Семнадцать1и2часть

Пётр Буракевич
               
                1.

        Первое  сентября  1962  года,  прохладное  осеннее  утро. Петю  разбудили  рано. Он  до  сих  пор  помнит  это  материнскую  побудку:  "Петенька,  вставай,  уже  пора". Мама  так  всегда его  будила,  даже,  когда   он  встал  взрослым. Эти  ласковые  слова,  произнесённые  каким-то  извинительным  тоном  он  запомнил  на  всю  жизнь. Быстрый  завтрак,  а  потом  непонятный  для  семилетнего  мальчика  ритуал. Бабушка  достала  откуда-то  небольшой  свёрток  из  почерневшей  марли,  раскрыла  его  и  все  увидели  непонятную  тёмную  субстанцию.

- Это  твой  пупок,  вернее  кусочек  пуповины,  оставшийся  при рождении. Ты  должен  сейчас  развязать  его  и  тогда  в  школе  будешь  хорошо  учиться,  -  объяснила  мама,  сунув  это  "нечто"  сыну.

Петя  взял  эту  штуковину  и  начал  развязывать  сухую  свою  плоть,  когда-то  связывающую  его  с мамой. Она  не  поддавалась,  все  стали  помогать  советами  и  руками. Кое  как  развязали. Пошли  с  мамой  в  школу. В  классе  после  некоторого  знакомства  всех  парами  повели  на  экскурсию  на  пришкольный  участок. В  паре  Пете  досталась  Маня  Мошникова,  девчонка-переросток  с  задержкой  психического  развития,  всегда  пахнувшая  мочой. Для  первоклассника  это  было  ударом,  но  он  стойко  выдержал  эту  экскурсию,  но,  когда  в  классе  его  посадили  за  одну  парту  с  Маней,  забунтовал  и  отказался  с  ней  сидеть. В  итоге  Зинаида  Александровна  посадила  Маню  одну  за  последнюю  парту. После  первого  учебного  дня  дома  начали  оборудование  рабочего  места  первоклассника. Для  этого  отец  подпилил  ножки  у  стола,  стоящего  в  комнате  сестёр  и  бабушки. И  пошли  школьные  будни  "новоиспечённого" первоклассника. Каждое  утро  Петя  слышал  это  извинительно-ласковое: "Сыночек,  вставай,  уже  пора". И  он  вставал,  хотя  так  не  хотелось,  но  ещё  больше  не  хотелось  обижать  маму. Перед  школой  он  отводил  сестёр  в  детский  сад. Приходил  в  школу  рано  ещё  дверь  была  закрыта,  так  как  ходил  в  группу  продлённого  дня. Эта  привычка  никуда  и  никогда  не  опаздывать  закрепилась  у  него  на  всю  жизнь. Группой  продлённого   дня  руководила  жена  тогдашнего  директора  школы  Иванова  Мария  Михайловна,  учитель  физкультуры. Она  ручкой  заводила  патефон,  ставила  граммпластинку  с  песней  "По  долинам  и  по  взгорьям"  на  финском  языке (она  когда-то  работала  учителем  финского  языка)  и  построив "гэпэдэшников",  маршировала  вместе  с  ними  по  коридору. Эта  процедура  была  ежедневной,  благодаря  чему  Петя  до  сих  пор  помнит  слова  этой  песни  о гражданской  войне  на  финском  языке.
     Деревянное  двухэтажное  здание  Верхневажинской  восьмилетней  школы  с  печным  отоплением  было  довольно  холодным,  настолько,  что  в сильные  зимние  морозы  замерзали  чернила  в  чернильницах,  стоящих  на  каждой  парте. Петя  в  такие  дни  радовался,  что  не  надо  писать. Он  не  любил писать,  особенно чистописание  в  прописях. В конце  первого  класса  бабушка  пристала  к  внуку  с  требовательной  просьбой  написать  какой-то  текст  и  он  согласился. С  усердием   писал  на  одинарном тетрадном   листке  не  очень  понятные ему  слова-заклинания. Потом  бабушка  пояснила,  что  это  что-то  вроде  прошения  к  богу  о  помощи  в  учёбе  и  этот  листок  надо  поместить  под  матрас.

- Но  бабушка,  ведь  бога  нет,  -  возразил  внук.

- Для  кого  нет,  а  для  кого  и  есть,  а  бумажка  пусть  будет  на  всякий  случай. -

Петя  не  стал  больше  возражать,  так  как  не  знал,  как  относиться  к  богу  -  его  не  научили,  хотя  был  крещён. Он  верил  в  знахарство  бабушки. У  неё  всегда  на  летней  кухне  сушились  пучки  различных  трав,  мухоморы,  куриные  желудки,  ящерицы  и даже  змеи. Петя  видел,  как  бабушка  заговаривала  людей  от  каких-то  болезней. Со  слов мамы  бабушка  могла  лечить  заговорами  грыжу,  недержание  мочи,  заикание,  снимала  зубную  и  суставные  боли. Очередной  заговор-заклинание    бабушка  передала  внуку,  когда  он  учился  в  четвёртом  классе.

