Наши директоры лица российского бизнеса нулевых

Марина Веринчук
Мы с коллегой юристом, будучи нанятыми сотрудниками, устав от офисной рутины, пришли к выводу, что потянем свое небольшое юридическое бюро и отправились в свободное плавание. При этом разделение обязанностей сложилось само собой – он тяготел к ведению дел в судах, я же, нахлебавшись этого по самое некуда, больше чувствовала себя полезной в консалтинге.

У нас обоих был арсенал в виде клиентов – мои нуждались в корректировке бизнеса-процессов, его – в представлении их интересов в судах. Мы арендовали маленький, очень уютный, но не особо презентабельный офис, а встречи с клиентами обычно проводили либо в нейтральных местах вроде ресторанов и гостиничных лобби, либо на территории клиента.

Я предпочитала последнее, потому как, внедряясь в корпоративную жизнь, необходимо было увидеть ее изнутри. Но появление чужого человека вносило тревогу и смуту в коллектив, поэтому меня временно оформляли то консультантом по организационным вопросам, то антикризисным управляющим, то директором по развитию. Придумывали ставку и старались впихнуть ее как в штатное расписание, так и в организм компании. Поэтому статус мой менялся в зависимости от бизнеса клиента, чтобы не травмировать психику персонала, но на деле я оставалась совладельцем нашего маленького бюро.

Самых забавных клиентов было трое, о них и поведаю.

***

Алексей, генеральный директор крупного холдинга

Придя на встречу к Алексею в первый раз, я прождала его более двух часов, три раза порывалась уйти, но все время прибегали секретари, предлагая двухсотую чашку кофе, и умоляя остаться. Иначе их уволят. Через два часа с половиной ворвался Леха, сияя глазами, предложил перейти к нему в кабинет, закурить, выпить коньяку и называть его Лехой.

Я встала, собравшись следовать за ним, и в этот момент у меня порвались брюки сзади точно по шву, я пропустила его вперед, и посеменила сзади, по возможности прикрываясь кожаной папкой . «Как некстати, Господи», подумала я, стараясь идти вперед, но, одновременно как бы и боком, чтобы снующие по офису сотрудники не заметили рваных штанов.

Пройдя в кабинет, Леха стал философствовать на все темы, которые, впрочем, не имели никакого отношения к бизнесу. Я дурела оттого, что не понимала ни одного слова. Леха жил в своем мире, был абсолютно оторван от реальности, совершенно не был директором, хотя видел себя исключительно в качестве руководителя очень крутой фирмы. Он тяготел к глобализмам, и поэтому в его бизнес- идеях часто проскакивали слова – «Мега», «Супер», «Ультра», «Глобал», хотя идеи были самые непритязательные. У него проваливался каждый второй проект, что не мешало ему открывать все новые компании.

Леха мог загулять и выносить под загулы всю кассу из бухгалтерии, а еще он был любителем ночных звонков, и часто путал номера. К примеру, мне он звонил раз в неделю и требовал : «Анжела, приезжай». Где в телефоне Анжела и где Марина-юрист -я никак не могла сопоставить. Но Алексея все равно любили все, и все его опекали, поэтому на его звонок в ночи Анжеле, я всегда отвечала усталым: «Еду», отключала телефон и проваливалась в сон.

За время нашего сотрудничества мы с Лехой зачем-то открыли: адвокатское бюро, нотариальную контору, регистрационную фирму, агентство недвижимости, ресторан и строительную фирму. Идеи летели из его сознания, как пух их уст Эола. Проблема была только в том, что ни одну из них он не мог воплотить до конца. Некоторые из них цеплялись за жизнь и выживали благодаря грамотным управленцам, некоторые же почили в бозе. Потому что переставали быть интересными «бизнес-генератору» уже при своем рождении.

***

Марат, директор маркетингового агентства

Марат открыл агентство маркетинговых коммуникаций благодаря тому, что бесхитростно стырил клиентскую базу у бывших начальников. Он любил с утра зайти в общий зал и пошутить с персоналом. Думаю, он ставил себе галочку в графе «неформально пообщаться с подчиненными». Шутки его были несмешные, народ напрягался. Было ощущение, что у него перегрелись мозги.

«Ну что, гении, поразим клиентов креативом?» - начинал он общение.

При слове «суд» у него заметно портилось настроение, когда я правила договоры, которые он составлял в убыток себе, он морщился как от боли. Аренда, нависавшая над ним каждый месяц, воспринималась им, как гордиев узел, который мне непременно было необходимо разрубить. К людям он относился соответственно. Когда менеджер по контрактам, девушка, забывшая, кто такие мужчины в принципе, и ходившая год в одном костюме, с жидким хвостом на голове и без макияжа, от усталости хотела уволиться, он предложил ей сеанс в СПА. Я думаю, она даже не знала, что это такое. Другой сотруднице, разрывающейся между тремя детьми и работой, он предложил мастер-класс по экстремальному вождению; а парню, у которого болела мама – прокатиться на лошадях.

