Скажи мне во всём виноват наш язык

Надежда Козулина
 Сидим дома. Называется «на самоизоляции». Кто-то легко переносит эту самую «изоляцию». А мне – общественнице и экстраверту сидеть дома уже тошно, невмоготу. У меня – Литературный клуб «Слово», которому уже 12-й год. Каждую неделю мы встречались – это люди, пишущие стихи, прозу, рассказы, эссэ, новеллы… Был постоянный обмен творчеством, мнениями и вдруг… Много дней спасает от тоски вестник «ЗОЖ», уже читаю номера за 2012 г. «ЗОЖ» – какая махина! Какой кладезь народной мудрости, какая Память народная. Нет другой такой газеты, в которой есть всё – и для тела, и для души, и для духа. (Помните: «Там русский дух, там Русью пахнет», как сказал Великий Александр Пушкин).
Сама писать не могу. Не знаю – почему. Эти постоянные сведения: сколько заразилось, сколько умерло, это нагнетание страха… Да все мы в руках Господних!
Есть у нас огород, но… автобусы на наши дачи не пустили, а нарываться на штрафы не хочется.
 Читаю… Читаю… И особенно врезаются в память публикации, в которых о том, чего мы не успеваем сделать при жизни. Очень часто, люди ПОТОМ начинают понимать, что обделили своих дорогих не чем-то материальным, а словом – добрым словом! Вернее, тем, что вовремя его не сказали. Так в вестнике «ЗОЖ» №23 (541) за 2015 год Котлярова Татьяна Ивановна в статье «Какой свекровью я буду?» пишет, уже ушедшей в мир иной свекрови: «Простите мама, что при жизни не сказала, как я Вас люблю. У меня два сына. Интересно какой свекровью буду я? Хочется быть похожей на Вас.»
 В номере 7 (62) за 2019 год Ерёменко Геннадий Кириллович в своем «Потеряем - плачем» пишет «Выйдя на пенсию, мы с женой жили, как большинство живут в деревне – дом, огород, хозяйство. Мало обращали внимание друг на друга. Жена умерла. ТЕПЕРЬ я её называю ласковыми словами – солнышко, красавица, ненаглядная, родная». Ну почему только теперь, почему же почему не при её жизни?
А в стихотворении «Дочка» Батаева Л. Т. («ЗОЖ» № 13 (507) 2014) пишет дочери: «Но сердце просит теплоты, // А дать его лишь можешь ты. // Не скупись сказать люблю, // Да «я тебя благодарю». //Посиди, пока возможно, // Может, завтра будет поздно.»
 Знаете, дорогие зожевцы, как больно читать все эти строки. Читаю, пишу и плачу. Ну почему же мы готовы сказать тёплое, доброе слово … А его уже  не услышит тот, кому бы его сказали.
 Я вспомнила свою подругу. Она ушла от мужа (у неё это был второй брак. Она сама говорила: «Хотела построить семью, а получился брак!»). Она писательница, автор многих книг, член Российского Союза писателей, у неё есть публикации в Беларуси, Германии, США.
 Она рассказала, что её второй супруг (первый шахтёр – умер), часто унижал её словами: «Ты же не хозяйка, а сто рублей убытка»; «Ты не поэтесса, а ботало на шее». Она очень обижалась. И как-то обратилась к мужу: «Скажи мне, пожалуйста, хоть одно хорошее слово». Он закричал: «Тебе -  хорошее слово, матери - хорошее слово, сыну - хорошее слово… А я один, меня на всех вас не хватит!».
«Всё. Спасибо. Не надо». И ушла от него. Это было давно, но много лет спустя она рассказала мне об этом и горько -  горько плакала!
Это ее стихотворение:
Скажи мне слова восхищенья!
Мне их не хватает всегда.
Объятья твои и прощенье, –
Ужель это стоит труда?

Скажи мне слова удивленья,
Я их оправдаю, поверь.
О, как мне нужно вдохновенье!
Мой взгляд на тебя… и на дверь…

Во мне, ах как мало от гения, –
Скажи мне восторга слова,
Поверь в них и сам… на мгновение,
Любовь лишь - под солнцем права,

А ты надо мной насмехаешься,
Слова переходят на крик…
Ну что ты, любимый мой, маешься? –
Во всём виноват наш язык!

 Не хочется мне никого осуждать. Но оказывается словом можно нанести такую рану, такую боль… И вспоминаются слова российского поэта Ильи Фонякова (Царствие ему Небесное!):
Говорите о любви любимым.
Говорите чаще, каждый день,
Не сдаваясь мелочным обидам,
Отрываясь и от важных дел.
Говорите, слышите, мужчины!
Искренне, восторженно, смешно
Говорите над кроваткой сына,
Шепотом – на танцах и в кино.
Хочется только добавить: говорите пока ЕСТЬ КОМУ говорить. Говорите, чтобы ПОТОМ горько не сожалеть о том, что НЕ сказали… И чтобы Вам самим потом не было «мучительно больно».