Семнадцать1и2часть
1.
Первое сентября 1962 года, прохладное осеннее утро. Петю разбудили рано. Он до сих пор помнит это материнскую побудку: "Петенька, вставай, уже пора". Мама так всегда его будила, даже, когда он встал взрослым. Эти ласковые слова, произнесённые каким-то извинительным тоном он запомнил на всю жизнь. Быстрый завтрак, а потом непонятный для семилетнего мальчика ритуал. Бабушка достала откуда-то небольшой свёрток из почерневшей марли, раскрыла его и все увидели непонятную тёмную субстанцию.
- Это твой пупок, вернее кусочек пуповины, оставшийся при рождении. Ты должен сейчас развязать его и тогда в школе будешь хорошо учиться, - объяснила мама, сунув это "нечто" сыну.
Петя взял эту штуковину и начал развязывать сухую свою плоть, когда-то связывающую его с мамой. Она не поддавалась, все стали помогать советами и руками. Кое как развязали. Пошли с мамой в школу. В классе после некоторого знакомства всех парами повели на экскурсию на пришкольный участок. В паре Пете досталась Маня Мошникова, девчонка-переросток с задержкой психического развития, всегда пахнувшая мочой. Для первоклассника это было ударом, но он стойко выдержал эту экскурсию, но, когда в классе его посадили за одну парту с Маней, забунтовал и отказался с ней сидеть. В итоге Зинаида Александровна посадила Маню одну за последнюю парту. После первого учебного дня дома начали оборудование рабочего места первоклассника. Для этого отец подпилил ножки у стола, стоящего в комнате сестёр и бабушки. И пошли школьные будни "новоиспечённого" первоклассника. Каждое утро Петя слышал это извинительно-ласковое: "Сыночек, вставай, уже пора". И он вставал, хотя так не хотелось, но ещё больше не хотелось обижать маму. Перед школой он отводил сестёр в детский сад. Приходил в школу рано ещё дверь была закрыта, так как ходил в группу продлённого дня. Эта привычка никуда и никогда не опаздывать закрепилась у него на всю жизнь. Группой продлённого дня руководила жена тогдашнего директора школы Иванова Мария Михайловна, учитель физкультуры. Она ручкой заводила патефон, ставила граммпластинку с песней "По долинам и по взгорьям" на финском языке (она когда-то работала учителем финского языка) и построив "гэпэдэшников", маршировала вместе с ними по коридору. Эта процедура была ежедневной, благодаря чему Петя до сих пор помнит слова этой песни о гражданской войне на финском языке.
Деревянное двухэтажное здание Верхневажинской восьмилетней школы с печным отоплением было довольно холодным, настолько, что в сильные зимние морозы замерзали чернила в чернильницах, стоящих на каждой парте. Петя в такие дни радовался, что не надо писать. Он не любил писать, особенно чистописание в прописях. В конце первого класса бабушка пристала к внуку с требовательной просьбой написать какой-то текст и он согласился. С усердием писал на одинарном тетрадном листке не очень понятные ему слова-заклинания. Потом бабушка пояснила, что это что-то вроде прошения к богу о помощи в учёбе и этот листок надо поместить под матрас.
- Но бабушка, ведь бога нет, - возразил внук.
- Для кого нет, а для кого и есть, а бумажка пусть будет на всякий случай. -
Петя не стал больше возражать, так как не знал, как относиться к богу - его не научили, хотя был крещён. Он верил в знахарство бабушки. У неё всегда на летней кухне сушились пучки различных трав, мухоморы, куриные желудки, ящерицы и даже змеи. Петя видел, как бабушка заговаривала людей от каких-то болезней. Со слов мамы бабушка могла лечить заговорами грыжу, недержание мочи, заикание, снимала зубную и суставные боли. Очередной заговор-заклинание бабушка передала внуку, когда он учился в четвёртом классе.
- Если чего-то не знаешь, на контрольной работе или на экзамене, мысленно обратись за помощью со словами: "Кузьма Демьян, добрый учитель, помоги мне". И он поможет, - наставляла она внука.
Несмотря на все эти "колдовские" ухищрения и заговоры Петя в учёбе "звёзд с неба не хватал" - учился только без троек, математику "тянул" еле на четвёрку, лучше давались гуманитарные предметы. Если "колдовство" бабушки не особо помогало в учёбе, то заговор на успешную рыбалку давал результат и Петя всегда приходил с рыбалки с уловом. Бабушка - Мария Яковлевна была очень тихим и спокойным человеком и воспитывая внука говорила ему: "Старайся жить своей головой, если товарищи собираются кого-то обидеть или сделать что-то нехорошее, не ходи с ними". Однажды придя из школы Петя рассказал домашним анекдот про Никиту Хрущёва - бабушка была в шоке и шёпотом осадила внука: "Никогда и никому больше не рассказывай такие анекдоты". По всей видимости, бабушка ничего не знала о хрущёвской оттепели и в ней был ещё "жив" синдром 38 года.
В шестом классе классный руководитель Жанна Александровна вовлекла его в школьный драмкружок под названием "Красная гвоздика". За два года работы кружка было поставлено несколько спектаклей и пьес и в каждой постановке участвовал Пётр, как ему казалось, в главной роли. Выезжали на гастроли с концертами в соседние посёлки - Святозеро и Интерпосёлок. Это был прекрасный период в жизни Петра, период самоутверждения, время, когда он увидел внимание к себе и это ему понравилось, как понравилось бы любому подростку в том возрасте.
