Мастер, влюбленный в свое дело

Нина Никипелова
                Памяти Кати Никогосовой

Предлагаемое вашему вниманию письмо могло бы остаться звеном в частной переписке, если бы его содержание не было связано с одним из важных этапов изучения жизни и творчества А.П. Чехова – Международным литературоведческим конгрессом в Южно-Сахалинске в сентябре 1990 года, посвященным 100-летию пребывания писателя на Сахалине. В письме названы имена отечественных ученых и исследователей Чехова из разных стран и написано оно замечательным мастером музейного дела, сохранившим личные контакты с родственниками писателя, Катей Никогосовой. Познакомились мы на одной из таганрогских конференций, где юная Катя, родом из чеховских мест, после окончания филфака, проводила экскурсии по чеховскому дому, чеховской гимназии, чеховской лавке, гордясь экспозициями, в создании которых принимала деятельное участие. Гордилась отличной оценкой за контрольную работу по математике, радовалась семиметровой высоте потолка в классе Чехова-гимназиста. Когда готовили к открытию лавку Чеховых и поместили над входом вывеску "Чай, кофе и другие колониальные товары", собралась очередь из местных жителей: времена были трудные. Пришлось объяснять настоящий смысл экскурсионного объекта. Прекрасно знала и любила городскую Чеховскую библиотеку. Она подчеркивала, что Чехов вырос в доме, где была единственная книга – "Четьи-Минеи", свод молитв на каждый день, ; и подарил родному городу библиотеку, куда по его просьбе присылали свои книги Лев Толстой, Максим Горький, Иван Бунин, Александр Куприн. Поступали в библиотеку и собственные сочинения Чехова.

В ходе экскурсии Катя могла обходиться только именем своего героя: "Антоша сказал…", "Антоша остался один…" Потихоньку я заметила ей, что меня учили, если ты не знаком лично с этим человеком, следует называть его в рассказе о нем по имени, отчеству и фамилии. "; Не знаю, как Вас учили, ; ответила мне Катя, ; а мне он все равно, что родной. Посмотрите, в доме Чеховых много вещей из нашего дома той поры: и эти графинчики, и эти лафитнички, и даже эта бутылка из-под "Сантуринского". Пришлось подчиниться ее тону: уместно и убедительно выглядели эти и другие предметы труда и быта, реквизиты лавки, домашний интерьер.

Сахалинская тема в музейных экспозициях, выполненных с ее участием, занимает особое место в наглядно-научном творчестве. По предложению и приглашению Георгия Ильича Мироманова вместе с ленинградскими художниками и сотрудничеством Кати Никогосовой был разработан и воплощен в жизнь уникальный проект создания "Музея одной книги", книги Чехова "Остров Сахалин". На Сахалинском конгрессе мы встретились с Катей снова. Она была вдохновлена, радовалась сделанной работе, которую предстояло продолжить.

Сохранившееся письмо о событиях после окончания конференции передает дух и настроение Кати тех дней: в нем лёгкость и серьезность, значительность и веселье, новые планы будущей работы.

"Дорогая Нина Александровна! Еще на Сахалине написала Вам открытку, чтобы отослать с газетой, но не было конверта под рукой. Мы с Вами расстались в Александровске, а именно Александровск сдружил нас с Р. Джексоном, его очаровательной Лесли, Ж. Бонамуром и Н. Накамото. К концу нашего путешествия казалось, что все мы старые друзья. Ужинали, танцевали, бросали камешки с крутого бережка… Вам будет интересно, что мы на берегу встретили школьников из 2-й школы (кажется их всего две в Александровске). Дети встретили нас с такой радостью, так доброжелательно, угощали. Иностранцы были в восторге, а Джексон предложил встречу школьников 14-15 лет провести в США, Японии и Сахалине. Джексон будет на Сахалине в августе следующего года, т.е. приедет к открытию нашего музея.

