Дневник рисовальщика

Иван Тернов
     Сентябрь.
     Ася меня всё-таки уговорила. Сначала она сказала, что у меня есть чувство ритма и меня это задело за живое. Ну, а когда при следующей встрече мне было сказано, что она за пять лет сделает из меня художника, я заплатил взносы и пришёл в студию.
     Сентябрь. 20е.
     Нас десять человек: девять девушек и женщин и один мужчина, то есть я. Меня сначала хотели посадить отдельно от всех, но я запсиховал и потребовал место в середине. Вопрос решён положительно. Слева от меня рисует задания женщина несколько моложе меня, очень приятной наружности. Её зовут Лена. А справа девушка Вера лет двадцати пяти. Они обе так хорошо рисуют, что я не понимаю, зачем им студия. Чувствую, что я им нравлюсь и они мне нравятся обе, я не могу выбрать, которая нравится больше. Но! У меня есть цель, а любовь этому может помешать. К тому же, Ася на них иногда поглядывает косо.
     Октябрь. 15е.
     Сегодня рисовали дерево. Ася посмотрела мой рисунок и сказала:
- Нарисуй на ветке птичку.
Я нарисовал, но не понял зачем. Вера шепнула:
- Дерево одинокое.
     Мне по-прежнему нравятся Вера и Лена и они постоянно дают понять, что я им интересен, но повод поговорить не дают, а после занятий быстро уходят. При этом, известно, что они одиноки.  На каждом занятии я сижу как будто под обстрелом десяти пар глаз. Наверное, действительно надо было сидеть в стороне, как Ася рассаживала вначале.
     Ноябрь. 30е.
     Ася рассказывала о законах живописи. Она говорила, что огромную роль играет ритм, чувство которого у меня есть. На что я сказал, что если это правда, то можно нарисовать какую-нибудь мазню и соблюсти ритм, и люди скажут, что это гениальная картина. Ася промолчала и предложила сходить на выставку картин. Всем предложение понравилось, мы поднялись, прихватили с собой несколько художников из соседних мастерских и пошли в музей. На выставке Ася была настоящим экскурсоводом, вела нас от картины к картине и объясняла сюжеты, приёмы  и т. д. Наконец, она подошла к очередной картине, посмотрела на меня и объяснила, что это как раз тот случай, когда при незамысловатом сюжете сильно выражен ритм и картина является шедевром. Одна из наших, ТамарПална, стоя у другой картины, спросила меня:
- Нарисуем мы подобное?
На что я ответил:
- Вот, смотрите, ТамарПална, взрослые разговаривают, мальчик катается на лошадке, няня мальчику говорит «Не шали!»
Тамар Пална улыбнулась и отошла.
     Декабрь. 25е.
     Готовим выставку нашего творчества. В Союзе художников нам выделили зал. Развешиваем наши обрамленные рисунки. Ася требовала, чтобы я выставил как можно больше из своих творений, я не согласился. Денег жалко на эту мазню. Почувствовал расположение Лены, предложил её проводить, Лена согласилась. По дороге зашли в кафешку.  Лёгкий несерьёзный разговор неожиданно начал вращаться вокруг какого-то неизвестного мне вопроса. Я догадался, к чему Лена клонит, решил соврать и приготовил уже ответ. Когда она задала вопрос хотел бы я заниматься живописью, я ответил, что хотел бы писать стихи. Лена разочарованно отвернулась и просила её не провожать. Шутка не получилась.
     Январь. 12е.
     Расстроен неудачей с Леной. Открывали нашу выставку. Неожиданно пришли посетители, зал полон. Девчонки счастливы. Ася меня не замечает, даже не поздоровалась. Во время своего выступления неожиданно сказала, что смысл художественной студии состоит в том, чтобы формировать зрителя. Меня это добило и я пошёл к столу. Девчонки принесли много хорошего вина и от стола я не отошёл, пока не надрался. Не помню как оказался дома. Сейчас, вот, с похмелья написал стишок:

      Выставка
Взрыв экстаза, восхищенья,
Кто-то речи говорил...
Миру лучшие творенья
Живописец предьявил.

