитры на табуретках, а посередине комнаты расставив мольберт. Всё страшно раздражало домочадцев. Того и гляди дети разольют воду, краску, или повредят рисунок.

  «Но, кто же, если не я»  - это я повторяла, как молитву, скрепя сердце и продолжала рисовать и сочинять на весь заводской коллектив, начиная от уборщиц в цехах и до директора завода.  А потом и весь город обращался ко мне.

  И что сейчас? У меня также, как и у Черноусовой Татьяны Александровны лежат общие тетради с моим посвящениями. Я их также, как и она, переписывала аккуратно в тетради, в надежде, что кто-нибудь оценит мой труд в дальнейшем или они ещё могут пригодиться кому-нибудь. Но нет! Каждому человеку я всегда писала новые стихи, потому что жизнь имеет свойство идти быстро и быстро видоизменяться, поэтому все стихи писались заново с учётом свежих событий.

  А что со стихами Черноусовой? Конечно, я вернула ей все её драгоценные тетрадки со словами, что это её сокровище надо сохранить на память, но в печать ни одно из стихотворений не пойдёт.
  Что стало сейчас с этой несостоявшейся поэтессой? Она может быть ещё жива, но я знаю, что она заболела деменцией под старость лет, и дочь поместила её в дом престарелых в городе Тольятти, чтобы не искать по всему городу женщину, которая потеряла себя давно в рифмах и строфах красивых стихов. 

   А я, сделав вывод, решали все свои поздравительные стихи тоже выкладывать в интернет, ведь это колоссальный труд, который должен быть тоже оценён потомками. Может быть кто-то найдёт на моей странице стихи, посвящённые именно ему или ей. Наверняка, те открытки или плакаты они уже давно выбросили, а поэт бережно сохранил их в толстых общих тетрадках.



PS    
  На фото тетрадь с поздравлениями № 7, а их у меня бесконечное множество, и я всё ещё пишу стихи с поздравлениями, подбирая самые добрые и светлые слова!