Относительно беззаботное время, вдруг, неожиданно закончилось: в семье Петра произошли нехорошие перемены. Сначала умерла бабушка, дожившая до восьмидесяти шести лет. Она уже пару лет, как говорила, что устала от жизни и хотела умереть, только не зимой. И тихо упокоилась в день рождения пионерской организации - 19 мая. Потом ушёл из семьи отец и какое-то время жил в общежитии. Это событие стало серьёзным потрясением для тринадцатилетнего подростка. Пётр очень сильно переживал, настолько, что иногда "пускал слезу", но внешне старался быть спокойным. Даже как-то пошутил сёстрам: "Теперь вы будете не Петровны, а Марусевны". Размолвка родителей не переросла в развод и через пару-тройку месяцев они восстановили отношения и семья переехала на новое место жительства в один из районных центров северо-запада Карелии.
2.
На уроке химии в 8а классе, как обычно, стоял шум и гам. Учителя совсем не слушали, почти все были заняты своим делом. Витя Евстратиков рассказывал Вовке Протасу о рыбалке, Вовка Гончаров в кого-то целился из рогатки-резинки. Даже девчонки и те не все были мыслями на уроке. Химичка, поорав и поняв, что толку нет, села на стул и обхватила руками свою голову, словно защищаясь от этого бардака. Только один Петя увлеченно что-то писал в тетради. Он бы тоже валял дурака, но научился решать задачи и ему было это интересно.
- Галина Васильевна, проверьте у меня, я уже решил, - обратился Пётр к учителю.
Учитель подошла, и проверив решение задачи, похвалила ученика:
- Молодец, реши ещё и эту задачу, вспомни, как делали расчёты, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке, а другое в недостатке.
Пётр без промедления приступил к новой задаче - он был "на кураже", но звонок прервал его работу. Подросток и так был доволен: он сегодня на уроке решил шесть задач, седьмую не закончил. Услышав звонок, ученики, не соблюдая принятых в этих случаях правил, сразу же рванули из кабинета. Петя как-то в этом постоянном шуме на уроках химии смог усвоить принцип стехиометрических расчётов и решая задачи, получал удовлетворение от того, что есть результат его труда. Он не любил алгебру и геометрию, так как эти предметы не давались ему "с лёта", требовалось какое-то время для осмысления. На уроках математики в шестом и седьмом классах он стеснялся или даже боялся, что его вызовут к доске и он не сможет решить задание, а в восьмом классе в новой школе учитель Лидия Петровна Горшкова старалась снимать эти комплексы у таких учеников, заявляя:
- Не бойтесь ошибаться, вы же учитесь, а учёба без ошибок не бывает.
С физикой тоже проблемы: учителя физики постоянно менялись и достаточно было вызубрить кусок теории, чтобы получить "4" или "5", а вот задачи решали мало. А литература, что за предмет, зачем обсуждать характер Катерины из "Грозы" Островского или описание жизнь помещиков в "Мёртвых душах" Гоголя? Так рассуждал Пётр, выполняя домашние задания по этому, как ему казалось, бесполезному предмету. А вот новый предмет черчение в последнее время ему нравился, хотя его чертежи учитель оценивала только на четвёрку. С осени у Петиной мамы, работающей бракёром-приёмщиком, проходила практику студентка Лесотехникума Людмила и она как-то попросила Петра сделать пару чертежей. И он начертил, а потом ещё и ещё, словом, выполнил весь курс черчения Лесотехникума, где неплохо оценили его работы и это очень льстило подростку.
Утром опять эта школа, так не хочется идти, а надо, никуда не денешься. Перед уроками пацаны всегда кучкуются около неформальных лидеров. В 8а одним из таких был Володя Купреев. На подоконнике окна рекреации уже сидели трое, в том числе и Пётр. Володя рассказывал своим одноклассникам какую-то историю-байку. Все увлечённо слушали. На этих утренних пред урочных посиделках школьники почти ежедневно сокрушались, что ещё так долго учиться, а это так надоело. Три года им казалось вечностью. Эту традиционную беседу прервала появившаяся химичка.
- Петя, в воскресенье будет районная олимпиада по химии. Обязательно приходи, - заявила Галина Васильевна и не дожидаясь ответа удалилась.
Пацаны посмотрели на Петю, как на инопланетянина, но на удивление ничего не сказали, не стали восторгаться, удивляться или подкалывать одноклассника. В воскресенье в полупустой школе проходила районная олимпиада по математике, химии, биологии и физике. По итогам олимпиады он занял первое место среди школьников района по химии. Эта победа придала определённую уверенность в его возможностях.
В первый день зимних каникул Галина Васильевна объявила Петру, что на следующий день надо ехать в город Петрозаводск для участия в республиканской олимпиаде по химии и участники будут жить в помещении специнтерната по адресу проспект Урицкого, 169. И подросток поехал, один, без сопровождающего. Мама запросто отпустила сына, зная, что он сам может попасть, или к двоюродной сестре Розе, или к другу Индину Коле, брату маминой практикантки Людмилы. Ранним январским морозным утром выйдя из поезда он пешком( в такую рань троллейбусы ходили редко) с вокзала через весь город пошёл на Зареку, на улицу Державина - 25, к другу. Улицу Державина Пётр хорошо знал, так как через сквер от неё находилась Промышленная, где жила его тётя и он не раз там бывал. Чуть позже Петя с Колей уже были в специнтернате, где располагались участники олимпиады и каково же было их удивление, когда руководитель сказала, что республиканская олимпиада состоялась уже вчера. Это было настоящим ударом для подростка. Парни пошли в кафе-мороженное "заедать" горе, а потом несколько дней "болели" за своих - смотрели по телевизору чемпионат мира по хоккею.
© Copyright:
Пётр Буракевич, 2023
Свидетельство о публикации №223021800420