Ученица молодая
Густо льёт на мэтра лесть,
Славы блеск переживая:
И её мазки здесь есть.

Только с видом безразличным,
(А с полотен смотрит век)
Средь людей вполне приличных
Ходит пьяный человек.

Может быть, искал ответа
На волнующий вопрос,
Но дорвался до фуршета
И совсем повесил нос.

Да, здесь есть пробел искусства...
Приходи, честной народ,
Будоражить мысли, чувства...
А мужик всё пьёт и пьёт.
    
    
     Январь. 20е.

     Привезли Сальвадора Дали. Написал и рассмеялся. Привезли его картины. Народу — толпа. И билеты дорогие. Ходил, смотрел, так и не понял, чего же там гениального. То ли гениальное, то ли генитальное.  Серо-чёрные эскизы, наброски, на некоторых откровенные изображения говна. Или считается, если великий художник написал отходы, то они изменили своё значение? Нет, мне безумно нравится его время, блинами свисающее с ветки, а «Вознесение Христа» просто поражает своей гениальностью, но складывается впечатление, что Запад кормит нас говном, пусть, это и говно гения.

     Февраль. 2е.
     Был у Лены и Веры. Девчонки принесли большую бутылку красного вина. Пили молча, не чокаясь. Девчонки плакали, я трезвел и глупо улыбался. Ася умерла. Операция оказалась неудачной. Оказалось, что Лена и Вера замужем, у них есть дети. Как я не догадался! И обе - художницы, известные у нас и за рубежом.  Лена предложила приходить к ней в мастерскую. Она попробует меня учить. Вера держится холодно.
     Февраль. 18е.
     В мастерской у Лены, в отличие от мастерской Аси, где царил творческий беспорядок,  стерильная чистота. Лена с отличием окончила очень крутой институт, где учат художников. Недавно видел её творение. Богатая купчиха решила расписать десятиметровый коридор своей квартиры видами улиц Парижа, по которым она гуляла со своим возлюбленным. Поговаривают, когда купчиха была в Лувре, за ней следом ходил слуга и носил кресло.  Характер у Лены оказался холерический, задевать нельзя, вспыхивает мгновенно. Как я раньше не замечал! Мне она, конечно, много рассказывает о живописи, живописцах, пытается чему-то учить… В общем, имеет ко мне расположение, но, думаю, кроме того, я нужен ей как собеседник. Ей так легче работать, а пишет она долго и упорно. Однажды, я ухватил одну её мысль что-то по этому поводу насочинял. Лена выслушала моё творение, помрачнела и сказала, что всегда боялась высказывать вслух мысли. С то поры я от неё подобного не слышу.
     Март. 12е.
     Ходил на выставку Пикассо. В залах почти никого. Поумнел народ, наверное. Оказалось, что если выставляют  картины великого художника, того же Дали, к примеру, это не означает, что они достойны внимания простого народа. Художников, может быть, специалистов… Психологов, в конце концов. Но меня великий художник вдохновил:

     Бердслей в кавычках

В начале марта день холодный,
Когда уж снег совсем сошёл,
Как пёс, замёрзший и голодный,
В тумане сером молча брёл.

Навряд ли, молвить что хотел он...
И с кем затеять разговор,
Коль все, дрожа душой и телом,
Спешили прочь, потупя взор?

И яркий цвет ища напрасно,
Пошли на выставку с тобой
Вуайеризма от Пикассо,
И с опустевшею душой,

Одну лишь мысль твердя упорно,
Тащили прочь тела свои:
"Там всё - эротика и порно.
Но, нет любви. Но, нет любви."

И впечатлению, привычка
Всё объяснить, дала ответ:
Пикассо стал - Бердслей в кавычках,
Больным душой на склоне лет.
     Март. 28е.
     Сегодня счастливый день. Полгода назад я нашёл Веру в Одноклассниках и подал ей заявку в друзья. И вот, сегодня она мой друг! А случилось это после того как вчера я написал похвальный пост к её картинам о городе. Судя по картинам, человек она по натуре добрый и весёлый. Это со мной она держится жёстко и отстранённо. Будем общаться.