Ч. 370 Одни изобретают, а другие крадут

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/02/17/1812

Группу офицеров и инженеров во главе с вице-адмиралом Новосильским управляющий Морским министерством Николай Карлович Краббе командировал в Европу, чтобы выяснить вопросы обшивки деревянных кораблей бронёй.

Такие броненосцы строили во Франции и Англии. Но Краббе внимательно следил за тем, что происходило в Соединённых Штатах.

Там южане использовали уцелевшую после пожара часть корпуса винтового фрегата «Merrimack», достроили и обшили бронёй, превратив в броненосец береговой обороны, который назвали «Virginia».

Это насторожило северян. Конгресс США поручил морскому министру Гидеону Уэллсу организовать конкурс между частными судостроителями на создание недорогого проекта броненосца, который можно было построить в кратчайшие сроки.

На строительство броненосцев Конгресс выделил полтора миллиона долларов. Именно этот конкурс и привлёк внимание российского Морского министерства: быстро, дёшево и эффективно.

Победил проект выдающегося шведского инженера и изобретателя Джона Эриксона, который в 1848 году принял американское гражданство. Его корабль представлял собой совершенно новую конструкцию с вращающейся орудийной башней.

Через сто дней, что само по себе было удивительным достижением, корабль, который назвали  «Monitor», 6 марта 1862 года спустили на воду, а  8 и 9 марта он уже участвовал в бою с броненосцем южан «Virginia».

Это была боевая ничья с небольшим преимуществом «Монитора», но он спас от полного уничтожения эскадру деревянных кораблей северян, осуществлявшую блокаду в Чесапикском заливе судов и кораблей Конфедеративных Штатов.

Первый в истории бой двух бронированных кораблей убедил российское Морское министерство в том, что ему нужен именно «Monitor». Но не только русских заинтересовал этот корабль. В США направили своих военно-морских разведчиков Франция и Англия.

Эриксон не забыл свою родину и предложил шведскому правительству своё детище. В США прислали из Стокгольма морского лейтенанта Джона Кристиана д'Айи,  которому Эриксон передал чертежи своего корабля.

Он также помог шведскому лейтенанту осмотреть сталелитейные заводы и верфи, на которых строились броненосцы. В 1865 году на заводе Мотала в Норчепинге построили первый шведский монитор, получивший имя «Эриксон».

Но от остальных стран конструкторская документация и технология изготовления этого корабля хранились в секрете. За этим секретом и отправили Лесовского в США.

Эдуард Андреевич Стекль приятно удивил Степана Степановича, когда повёз его знакомиться с Вашингтоном.

Он пришёл в отель  пешком, нанял 4-местный кабриолет и сам правил лошадьми. На нём было серое пальто, соломенная шляпа и папироса в зубах. По внешнему виду посланник России в США выглядел как скромный американец.

Вашингтон оказался сплошным болотом, освещалась только главная улица – Пенсильвания авеню. Лишь несколько улиц были вымощены булыжником. Тротуар имелся только на одной стороне авеню, на другой – открытые рынки, дренажные канавы, повсюду лениво бродили куры, свиньи и утки.

К югу и востоку от Белого дома и Капитолия располагались огромные площади, которые были застроены лачугами негров, бежавших с Юга. С ними соседствовали богатые особняки и общественные здания, дешёвые притоны, меблированные комнаты и сауны.

В южном районе Пенсильвания авеню  находились публичные дома, которые шутники называли «округом Хукера», поскольку эти заведения пользовались большой популярностью у войск, которыми командовал генерал Хукер по прозвищу  «Боевой Джо».

Лесовский и Стекль пришли к выводу, что необходимо изучить тактику действий на море северян и южан. 18 (30) июня 1862 года Лесовский написал Краббе:

«…г. Стекль находит, что как мексиканская война и здешняя междоусобная сделали берега Атлантики на американском материке театром морских военных действий, то очень было бы поучительно для  наблюдения за этими действиями иметь здесь одно наше военное судно.

Разделяя вполне мысль г. посланника, не смею умолчать об этом и считаю долгом выразить моё мнение, что если в Тихом океане дела не требуют отрядов в полном составе, то отделением одного судна от Амурского отряда приведётся в исполнение без добавочной издержки.

Идея г. посланника, в котором я не могу не чтить с особенным уважением стремления к преуспеванию нашего флота».

Это тоже была черта характера Лесовского:  не присваивать себе чужие идеи и предложения, что довольно редко встречалось тогда, да и теперь тоже.

Историю Гражданской войны в США каждый в состоянии сам прочитать в  интернете, но кое-что полагаю необходимым сказать. Гражданские войны – самые жестокие, потому что агрессор рано или поздно уберётся к себе с захваченной территории, а в гражданскую войну ни одним, ни другим уходить некуда.

В начале войны никто не предполагал, что она настолько затянется. Большие потери в войне определялись тем, что созданное вооружение опередило тактику его использования.

Во время наступления людей выстраивали в боевой порядок, и они шли в атаку на укрепление. В результате несли огромные потери.

Пули из мягкого свинца, попадая в кости, не просто их пробивали, а дробили в мелкие куски. Ампутация конечностей была неизбежной. Рана в живот обеспечивала мучительную смерть.

Главным достижением тогдашней военной науки было создание полевых укреплений.
Нагрузки на рядовых солдат были ужасными. Им приходилось совершать 40-километровые переходы.

У американцев, как и в русской армии, обувь не изготавливалась для правой и левой ноги. Её делали на одну колодку, а дальше уже проблема владельца ботинок, или сапог разнашивать  так, чтобы он приходился по ноге.

Северяне во главе с президентом Линкольном ставили перед собой цель: освободить рабов. Южане полагали, что лишение их собственности, рабов, приведёт к полной катастрофе. Ярость была взаимная, и каждая схватка ожесточённая.

Российское правительство всегда поддерживало дружеские отношения с США, поскольку это было ему выгодно. Благодаря торговле с американцами, удалось достаточно долго удерживать колонии на островах и на побережье Аляски, а также обосноваться на Дальнем Востоке.

Во время Крымской войны американские добровольцы-врачи набирались боевого опыта в русских госпиталях, методика академика Николая Ивановича Пирогова весьма пригодилась им в Гражданской войне.

Отмена крепостного права, освобождение 20 миллионов соотечественников и война за отмену рабства 4 миллионов чернокожих вызвало взаимные симпатии мыслящих людей.

Первый морской бой на Хэмптонском рейде 8 и 9 марта 1862 года между северянами и южанами совершил переворот в военно-морском искусстве и в кораблестроении.

В российском Морском министерстве пришли к выводу, что корабли типа «Monitor» будут идеальной защитой Кронштадта и столицы.

Продолжение http://proza.ru/2023/02/21/883

На рисунке: бой броненосца северян «Monitor» с броненосцем южан «Virginia»