- Если  чего-то  не  знаешь,  на  контрольной  работе  или  на  экзамене,  мысленно  обратись  за  помощью  со  словами: "Кузьма  Демьян,  добрый  учитель,  помоги  мне". И  он  поможет, - наставляла  она  внука.
Несмотря  на  все  эти   "колдовские"  ухищрения  и  заговоры  Петя  в  учёбе  "звёзд  с  неба  не  хватал"  -  учился  только  без  троек, математику  "тянул"  еле  на  четвёрку,  лучше  давались  гуманитарные  предметы. Если  "колдовство"  бабушки  не  особо  помогало  в  учёбе,  то  заговор  на  успешную  рыбалку  давал результат  и  Петя  всегда  приходил  с  рыбалки  с  уловом. Бабушка  -  Мария  Яковлевна  была  очень  тихим  и   спокойным  человеком  и  воспитывая  внука  говорила  ему: "Старайся  жить  своей  головой,  если  товарищи  собираются  кого-то  обидеть  или  сделать  что-то  нехорошее,  не  ходи  с  ними". Однажды  придя  из  школы  Петя   рассказал  домашним  анекдот  про  Никиту  Хрущёва -  бабушка  была  в  шоке  и  шёпотом  осадила  внука: "Никогда  и  никому  больше   не  рассказывай  такие  анекдоты". По  всей  видимости,  бабушка  ничего  не  знала  о  хрущёвской  оттепели  и  в  ней  был  ещё  "жив"  синдром  38  года.

      В  шестом  классе   классный   руководитель  Жанна  Александровна  вовлекла  его  в  школьный  драмкружок  под  названием  "Красная  гвоздика". За  два  года  работы  кружка  было  поставлено  несколько  спектаклей  и  пьес  и  в  каждой  постановке  участвовал  Пётр,  как  ему  казалось,  в  главной  роли. Выезжали  на  гастроли  с  концертами  в  соседние  посёлки   - Святозеро  и  Интерпосёлок.  Это  был прекрасный  период  в  жизни  Петра,  период  самоутверждения,  время,  когда  он  увидел  внимание  к  себе  и  это  ему  понравилось,  как  понравилось  бы  любому  подростку  в  том  возрасте.
     Относительно  беззаботное  время,  вдруг,  неожиданно  закончилось: в  семье  Петра  произошли  нехорошие  перемены. Сначала  умерла  бабушка,  дожившая  до  восьмидесяти  шести  лет. Она  уже  пару  лет,  как  говорила,  что  устала  от  жизни  и  хотела  умереть,  только  не  зимой. И  тихо упокоилась в  день  рождения  пионерской  организации  -  19  мая. Потом  ушёл  из  семьи  отец  и  какое-то  время  жил  в  общежитии. Это  событие  стало  серьёзным  потрясением  для  тринадцатилетнего  подростка. Пётр  очень  сильно  переживал,  настолько,  что  иногда  "пускал  слезу",  но внешне  старался  быть  спокойным. Даже  как-то    пошутил  сёстрам:  "Теперь  вы  будете  не  Петровны,  а  Марусевны". Размолвка  родителей  не  переросла  в  развод  и  через  пару-тройку  месяцев  они  восстановили  отношения  и  семья  переехала  на  новое  место  жительства  в  один  из  районных  центров  северо-запада  Карелии.
                2.

     На  уроке химии   в  8а  классе,  как  обычно,  стоял  шум  и гам. Учителя  совсем  не  слушали,  почти  все  были  заняты  своим  делом. Витя  Евстратиков  рассказывал  Вовке  Протасу  о  рыбалке,  Вовка  Гончаров  в  кого-то  целился  из  рогатки-резинки. Даже  девчонки  и  те  не  все  были  мыслями  на  уроке. Химичка,  поорав  и  поняв,  что  толку  нет,  села  на  стул  и  обхватила  руками  свою  голову,  словно  защищаясь  от  этого  бардака. Только  один  Петя  увлеченно  что-то  писал  в  тетради. Он  бы  тоже  валял  дурака,  но  научился  решать  задачи  и   ему  было  это   интересно.
- Галина  Васильевна,  проверьте  у  меня,  я  уже  решил,   -  обратился  Пётр к  учителю.
Учитель    подошла,  и  проверив  решение  задачи,  похвалила  ученика:

-  Молодец,  реши  ещё  и  эту  задачу,  вспомни,  как  делали  расчёты,  когда  одно  из  реагирующих  веществ  дано  в  избытке,  а  другое  в  недостатке.

