Доктор Живаго на сцене Архангельского театра Драмы

Михаил Берсенев
«Доктор Живаго» на сцене Архангельского театра Драмы это спектакль, который в пятницу вечером, когда я его смотрел, не создаёт праздничного настроения. Но и в печального состояния души он тоже не формирует. Для пятничного вечера спектакль «Доктор Живаго» показался мне несколько тяжеловатым. Он заставляет думать.

 Видимо, если хочется больше положительных эмоций и легкости, накануне выходных, стоит выбирать более простые вещи. Как ни странно, сейчас судьба героя произведения Бориса Пастернака - Юрия Живаго (актер Дмитрий Беляков) приобрела снова актуальность. Ведь нынче тоже наблюдается определенный излом на историческом пути России.

  И снова во главу угла можно поставить судьбу обычного человека в условиях исторической нестабильности. Недаром Пастернак говорит, и это упоминается в спектакле, что человек живёт не в Природе. Он живет в истории!

 Более чем трехчасовая программа спектакля как раз показывает нам судьбу интеллигентнейшего человека, со своими принципами, на вулкане исторических эпох.

Спектакль «Доктор Живаго» в постановке Андрей Тимошенко охватывает период с 1917 по 1922 год. Это те годы, которые определили судьбу России на следующие 70 лет.

Поначалу спектакль, честно говоря, весь язык изложения материала, показался мне немного сложным для вечера пятницы. Я имею в виду, что автор применяет максимальное число довольно сложных терминов в данной постановке. Анафема. Математическая бесконечность. Высший вид энергии. Свобода личности. И т.д.

Сейчас модно, особенно в Москве, обрабатывать произведения классиков на современный манер, добавляя туда иногда нецензурщины, или адаптируя тяжелый материал под более легкий. Практикуют внесение сомнительных шуточек в те места в произведениях классиков, где на самом деле, они не очень уместны.

  В Архангельске пошли другим путем, более проверенным, но и наиболее рискованным. Сохранили язык первоисточника, а ведь это когда было написано! Для современного молодого поколения сей язык нетипичен, они разговаривают на другом наречии, образно говоря.

В какой-то момент мне показалось, что спектакль «Доктор Живаго» в Архангельском театре Драмы больше похож на дорогу с односторонним движением. Я не часто вижу в театральных постановках такой замирающий зрительный зал. Обычно, артисты все-таки стараются как-то заигрывать со зрителями. Якобы обращаются к кому-то из зала. Ждут от зрителей смеха или слез.

  А тут зал был как будто застывший. Видимо, драма молодого человека на фоне революционных исторических событий была так душевно передана актерами, что вступать зрителю в эту энергию особенно было негде. Люди просто смотрели, молча слушали. практически ни разу спектакль не был прерван, так сказать, бурными и продолжительными аплодисментами.

 При этом сами актеры спектакля «Доктор Живаго» как раз со своей стороны энергии не жалели,  да и эмоции передавали достоверно. Эта энергия, эти эмоции, как бы накрывали зал покрывалом, и зритель, затаив дыхание, продолжал быть статичным. До самого занавеса практически не было никакой обратной связи со стороны зрительного зала к актерской труппе.

Мне даже показалось, я сам на себе это почувствовал, что в какие-то моменты, спектакля, особенно когда массовка пела монотонные,  гортанные песни, зритель впадал в транс. Спектакль «Доктор Живаго» в Архангельском театре Драмы  - это довольно таки грустная вещь.

  Драма человека, драма целого народа, разворачивается на наклонной сцене театра.



  Особенно как-то за душу берут строчки из песни. «Россия, Россия, жаль мне тебя! Бедная, горькая участь твоя».

Эта драма не сразу захватывает воображение. Спектакль «Доктор Живаго» в Архангельске «приручает» зрители постепенно.  Причем я заметил, что вторая часть спектакля гораздо более динамичная, чем первая. Первая местами затянута, вторая же получилась более красивой. Именно во 2 части спектакля можно наблюдать самые многогранные  и сверкающие, как мне показалось, сцены. И - самые удачные режиссерские находки.

Типа окровавленных рук палача поневоле Стрельникова (Александр Субботин), или решение сцены объяснения в любви с Лорой Антиповой (актриса Нина Няникова) с блёстками. Символ надежды на лучшее будущее.

  Если сравнивать постановку «Доктор Живаго» на разных сценах, в Архангельске, в Москве, то в Архангельске всё же заметно, что реквизит довольно бедноват. Основой инструмент массовки - это лопаты. Как будто некий десант в садовое товарищество происходит. Поднимать целину.

Плюс швейные машинки и ведра, знамена, вот, пожалуй, и весь реквизит. Лично мне, как зрителю, хотелось бы, чтобы задняя часть сцены была оформлена в духе того времени. Хотелось бы, чтобы в спектакль было добавлено больше красок.

  Понятно, что литературная основа, написанная Борисом Пастернаком, довольно грустная сама по себе. Но расширить палитру, как в одежде персонажей, так и в реквизите, в общем оформлении спектакля, мне кажется, не помешало бы.

Из положительных моментов спектакля «Доктор Живаго» в Архангельском театре Драмы можно отметить довольно большую массовку. В принципе, эта куча людей, находясь на ограниченном пространстве наклонной сцены, особо друг другу не мешали. Лбами не сталкивались.

  Чем больше разных персонажей участвуют в спектакле, тем более создается выпуклая картина времени. И практически каждый актер труппы вносит какую-то лепту в общую ткань всей постановки.

Основное бремя, как физической нагрузки, так и психологической, взял на себя главный актер этого спектакля, который исполнял роль Юрия Живаго, актёр Андрей Беляков. И он выдержал достойно этот вызов.

Но мне показалось, что «гвоздём»  спектакля стал антагонист Живаго – адвокат Комаровский (Иван Братушев). Вот уже где утонченная такая низость показана, и уверенность в своих действиях. Плюс умение приспособится, как хамелеон, к меняющейся политической конъюнктуре. Это самый рафинированный персонаж спектакля, но и самый отрицательный.

  В целом, «Доктор Живаго» в Архангельске смотрится с интересом, но с тихим интересом. Зритель как бы внимает мудрому сказителю. Первая часть чуть затянута, вторая это компенсирует. А главное, «Доктор Живаго» показывает, как человек, обычный доктор, хоть и мечется на изломе эпох, как и вся страна, но при этом остается ЧЕЛОВЕКОМ.

  Он не сломался под прессом обстоятельств и истории, и это вызывает уважение. «Доктор Живаго» в постановке Андрея Тимошенко в Архангельске – достойная работа всей труппы. Но не без некоторых шероховатостей и затянутости.

***

17.02.2023, Михаил Берсенев, Архангельск