Шпроты часть первая

Валентина Петрова Кирьянова
Был уже август, дождливый и прохладный. Автобус, в котором Маша ехала до Томска в командировку, был холодный, и она вся продрогла. "Скорей бы доехать!"- Думала она, и уже представляла, как встретит и напоит её, горячим чаем подруга Рита.  Рита была подруга со студенчества, городская, смелая. Маша была полная ей противоположность.  Родилась и выросла Маша в селе и не была столь уверенной в себе, как Рита, но они сдружились. Маше легко давались такие предметы, как математика, физика, и она часто помогала Рите в учёбе, а точнее сказать, делала ей курсовые работы, помогала писать дипломную работу. Маше это не составляло особого труда, а Рита смотрела на неё частенько с удивлением и восхищением.

Иногда Рита произносила с восторгом: "Ну, Машка у тебя и голова! Мне б такую!" Но часто бывало и так: спишет Рита полностью контрольную у Маши и получит пятёрку, а Маша только четыре. Сколько раз по такому случаю говорила Рита: "Машь, да купи ты ей (преподавателю) коробку конфет или шоколадку и положи просто на стол и всё!" Но Маша делать этого не могла и не умела, а Рита никак этого не могла понять, ведь это, так просто считала она.

Маша скучала по своей подруге. Рита всегда была весёлой, шумной, в городе у неё было много друзей, знакомых. Маша ехала в автобусе и уже представляла их встречу Она знала, что Рита ждёт её, так как Маша звонила ей и говорила о своей командировке. Бывая в городе, в основном по делам, Маша всегда находила время, чтобы встретиться с Ритой. Ведь только с ней она делилась самым сокровенным.

И вот, наконец, она возле Риткиной двери и звонок. Дверь открылась, и Рита в объятиях затащила в квартиру свою подругу Машу. "Машка, милая, как же я соскучилась по тебе!" - Воскликнула Рита, а Маша, увидев в проём двери стол и незнакомых людей, смутилась. Рита это сразу заметила и засмеялась: "Машь, здесь все свои, проходи! У нас проводы, ребята из политеха защитились и через два часа на вокзал, и кто куда!"

Маша вошла в комнату, а Рита громко объявила: "Моя лучшая подруга –Маша!" Маша чувствовала себя не очень уверенно, а тут ещё поймала на себе любопытный взгляд молодого человека, что сидел за столом, напротив, который вдруг громко сказал:
-Как же вам идёт серый цвет! И все стали смотреть дружно на Машу. Маша зачем-то потрогала рукой свой свитер, но ничего не сказала в ответ.

-Никогда не видел у девушек такой короткой стрижки… - Опять произнёс молодой человек. Рита засмеялась и сказала:
-Игорь, да это просто, чтоб ничего на голове не крутить, чтоб даже ничего не расчёсывать! У Маши всё и во всём очень просто! Маша посмотрела на Риту, но ничего не сказала. 

За столом, кроме Игоря, было двое молодых людей с девушками, и только Игорь был один. Он, вообще, как-то выделялся из всех, а чем - Маша понять не могла. Они, время от времени, бросали друг на друга взгляд. Маша стала думать почему-то о старом свитере, который она надела в дорогу, сожалея, что можно было одеться и лучше. А Игорь, вдруг, неожиданно для всех обратился к Маше со словами:

-Поехали со мной! Я в Омск распределился на авиационный завод…
Девушки перестали есть, уставились на Машу. Маша молчала, а Игорь продолжал:
-Они вон все переженились, а я всё учился, учился… Теперь вот они с жёнами едут, а я один. Поехали со мной!  У меня распределение хорошее, в областной город, квартиру получу…

Маша молчала, не понимая, что это, уж не шутка ли, вовсе… В разговор вмешалась Рита:
-Машь, он ведь серьёзно! Он, вообще, очень серьёзный человек! А кто-то из ребят добавил:
-Красный диплом…

Маша смело глянула на Игоря и, с каким-то лёгким вызовом в голосе, вдруг, произнесла, чётко и громко:
-У меня приданое слишком большое…
За столом все замерли, но в ответ ей был мгновенно задан вопрос:
-Лет сколько?
-Три годика... – Ответила Маша и опять откровенно посмотрела на Игоря.

-Мальчик? Девочка? - Спросил Игорь.
-Мальчик! – Ответила Маша, и опять посмотрела с лёгкой усмешкой на Игоря.
-Так отлично! Приеду с женой! С сыном! Поехали! Заедем к моей матушке по дороге, познакомиться… У меня отличная матушка, объявим ей о сыне… Поехали, потом и сына заберём.

Маша покачала головой и произнесла только одно слово:
-Нет.
Наступила какая-то неловкая тишина. Девушки недоумённо смотрели на Машу, а Маша стала смотреть в свою тарелку, стараясь понять - что же в этой тарелке...
-Машь, давай посуду унесём на кухню! – Прервала молчание Рита.

На кухне Рита, очень мягко, а по-другому она знала-нельзя, набросилась на Машу.
-Машь, тебе только что, при всех, было сделано предложение, которое может изменить всю твою жизнь. Ты, что собралась сгнить в этой своей деревне?
-Причём здесь моя деревня? Я парня вижу первый раз в глаза. Я знакома с ним всего минут 30?

-Что толку, что ты три года ходила со своим Колей за ручку, а он взял и ушёл к другой. Ты сына ему родила, а он плевать на всё хотел!Он бросил тебя с ребёнком! Ты, когда это поймёшь?
-Зачем ты так… - Тихо сказала Маша, а голос её задрожал.
-Машка, прости! - Рита кинулась к подруге, обняла её. – Я так хочу, чтобы ты была счастлива! А ты сейчас упускаешь это счастье, поверь мне!

-Девчонки! – Раздался голос из коридора – Мы уходим! Нам пора!
Все стояли у входных дверей. Потом все вышли. Игорь задержался и обратился к Маше:
-Шпроты любишь?
Маша посмотрела на него удивлённо и пожала плечами.

-Из слова шпроты убери одну букву - "р" и получится-шпоты, а в единственном числе-это будет-Шпот. Шпот – это моя фамилия, если передумаешь, дай телеграмму, и я прилечу! Я буду работать в Омске на авиационном заводе. – Сказал Игорь и протянул Маше банку шпрот.

Маша стояла растерянная в полном недоумении и смотрела на Игоря. Игорь вышел на лестничную площадку, и опять обернулся. Он ещё раз очень пристально посмотрел на Машу и, усмехнувшись, сказал:
-Как же идёт тебе серый цвет.