Пётр  без  промедления  приступил  к  новой  задаче -  он  был  "на  кураже",  но  звонок  прервал  его  работу. Подросток  и  так  был  доволен:  он  сегодня  на  уроке  решил  шесть  задач,  седьмую  не  закончил. Услышав  звонок,  ученики, не  соблюдая  принятых  в  этих  случаях  правил,  сразу  же  рванули  из  кабинета. Петя  как-то  в  этом  постоянном  шуме  на  уроках  химии  смог  усвоить  принцип  стехиометрических  расчётов  и  решая  задачи,  получал  удовлетворение  от  того,  что  есть  результат  его  труда. Он  не  любил  алгебру  и  геометрию,  так  как  эти  предметы  не  давались  ему  "с  лёта",  требовалось  какое-то  время  для  осмысления. На  уроках математики  в  шестом  и  седьмом  классах  он  стеснялся  или  даже  боялся,  что  его  вызовут  к  доске  и  он  не сможет  решить  задание,  а   в  восьмом  классе  в  новой  школе  учитель  Лидия  Петровна  Горшкова  старалась  снимать  эти  комплексы  у  таких  учеников,  заявляя:
 
- Не  бойтесь  ошибаться,  вы  же  учитесь,  а  учёба  без  ошибок  не  бывает.

С  физикой  тоже  проблемы:  учителя  физики  постоянно  менялись  и  достаточно  было  вызубрить  кусок  теории,  чтобы  получить  "4"  или  "5",  а  вот  задачи  решали  мало. А  литература,  что  за  предмет,  зачем  обсуждать  характер  Катерины  из  "Грозы"  Островского  или  описание  жизнь  помещиков  в  "Мёртвых  душах"  Гоголя? Так  рассуждал  Пётр,  выполняя  домашние  задания  по  этому, как  ему  казалось,  бесполезному  предмету. А  вот  новый  предмет  черчение в  последнее  время  ему  нравился,  хотя  его  чертежи  учитель  оценивала  только  на  четвёрку. С  осени  у  Петиной  мамы,  работающей  бракёром-приёмщиком,  проходила  практику  студентка  Лесотехникума  Людмила  и  она  как-то  попросила  Петра  сделать  пару  чертежей. И  он  начертил,  а  потом  ещё  и  ещё,  словом,  выполнил  весь  курс  черчения  Лесотехникума,  где  неплохо  оценили  его  работы  и  это   очень   льстило  подростку.

     Утром   опять  эта  школа,  так  не  хочется  идти,  а  надо,  никуда  не  денешься. Перед  уроками  пацаны  всегда   кучкуются  около  неформальных  лидеров. В  8а  одним   из  таких  был  Володя  Купреев. На  подоконнике  окна  рекреации  уже  сидели  трое,  в  том  числе  и  Пётр.  Володя  рассказывал  своим  одноклассникам  какую-то  историю-байку. Все  увлечённо  слушали. На  этих  утренних  пред урочных  посиделках  школьники  почти ежедневно  сокрушались,  что  ещё  так  долго  учиться,  а  это  так  надоело. Три  года  им  казалось  вечностью. Эту  традиционную  беседу  прервала  появившаяся  химичка.

- Петя,  в  воскресенье  будет  районная   олимпиада  по  химии. Обязательно  приходи,  - заявила  Галина  Васильевна  и  не  дожидаясь  ответа  удалилась.

Пацаны  посмотрели  на  Петю,  как  на  инопланетянина,  но  на  удивление  ничего  не  сказали,  не  стали восторгаться,  удивляться  или  подкалывать  одноклассника. В  воскресенье  в  полупустой  школе  проходила  районная  олимпиада  по  математике,  химии,  биологии  и  физике.  По  итогам  олимпиады  он  занял  первое  место   среди  школьников  района   по  химии. Эта  победа  придала  определённую  уверенность  в  его  возможностях.
 
      В  первый  день  зимних  каникул  Галина Васильевна  объявила  Петру,  что  на  следующий  день  надо  ехать  в  город  Петрозаводск  для  участия  в  республиканской  олимпиаде  по  химии  и  участники  будут  жить в  помещении  специнтерната  по  адресу  проспект  Урицкого,  169.  И  подросток  поехал,  один,  без  сопровождающего. Мама  запросто  отпустила  сына,  зная,  что  он  сам  может  попасть,  или  к  двоюродной  сестре  Розе,  или  к  другу  Индину  Коле,  брату  маминой  практикантки  Людмилы. Ранним  январским  морозным  утром  выйдя  из  поезда  он  пешком(  в  такую  рань  троллейбусы  ходили  редко)  с  вокзала   через  весь  город  пошёл  на  Зареку,  на   улицу  Державина - 25,  к  другу. Улицу  Державина  Пётр  хорошо  знал,  так  как  через  сквер  от  неё  находилась  Промышленная,  где  жила  его  тётя  и он  не  раз  там  бывал. Чуть  позже  Петя  с  Колей  уже  были  в  специнтернате,  где  располагались  участники  олимпиады  и  каково  же  было  их  удивление,  когда  руководитель  сказала,  что  республиканская  олимпиада  состоялась  уже  вчера. Это было  настоящим  ударом  для  подростка. Парни  пошли  в  кафе-мороженное  "заедать"  горе,  а  потом  несколько  дней  "болели" за  своих -  смотрели  по  телевизору  чемпионат  мира  по  хоккею.