Мокрые деньги

Станислав Климов
     Очень давно жила-была большая многонациональная страна и все реки в ней текли своими голубыми дорогами не зная границ. По ним, для своевременного снабжения речников качественными недорогими продуктами питания и товарами повседневного спроса курсировали плавсоставские магазины на специально оборудованных под это дело судах. В те далекие времена ваш покорный слуга был ещё молод, холост, весел и быстр, как лесной олень. Тогда-то с ним и приключился один курьезный случай, который долго помнили и с улыбками обсуждали все члены земснаряда. А приключилась следующее...

     Первая моя навигация по окончании Горьковского речного училища, жаркое лето 1986 года на Нижнем Дону, где-то в районе станицы Пухляковской, малой Родины того самого донского  писателя Анатолия Калинина, что написал всем известного Будулая...

     - Третий, - так ко мне всегда обращался с широкой улыбкой из-под густых чёрных усов трилцатилетний командир нашего  земснаряда Владимир Александрович Бычков, - зарплата карман не жмёт?
     - А что, Александрыч, - взаймы дать? - так же в шутку парировал я.
     - Нет, просто у тебя первая зарплата была недавно, а у нас на подходе снизу собиратель дани, - все так же в шутку продолжает он, - ты ещё его не видел.
     - Опа! И по чем с члена экипажа берет? - уже чуть насторожился я, искренне не понимая, о ком разговор.
     В те времена о рэкете ещё никто не знал, краснопиджачники ещё только разрабатывали свои планы по обкладыванию мздой торговцев турецким и китайским ширпотребом. Дань уже забыли, как собирать после татаро-монгольского ига в каком-то пыльном ещё веке, крепостное право тоже, вроде, чуть больше века, как вытравили и слова оброк и барщина тоже. Подытожив в голове все вышеназванное понимаю, что сие осталось только в школьных учебниках истории для пятых классов. Стою, кумекаю, катаю шарикоподшипники маслом в голове, а в толк не возьму, где от командира подвох, а он стоит в рубке, смотрит в бинокль и все так же хитро улыбается.
     - Да, ладно, третий, не мучайся, плавмагазин на подходе. Где-то за поворотом идёт, надо швартовы принять. Только смотри, две нитки понтонов вдоль борта сцеплены, тяжко будет продукты таскать на земснаряд. Поможешь матросу?
     - Вон оно что. Печеньки едут к чаю. А зачем так сложно, Александрыч? Давай, мотозавозню поставим ему под борт.
     - И то верно, так и сделаем. Ну, тогда просто хорошенько привяжи теплоход к понтонам, ты у нас нынче самый молодой, самый шустрый.
     - А сладости-то они возят вообще? - стою с командиром и тоже смотрю вниз по реке.
     - Возят, возят, трояк! - это забегает в рубку старшая всезнающая дочка командира Олька, шустрая светловолосая девчушка шести лет, которая меня так и называет "трояк", правда иногда протяжно и ласково  "Стааася"...
     И заливисто смеясь, продолжает:
     - Стааася, а ты мне купишь печеньку?? - и берет за руку, тянет вниз по трапу.
     - Оля! - чуть повысил голос отец.
     - Всё, пап, убегаю...

     Наш землесос стоит на профилактике и мы занимаемся ремонтом шаровых соединений, потому они и привязаны к борту. Стало быть, что бы пришвартовать подходящий к ним теплоход, надо ещё постараться это сделать. Преодолеть две нитки понтонов, стоящих бортами к судну равносильно, что перелезть через пять металлических невысоких заборов плюс спуститься и преодолеть три оврага да к тому же перепрыгнуть не очень широкий ручей. Хм, всего-то, скажете вы. Кто не ведает о работе дноуглубителей, все равно не поймёт мои разъяснения, а кто знает о ней, думаю просто улыбнутся и представят. Ага, не зря же командир поручил такое дело самому молодому да шустрому...

