Не опаздывай, брат! Из Цикла Байки о художниках

Евгений Прокопов
     С точки зрения правоверных истых большевиков, происхождение молодых художников Ивана и Василия Титковых, по тогдашним классовым меркам и канонам, мягко говоря, подкачало.
     Их отец был в Камне-на-Оби управляющим (даже не приказчиком, а управляющим) местного отделения компании Нобеля.
     А это – не пролетарское, отнюдь не пролетарское происхождение. В лучшем случае они могли считаться "попутчиками".
   Настороженное отношение к братьям со стороны функционеров пролеткультовского кагала привело к естественному их желанию быть чуть ли не "святее римского папы".
   Возможно, железная убеждённость Титковых в правоте коммунистических идей и преобразований была вполне искренняя. Свою "пролетарскость" братья вполне доказывали своим творчеством.
   Мотивы классовой борьбы, революционные и военные сюжеты, новь социалистического строительства, жизнь советского человека,- всё это отражалось в их работах.
   Только иногда могли нахлынуть воспоминания о детстве, полу-сельском укладе их жизни в Каменском отчем доме.
    Тогда в титковские картины прорывались  щемящие нотки человечности и истинной симпатии к патриархальным мотивам.
    В 1950-годы написал старший Титков картину "Опоздал", трогательную в своей немудрёности и простоте повседневной незатейливости. Сюжет знаком любому, кто бывал в деревне: петушок опоздал забраться на привычный насест в курятнике вместе с курами. Хозяин прикрыл дверцу на ночь. Бедолага вынужден сидеть, нахохлившись, на шестке у закрытой двери. Жутко, одиноко петушку. А-сам виноват! Не опаздывай!
    
     Младшему брату Василию очень нравилась эта картинка.
     Вскоре братья получили мастерские рядом, в одном блоке.
     По-соседски они часто заглядывали  друг к другу, обсуждали новости, показывали свои работы, советовались.
     Василий неизменно просил Ивана:- Покажи "опоздавшего".
     Тот доставал из-за штабелей более свежих работ Петушка. И они долго молчали, будто вспоминая что-то давнее, заветное и светлое.
    Когда эту работу репродуцировал массовым тиражом Госиздат, Иван Васильевич одну из открыток подарил брату. С душевной и несколько лукавой дарственной надписью: "Не опаздывай!"