Франсуа и Жан купались, к ним присоединился наш Геннадий, спасая честь отечества, потом и наш Георгий. Подружившись, обменялись все адресами, наметили грандиозные планы, а теперь будет проверка временем, выполним ли обещанное.
Спешу выслать Вам бумагу. Если мне купят книгу "Праздники в Японии", обязательно вышлю Вам, милая Нина Александровна. Я купила одну книгу в Москве, но когда прочитала главу "Сакура", то поразилась гению Чехова и мудрости Накамото. Хочу, чтобы Вы прочитали все это, да и для преподавания Вам многое пригодится. Если у вас появится книга "А.П.Чехов и его издатели", пожалуйста, купите мне пару экземпляров. Я обещала Бонамуру выслать эту книжицу. Мы летели с ним из Южного в Москву, и я ощутила комфорт, которым окружают иностранцев в наших аэропортах, но он все-таки сказал, что я спасла его от гибели. В последний день мы ходили с ним в корейское кафе – это было превосходно. Потом летели 12 часов с двумя пересадками. В Москве ночью меня встретили друзья с цветами, мы отвезли Жана Пьера домой. На прощанье я сказала ему: "Да здравствует Франция!", а он: "Да здравствует Латвия!" Рассмеялись и распрощались. Лесли, Жан и Набуюки написали моему Владику несколько слов по-английски, по-французски и по-японски. Это будет ему хорошей памятью.
 
Два дня я была в Москве у В.Я. Чеховой. Она до слез была тронута тем, что я сказала несколько слов о ее близких. С ней общаться для меня большое наслаждение. Она приготовила мне подарки: фото М.А. Чехова с рисунка Л. Никитина, гравюры С.М. Чехова. Как она может помнить обо всем?! Ей 92 года! Удивительный человек! Я многому научилась у нее, но мне до нее далеко.
Нина Александровна! Хотела набросать Вам несколько слов, а получилось письмо, т.к. поймала себя на мысли, что вожусь на кухне, а МЫСЛЕННО, пишу Вам. Отвыкла от машинки, а надо работать.
В следующем году М.А. Чехову 100 лет. Я считаю своим долгом отметить память о нем в стране и в Латвии. Вчера мне звонила его ученица И. Лиепа, и мы договорились работать. Планов много, но главное организоваться.
Звоните, пишите, если есть проблемы.
Обнимаю Вас.
С уважением, Катя Никогосова.
Рига 1990!

P.S. А хорошо мы провели время на Сахалине, не так ли?! Танцуют все!"
Последняя моя встреча с Катей была на апрельской набережной в Ялте. Она шла в окружении московских подруг, высокая, тоненькая, изящная, сияя улыбкой и щурясь от солнца.
; Говорят, от рижанки до парижанки – одно "па", ; сказала я ей вместо приветствия известную шутку.
; И я делаю это "па" – Вам навстречу! – рассмеялась Катя, словно перелетев расстояние между нами. Уже несколько лет она жила в Риге, с увлечением и толком изучала творческую судьбу Михаила Александровича Чехова, племянника Антона Павловича Чехова, и привезла на Чеховские чтения содержательную, интересную выставку о талантливом актере и режиссере и его окружении…

   На книжной полке у меня дома стоит подаренная Катей книга "Вокруг Чехова" с ее надписью: "Все мы вокруг Чехова".


    Примечания

    1. Материалы Международного литературного конгресса в Южно-Сахалинске 24-27
    сентября 1990 г. опубликованы в сборнике "Сибирь и Сахалин в биографии и
    творчестве А.П. Чехова". Южно-Сахалинск, 1993. Редколлегия: Р.А. Блинова,
    В.Б. Катаев, А.С. Мелкова.
    2. Роберт Л. Джексон – профессор Йельского университета, США, председатель
    Всемирного Чеховского общества.
    3. Мироманов Георгий Ильич – экономист, строитель, исследователь творчества
    Чехова – организатор конференции.
    4. Жан Бонамур – профессор Сорбонны, Франция.
    5. Никамура Накамото – профессор Токийского университета, Япония.
    6. Шалюгин Геннадий Александрович – директор дома-музея Чехова в Ялте тех
    лет.
    7. Владик – сын-школьник Кати Никогосовой.