     Я преодолел все препятствия на пути к подошедшему к крайней нитке понтонов плавмагазину, теплоход пришвартован, можно идти осматривать прилавки. Все, кто хотел из нашего экипажа просто сели на мотозавозню, обьехали на ней всю стоящую за кромкой судового хода "свадьбу" и спокойно зашли за тем же, чем и ваш покорный слуга...

     В течение часа, накупив на экипаж все, что необходимо, колпитчик присела на лавочку отдохнуть, и все таким же образом вернулись по своим каютам. И вот тут-то трояку о тех самых печеньицах и конфета вспомнилось. Бац-бац по карманам, а своих-то денег в них не оказалось. Забегаю в рубку плавмага, куда уже ушел продавец и запыхавшись, кричу:
     - А подождите ещё пять минут, пожалуйста, я деньги забыл в каюте и сейчас сбегаю, печенья куплю к чаю.
     Женщина улыбнулась и махнула рукой:
     - Беги, подождём.
     Я в обратном направлении, "со скоростью звука" или ещё быстрее преодолеваю те самые пять металлических невысоких заборов плюс три оврага да к тому же не очень широкий ручей и через две минуты, дыша, словно после стометровки на областных соревнованиях по лёгкой атлетике, оказываюсь в своей каюте. Забираю в карман все бумажные деньги, имеющиеся с наличие, и обратно через заборы, овраги, ручьи. Силы уже на исходе.
     - Вот, успел! - дышу через раз и пытаюсь сказать продавцу то, что мне хочется купить...

     Через десять минут выхожу из плавмагазина, крепко зажав в одном кулаке пакет с печеньем и конфетами, а в другом все деньги, что мне сдали с покупок. Счастливый и довольный, что не останусь на ближайшие три недели без сладостей к чаю, пытаюсь в который уже раз преодолеть те самые забор, канава, ручей, отделяющие меня от земснаряда. А тут, как специально, на довольно близком расстоянии вниз по Дону пролетает скоростной теплоход "Метеор" и два его мощных винта поднимают высокую волну. Вся "свадьба" на них закачалась и понтоны слегка разьезжаются друг от друга, овраги расширяются, образовывая между ближней ниткой и бортом земснаряда совсем не узенький ручей и...

     Заборы-то без помощи рук я преодолел легко, овраги тоже перепрыгнул, а вот ручей оказался только почти по силам. Я всего лишь с сжатыми кулаками неловко обхватил леерное ограждение, оступился на нижнем привальнике борта земснаряда и плюхнулся в воду с головой и высоко поднятыми руками со всем своим сладким богатством. Представляете "хенде хох", руки вверх??? !!!

     А в это самое мгновение капитан плавмагазина решил отходить от понтонов и совершая маневр, слегка стал их прижимать к нашему борту. И в эту самую минуту, когда ручей над головой стал сужаться, чьи-то сильные руки хватают меня за запястья и резко вытаскивают из воды на понтон. Ещё через мгновение они слегка грохнули железом о железо борта, сомкнув ручей...

     - Ну, трояк, ты даёшь! - только и услышал я выдох командира, вытащившего моё мокрое тело из воды. - Ещё мгновение и тебя бы придавило понтонами, а я бы поседел раньше времени на всю оставшуюся жизнь. Ты почему кулак-то второй не разжал, когда хватался за борт?
     Я еле пришёл в себя, вот это "день Нептуна":
     - Так... так... так... - заикаясь, начал я, - там деньги, - отрешенно ответил Александрычу и только теперь разжал пальцы.
     - Вот дурачок! Деньги! Печеньки! А то что ты мог погибнуть, ничего?..

     Только после этих слов командира я понял, что случилось. Действительно, дурачок, можно же было переждать волну или хотя бы деньги в карман куртки положить. Молодость. Глупость. Скорость...

     А потом была та самая хохма с сушкой мокрых денег на тентовой палубе, развешенных на бельевой верёвке и прицепленной прищепками для простыней...

     Правда, кому-то была хохма, а у кого-то вечер с валерьянкой и ещё долгие воспоминания, как трояк за печеньками бегал...

     Вот такая история приключилась со мной в самую первую навигацию 1986 года...

19 февраля 2023 года