Марат напрочь не видел сути бизнеса и не желал, чтобы другие с ней сталкивались. Мои робкие попытки указать ему на то, в чем действительно нуждался его компания и его сотрудники, приводили его в недоумение.

***

Сева, директор (по его мнению) лучшей компании в Москве

От Севы в ужасе бежали все – от секретаря до директора. Проблема Севы была в том, что, создав небольшую фирму, он, как и Леха, видел себя покорителем бизнес-вселенной. Первый раз, придя на встречу, я обнаружила огромный плакат под названием "Мы через пять лет", на котором были наглядно показаны все его филиалы от Урюпинска до Сиднея, включая такие окраины, как Бали, Нью-Йорк, Пекин, Рим и прочие провинции.
  Выбор Севы пал на франчайзинг. У него была маниакальная идея, что любой здравомыслящий бизнесмен возжелает купить франшизу его компании, а он будет получать дивиденды и жить в свое удовольствие долго и счастливо. Но, как сказал один директор по франчайзингу, которых Севы нанимал по пять штук в месяц: « Чтобы девушку выдать замуж (читай, продать франшизу), надо сперва ее принарядить, вставить зубы, сделать прическу и купить красивые трусы». Сева остался глух. У него был заместитель Вова, который, кроме заполнения штатного расписания, ежеминутно меняемого Севой, других обязанностей не знал. Ну, еще мирил Севу с руководящим составом, который ежедневно собирался уходить, потому что работать с таким подарком было еще той радостью. Мы договорились, что я буду числиться директором по развитию и пребывать в офисе, когда удобно, но желательно целый день.

За каждый прокол у Севы были штрафы – за курение, за кофе на рабочем месте, за неаттестованных сотрудников, за опоздания, за уход с работы раньше времени.

Как-то у нас на лето закрыли столовую, и мы втроем, я, Сева и Вова, ходили обедать в безумно дорогой рыбный ресторан за углом, чтобы вдыхать жизнь в его мертворожденные проекты. Севу все время, беспрестанно, захлестывали идеи, одна безумнее другой. Весь офис, видя это, был вынужден делать вид, что играет в его бизнес- планы,  трезво подумав о которых, нормальному человеку становилось ясно, что по автору давно плачет дурдом.

- Вов, ну ты заплатишь, да? – неизменно говорил Сева своему заму после наших вовсе не бюджетных трапез.

- Жду вас через 10 минут с готовыми проектами, - как-то сказал он мне томно.

Я опешила.

- Я никак не успею оформить предложения за 10 минут, - оправдывалась я.

- А никто вас не заставлял тратить на обед два часа, - парировал Сева, - с вас штраф за опоздание с обеда.

  Напомню, обедали мы вместе.

  Он обожал устраивать «стратегические сессии» в выходные дни, получалось, что я работаю с 10 до 10 каждый день, плюс совещания в субботу и в воскресенье. Оплата предполагалась по коэффициенту производительности, то есть за внедренные предложения, обученные группы, выигранные дела и нанятых сотрудников плюс абонентская оплата нашему бюро. Принеся ведомость с гонораром, я ждала подписи, но Сева, увидев цифру, изменился в лице.

- Сумму необходимо пересмотреть,- сказал он твердо.

- Почему? – спросила я – вот закрытые вакансии топ-менеджеров, вот списки аттестованных студентов, вот выигранные дела.

- Так! - сказал Сева жестко – двое из топ-менеджеров мне не подходят, студенты пусть поработают испытательный срок, выигранные дела подождем до получения денег, штраф за кофе 3 раза, штраф за курение, плюс ко всему вы пять раз опоздали.

- Я не обязана ходить сюда как на работу, хоть и хожу. Я ни разу не опаздывала, это записано в журнале, просто мой отпечаток пальца не считывает устройство, - зачем-то начала оправдываться я, - я не пила кофе на рабочем месте, и уж, естественно, не курила.

- Не канает, - отрезал Сева, - Итак, минус 50 тысяч рублей. Он, заигравшись в директора, «искренне забыл», что я приглашенный консультант и считал меня нанятым сотрудником.
  Сева тоже любил ночные звонки, но, в отличие от Лехи, звонившего Анжеле, он звонил действительно мне с текстом: "Марина, возьмите ручку и запишите. Это вы должны оформить и приготовить завтра к десяти утра." Когда я приносила оформленные идеи к утреннему совещанию, Сева смотрел на меня, как баран на новые ворота, а потом говорил: "А, это уже не надо, стратегия поменялась".
В итоге я стала выключать телефон.

В общей сложности я провела с этими клоунами больше четырех лет, помогла нашему бюро, привела новых клиентов, но до сих пор задумываюсь, а что, если все директоры, стоящие у руля бизнеса - ТАКИЕ?